Развитие инфраструктуры товарных рынков

В условиях рыночных отношений государство не вмешивается в хозяйственные отношения независимых субъектов рынка, однако обязано обеспечить благоприятные условия для их эффективной деятельности. Одной из важнейших задач государства в таких условиях становится создание и развитие современной рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура (от лат infra - "ниже", "под" и structura - "строение", "расположение") - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы. В английском языке термин применяется с 1920-х годов, в соответствии с Оксфордским словарем заимствован из военной лексики, куда пришел из французского языка.

Таким образом под инфраструктурой понимаются силы и средства общего пользования для всех организаций, независимо от их форм собственности. Инфраструктура создается и развивается преимущественно за счет государственного и муниципального финансирования, то есть зависит от налоговых поступлений, что и обусловливает хронический дефицит ресурсов на ее развитие. По мере становления рыночных отношений в стране к ее созданию и развитию все шире подключаются и частные инвестиции, а многие ранее созданные государственные или муниципальные объекты инфраструктуры постепенно приватизируются.

В каждой сфере деятельности объективно существуют основные процессы, а также структуры или объекты, обслуживающие или обеспечивающие их функционирование. Соответственно различают рыночную, военную, социальную и другие многочисленные разновидности инфраструктуры.

С позиции системного подхода к экономике рыночную инфраструктуру целесообразно подразделить на два основных ее вида: производственную и социальную. Производственная инфраструктура должна обеспечить условия для эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов во всех сферах рыночной экономики. К производственной инфраструктуре относят, прежде всего, энергетику, транспорт, связь и телекоммуникации, кредитно-финансовую систему.

Социальная инфраструктура призвана обеспечить нормальную жизнедеятельность населения. Она более разветвлена и включает жилищно-коммунальное хозяйство, системы здравоохранения и образования, общественное питание, бытовое обслуживание и розничную торговлю, науку и научное обслуживание, физическую культуру и спорт, культуру.

Сбытовую деятельность можно рассматривать как своеобразное производство, которое не может функционировать без обеспечения складов и других объектов товародвижения электроэнергией. Сбыт также непосредственно связан с работой транспорта. Информационное обеспечение сбытовой деятельности в условиях рынка практически невозможно без использования средств связи. Все сбытовые операции сопровождаются кредитными операциями и финансовыми расчетами между отправителями и получателями продукции и услуг.

Сбытовая деятельность реализуется с использованием труда части населения. Для эффективной сбытовой деятельности требуются специально подготовленные помещения, физически здоровый и обученный персонал, организация питания и бытового обслуживания в процессе выполнения заданий, приобщение работников к науке, спорту и культуре.

Конечным звеном сбытовой деятельности и товарного рынка является по существу розничная торговля готовой продукцией для населения и абстрагироваться от условий ее организации недопустимо. Исключение составляет лишь продукция производственно-технического назначения, где завершающими операциями становятся преимущественно регулярные оптовые поставки между предприятиями без непосредственного участия населения.

Таким образом, состояние производственной и социальной инфраструктуры в стране оказывает определенное влияние на эффективность сбытовой деятельности. Вместе с тем из производственной и социальной инфраструктуры можно выделить структуры и объекты, которые непосредственно обслуживают сбыт готовой продукции или товарный рынок.

Основными элементами инфраструктуры товарных рынков (Рис. 13.1) обычно считают:

коммерческие структуры, выполняющие посреднические функции между производителями продукции и многочисленными ее потребителями;

складские помещения, оборудованные для временного или длительного хранения продукции, выполнения погрузочно-разгрузочных и других складских работ;

транспортные структуры как совокупность путей сообщения и транспортных средств, а также компаний, выполняющих функции транспортно-экспедиторского обслуживания;

тароупаковочную индустрию, способствующую укрупнению грузовых единиц, сохранности продукции в процессе транспортировке и хранении, а также обеспечивающую высокий уровень сервиса для покупателей;

информационные системы, предназначенные для сбора, обобщения и передачи данных о состоянии товарного рынка, обмена финансовыми потоками за реализуемые товары;

нормативно-правовое обеспечение взаимодействия участников товарного обмена.

Инфраструктура товарных рынков

Основные элементы

Посредни-ческие компании   Склады   Транспорт   Тароупако-вочная индустрия   Информа-ционные системы   Нормативно-правое обеспечение

Рис. 13.1. Состав инфраструктуры товарных рынков

В условиях административной системы управления отсутствовало даже понятие инфраструктуры товарных рынков, поэтому с переходом к рыночным отношениям потребовалось ее срочно формировать. В настоящее время в стране созданы все элементы инфраструктуры товарных рынков, однако проблем в ее состоянии пока достаточно много.

Основные направления решения этих проблем предусмотрены Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков, принятой Правительством Российской Федерации (25, с 34). Большинство запланированных программой мер были реализованы в два этапа. К сожалению кризисные явления в России и мировой финансовый и экономический кризис тормозят темпы ее реализации и ряд сложных задач пока остаются нерешенными (1, с. 19).

Во-первых, продолжают активную работу созданные с 1990-х годов валютные и товарные биржи, включая Московскую фондовую биржу "МФБ", которая осуществляет товарные операции по широкому спектру, включая сельскохозяйственную продукцию, энергоносители, металлы, минеральное сырье, строительные материалы, продукцию химической и фармацевтической промышленности, лес и лесоматериалы.

Созданы региональные биржи, включая Ростовскую "ММВБ-Юг", Сибирскую "ММББ-Сибирь", Азиатско-Тихоокеанскую "ММВБ-Дальний Восток" и другие биржи. Особый интерес представляет Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, осуществляющая электронные торги, когда продавцы и покупатели взаимодействую анонимно, не видя друг друга.

Известные в России и за рубежом коммерческие компании с участием государственного капитала, такие как Газпром, Роснефть и некоторые другие успешно работают на рынке, выполняя задачи разведки, добычи и переработки минерального сырья, транспортировки и сбыта готовой продукции.

В сфере товаров промышленного и оборонного назначения на российском и зарубежных рынках сбыта достаточно эффективно действуют крупные специализированные коммерческие посреднические структуры. Так, например, ОАО "Рособоронэкспорт" - российская коммерческая компания, единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра конечной продукции, технологий и услуг в сфере военного и двойного назначения.

Ряд других коммерческих компаний по сбыту товаров производственного назначения успешно осуществляют операции по комплектации сложной продукции, не только их реализуют, но и создают сервисные центры по обслуживанию потребителей, в том числе за рубежом.

Намечены и успешно реализуются меры по сбыту продукции отечественного производства для населения страны. В соответствии с программой с привлечением целевого муниципального финансирования созданы 70 оптовых продовольственных баз, в том числе в Москве 17, Курске - 10, Челябинской и Орловской областях - по 6 баз.

В то же время пока не удалось сформировать достаточное количество цивилизованных коммерческих посреднических компаний по сбыту товаров народного потребления (11, с. 204-207), недостаточное внимание уделяется расширению сети предприятий посылочной торговли.

Во-вторых, производственные предприятия и коммерческие структуры в современной России складским помещениями для сбытовой деятельности обеспечены более чем достаточно. Это обусловлено резким спадом производства с началом перехода к рынку, когда освободившиеся цеха многих крупных предприятий массово стали сдаваться в аренду под склады.

Вместе с тем большинство приспособленных складских помещений коммерческих компаний имеют небольшие размеры, слабо оснащены средствами механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, поэтому пока широко применяется ручной малопроизводительный складской труд.

В условиях избытка складских площадей многие коммерческие компании не считают нужным строить современные специализированные и хорошо оснащенные склады. Особенно остро ощущается недостаток современных холодильников, что обусловливает высокий процент потерь овощей, фруктов и другой скоропортящейся продукции.

Постепенно формируются терминальные комплексы в крупных портовых городах, включая Астрахань, Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск.

Создаются современные распределительные центры в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и других городах, как правило на средства крупных торговых фирм, таких как X5 Retil Group (27 распределительных центров по всей стране), "Дикси" (во Внуково), "Лента", ЮВТ, "Пятерочка".

В-третьих, состояние транспортной системы страны не в полной мере соответствует требованиям мирового уровня. Сеть железных дорог в стране развита крайне неравномерно и работает с высоким напряжением. Особенно слабо развиты транспортные коммуникации на севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Подвижной состав железных дорог изношен на 70%, срок службы морских и речных судов предельный.

Экономия на строительстве магистральных автомобильных дорог приводит к огромным расходам по их эксплуатации и ремонту. Особенно слабо развита сеть автомобильных дорог до непосредственных потребителей готовой продукции, что приводит к длительным срокам доставки готовой продукции.

Сеть магистральных трубопроводов на территории России динамично расширяется с выходом на зарубежные страны, в том числе и по дну моря, включая "Северный поток" по дну Балтийского и по дну Черного моря. Однако имеет место тенденция недооценки доведения местных трубопроводов непосредственно до мест массового потребления нефтепродуктов, что обусловило необходимость больших объемов их доставки автомобилями-бензовозами. Для снижение трудоемкости и опасности дорожно-транспортных происшествий на дорогах требуется создание разветвленной заглубленной трубопроводно-складской системы.

Необходимы крупные государственные инвестиции в продолжение строительства скоростных транспортных коридоров как внутри страны, так и для связи с зарубежными странами, включая Китай, который становится наиболее важным торговым партнером России по реализации готовой продукции.

В-четвертых, тароупаковочная индустрия как непременный элемент российской логистической системы за последние десятилетия претерпела радикальные изменения, в частности созданы условия для подключения страны к международной контейнерно-транспортной системе, сформирован достаточный парк универсальных контейнеров общего пользования и накоплено достаточное количество многооборотных европоддонов для доставки пакетированных тарных грузов, внедрены в производство пакетоформирующие машины.

Налажено массовое производство гофрированного картона и полимерных пленок различной толщины, что позволило существенно улучшить внешний вид и упаковку товаров для населения, которые по уровню дизайна не уступают зарубежной продукции. В то же время недостаточное внимание уделяется сохранению многооборотной тары, большинство деревянной тары сжигается на складах потребителей.

Необходимо расширение сети зерновых элеваторов для сохранения качества продукции и улучшение оснащения современных фасовочных комбинатов для преобразования прочной транспортной тары в удобную потребительскую тару.

В-пятых, заметно улучшилось информационное обеспечение товарных рынков, сократилось время прохождения платежей по сделкам с готовой продукцией. В то же время медленно создается общедоступная федеральная система обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией о состоянии товарного рынка. Пока не завершено создание общероссийского и сети региональных информационно-маркетинговых центров, способных организовать наблюдение за состоянием товарных рынков и распространением информации и рекламы.

В-шестых, разработана и внедрена нормативно-правовая база по организации транспортно-экспедиторского обслуживания перевозок грузов, которая унифицирована с международным законодательством. В то же время нормативные документы по организации сбытовой деятельности пока недостаточно совершенны, что позволяет преступности влиять на качество услуг и уровень трансакционных издержек.

Вопросы для контроля знаний:

1. Особенности реализации готовой продукции бюджетными предприятиями и коммерческими компаниями.

2. Проблемы распределения продукции в российских бюджетных предприятиях.

3. Участники процесса сбыта продукции.

4. Фирменные сбытовые сети.

5. Условия передачи сбытовых функций посредническим структурам.

6. Принципы сбытовой политики.

7. Сравнение стратегий "выталкивания" и "вытягивания" готовой продукции на рынок.

8. Элементы инфраструктуры товарных рынков.

9. Основные направления развития инфраструктуры товарных рынков в современной России.

10. Состояние российской тароупаковочной индустрии.

Наши рекомендации