Классификация товарных рынков . Характеристика рынков АПК

Рынок - совок-ть эк-ких отнош-й, к-ые складываются в сфере обмена по поводу реал-ии товаров, раб-т, услуг; это часть товарноденежныхотнош-й. Клас-ция рынков: По объектам: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок тех-гий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок раб.силы. В пространственном отношении: локальный, регион-ыи, нац-ный, мировой рынки. По мех-зму ф-ц-рования: свободный, монополизированный, гос-вено-рег-руемый и планово-регулируемый рынки. По уровню насыщенности: равновесный, дефицитный и избыточный. Характеристика рынков АПК. В составе рынков АПК рассматриваются рынки: труда, земли, капитала, продовольствия. Рынок продов-я.(продов-е товары, готовые к употреблению: молочные, колбаса, хлеб, кондитерские). Данная продукция разнообразна, что способствует установлению конкуренции между производителями товаров заменителей. Рынок труда.Подчел-миpec-миподразумевают любую интел-льную или физич. дея-ть чел-ка, направленную на достиж-е полезного рез-та. Цена, выплачиваемая за труд, наз-сяз/п, т.е. сумма, выплачиваемая за исп-иеед-цы труда в теч. опр-ленного времени. Рынок кап-ла.Кап-л - весь накопленный запас ср-в, необх-ых для пр-ва матер.благ, это созданные людьми пр-венные рес-сы, предназнач-ые для повыш-ияпроизв-ти труда. Под кап-лом понимают деньги, на к-ые приобретают физич, эл-ты пр-ва. Плата за исп-ние чужих денег или физич-го кап-ла наз-сяпроцентом. Рынок землиЗемля как ф-торпр-ваимеет некот-е особ-ти: имеет неограниченный срок службы и не воспр-ся по желанию; по происхож­дению она природный ф-р, а не продукт чел-кого труда; земля не поддается перемещ-ю, свободному переводу из одной отрасли пр-ва в др-ю, с одного п/п-я на др-ое, т.е. она недвижима; земля,исп-зуемая в с/х, при рац-льной эксплуатации не только не изнаш-ся, но и улучшает своюпродуктив-ть. Особенности рынка земли: поскольку общее предложение земли жестко фиксировано, рыночная цена на землю зависит в основном от спроса. На спрос влияют такие по ф-ры, как спрос на продукцию произведенную с использованием земли, кач-во зе­мельного участка, кот-оеопр-ся с показателями - плодородие, местоположение. Два вида цен на землю: • Цена земли, как объекта собственности. • Цена земли, как объекта пользования.

10. Особенности и факторы спроса на с/х и продовольственных рынках эластичность спроса по доходу и цене. Перекрестная эластичность спроса.

Спрос - платежеспособная потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке. В зависимости от покупательских намерений различают след.виды спроса: •Жесткий (твердо сформ. спрос, при кот-ом покупатель намерен приобрести товар и не согласен на замену). •Мягкий (альтернативный спрос), при кот-ом покупатель не уверен в выборе товара, нуждается в консультации со стороны продавца. •Импульсивный спрос (возникает неожиданно для покупателя, когда он узнает о товаре, привлекающем его различными хар-ками), следовательно спонтанный спрос. •Ажиотажный (панический) спрос, возникает независимо от потребностей покупателей, кот-ые приобретают товары, чтобы застрахо­ваться на случай отсутствия товара в продаже или уберечь деньги от инфляции. •Скрытый спрос. Имеется потребность, обеспеченная деньгами, но товара на рынке нет. •Насыщенный спрос - покупатели удовлетворены как объемом предлагаемых товаров, так и их ассортиментом. Факторы спроса:1.Цена товара – осн-ой ф-р. Взаимосвязь м-у ценой и спросом обратная. С ростом цены - спрос падает и наоборот. Искл. по товарам: не престижные товары и престижные товары, рост цены по ним покупатели связывают с улучшением кач-ва товара, следовательно, увеличивают покупки. 2.Доходы покупателей. Прямая взаимосвязь м-у доходами и спросом. Искл.: не престижные товары, по кот.при росте дохода наблюдается уменьшение покупок. 3.Вкусы и предпочтения покупателей. Роль этого ф-ра увеличивается по мере насыщения рынка. Изм. вкусов – изм. спроса. 4.Числ-ть насел-я. 5.Ожидание покупателей (инфляционные ожидания могут привести к ажиотажному спросу). 6.Цены на товары заменители(взаимосвязь м-у ценой товара заменителя и спросом на данный товар - прямая). С ростом цены увел.спрос на заменитель. 7.Цены на товары дополняющие. Взаимосвязь обратная. Рост цен на дополн. товар приводит к снижению цен на данный товар. Эластичность спроса по цене: Эластичность - это мера реагирования одной переменной на изменение другой. Эластичность спроса по цене измеряется коэф-том: К =% изменения спроса /% изм. цены. Он показ.на сколько % изменится спрос при изм. цены на 1%. Если больше 1, то спрос эластичен (снижение цены на 1% приведет к увел. спроса более чем на 1%, в рез-те снижения цены, выручка от реализации возрастает). Если меньше 1, то неэластичен (снижение цены на 1 % приводит к росту спроса меньше чем на 1 %, выручка снижается). Если значение = 1 (спрос с единичной эластичностью.Снижение цены на 1%приводит к увеличению спроса на 1%).Факторы эластичности спроса по цене: •Осн-ой ф-р - наличие товаров заменителей. Чем больше товаров заменителей, тем более эластичен спрос по цене. С/х про­дукция не эластична по цене, т.к. сырье для пр-ва пр. питания не имеет заменителей. В среднем коэф-т спроса по цене = 0,2. •Предпочтение покупателей. Чем более предпочтителен товар для покупателя, тем он менее эластичен по цене. •Период вр-ни, отведенный для прин. решений. Покупатели проявляют консервативность при выборе товаров, требуется вр-я для того, чтобы подобрать приемлемые заменители, поэтому в долгосрочном периоде эл. спроса по цене выше, чем в краткосрочном. •Доля расходов на товар в общих расходах. Чем больше эта доля, тем более эл. спрос по цене. Эластичность спроса по доходу. Измеряется коэф-том = % изменения спроса /% изменения дохода, показывает насколько % изм. спрос при изм. дохода на 1%. Значение коэф-та в основном «+», т.к. взаимосвязь м-у спросом и доходом прямая. Факторы эл. спроса по доходу: 1.Предпочтение покупателей. Чем товар предпочтительней, тем выше эл. по доходу. 2.Уровень разв. хоз-ва страны. Чем ниже уровень разв., тем выше эл. спроса по доходам на прод. питания.





Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью. Классификация товарных рынков . Характеристика рынков АПК - student2.ru

где QB1 , QB 0 - величина спроса на благо B до и после изменения цены блага "А";

PA1 , PA 0 – цена блага "А" до и после изменения.

Наши рекомендации