Основные черты рынков факторов как производные от товарных рынков

Для производства товаров и услуг фирмы должны приобретать различные ресурсы. На рынках ресурсов покупателями являются фирмы, а продавцами - фирмы и домохозяйства. Домохозяйства продают фирмам, принадлежащие им первичные производственные ресурсы: труд, землю и капитал. Фирмы продают друг другу товары, необходимые для производства других товаров. Такие товары называются промежуточными. Рынки ресурсов являются неотъемлемой частью кругооборота товаров и услуг. От эффективности работы рынков ресурсов зависит оптимальность использования самих ресурсов, устойчивость всей экономики.

Исследование рынка факторов производства важно по причинам:

1) Цены на экономические ресурсы, складывающиеся на этом рынке, с одной стороны формируют издержки предприятия, а с другой доходы домашних хозяйств, и в конечном итоге – спрос на товары и услуги на рынке продуктов;

2) Процесс образования на факторном рынке показывает, как распределяются ограниченные ресурсы среди фирм, отраслей, регионов – это является одним из условий эффективного использования ресурсов;

3) Спрос на ресурсы является производной, т.к. зависит от спроса на товар и услуги, выпускаемые с помощью данных ресурсов;

4) Распределение доходов, которое осуществляется через механизм ценообразования на факторном рынке является объектом борьбы и находится в центре общественного внимания.

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, спрос на фактор производства имеет свою специфику.

Особенность спроса на любые факторы производства состоит в том, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск товаров и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматель стремится обнаружить возможности получения дохода не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д.

Все факторы производства сопряжены и взаимодополняемы в едином производственном процессе. При всех прочих равных условиях изменение цен на одни из этих факторов вызывает изменение количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все отдельные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена - это одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Рынки факторов производства подчиняются тем же принципам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена ресурсов является равновесной, складывающейся под воздействием спроса и предложения на тот или иной ресурс.

Следует иметь в виду, что различаются сами факторы производства и услуги, оказываемые этими факторами. В качестве факторов выступают: труд, неотделимый от личности работника, земля, элементы реального капитала (производственные здания, сооружения, станки, оборудование, материалы и т. п.). Каждый из факторов, выступая как элемент производственного процесса, оказывает определенные услуги. Величина цены этих услуг обусловливает доходы собственников факторов производства: заработная плата, прибыль, рента, процент.

Поэтому проблема ценообразования на услуги факторов производства тесно связана с проблемой рыночного распределения доходов собственников этих факторов.

Факторы производства могут отчуждаться от своих собственников на определенный срок. В этом случае возникает рынок услуг факторов производства. На рынке услуг труда работник нанимается на работу на оговоренный период времени; на рынке услуг земли на тот или иной срок сдаются в аренду земельные участки; на рынке услуг капитала сдаются во временное пользование элементы реального капитала.

Если факторы производства оказывают услуги своим собственникам, то они не выступают на рынке. Так, предприниматель может сам трудиться в собственной фирме, используя принадлежащий ему участок земли, производственные помещения, оборудование и т. п. В этом случае заработная плата, земельная рента и процент присваиваются самим собственником ресурсов. Такое положение дел характерно для мелкого бизнеса.

На рынках самих факторов производства осуществляются процессы купли-продажи ресурсов, навсегда отчуждающихся от своих собственников. Таковыми являются рынки земли или рынки элементов реального капитала. Объектами продажи здесь выступают участки земли, производственные помещения, станки, сырье и т. п.

На факторы производства, которые являются реальным капиталом, устанавливаются определенные цены, которые представляют собой моментные величины. Их размерность выражается в рублях, долларах и т. д. за станок, производственное здание или земельный участок на данный момент времени.

Особенностью рынков факторов производства является то, что ресурсы не поступают в личное потребление. Поэтому, в отличие от кривой спроса на товары и услуги, которая строится исходя из системы предпочтений отдельных индивидов, кривая спроса на ресурсы определяется объемами спроса, предъявляемыми фирмами. Спрос на факторы производства является производным спросом.

Производный спрос - спрос на факторы производства, зависящий от спроса на товары и услуги, производимые фирмами, использующими эти факторы.

Наши рекомендации