Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков

Инфраструктура товарных рынков определяется как система организа­ций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функцио­нированию сфер конечного потребления. Таким образом, инфраструк­тура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между производителями, посредниками и потребителями. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынка и всей экономики.

Инфраструктура товарного рынка как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:

• подсистема торговых посредников и складского хозяйства — организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара посредством со­здания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выста­вок и ярмарок, оказания складских услуг и др.;

• подсистема информационного обеспечения — организации, обес­печивающие наблюдение за рынками товаров, включая потреби­тельские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы долж­ны быть соответствующие средства связи, программная продук­ция, компьютерная система и полиграфическая база;

• подсистема тароупаковочной индустрии — нормативно-органи­зационные мероприятия и производственные структуры, обеспе-

чивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международ­ным стандартам;

• подсистема транспортного обеспечения (рассматривается толь­ко в части обеспечения требований к развитию и функциониро­ванию инфраструктуры товарных рынков) — все виды транспор­та, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

• финансово-кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

• подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития ин­фраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их испол­нителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рын­ков и способствующие снижению затрат на продвижение продук­ции от производителя до потребителя;

• подсистема нормативно-правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федера­ции, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимо­отношения сторон на товарных рынках.

На сегодняшний день для нашей страны характерны относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инф­раструктуры, что препятствует снижению уровня издержек и по­вышению эффективности функционирования товарных рынков. Для решения этих проблем необходимо рационально расположить на территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, склад­ского, транспортного, информационного обслуживания процесса то­вародвижения, повысить качество рекламного обеспечения. Все это объективно потребовало создания Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков, которая и была разработана Пра­вительством РФ.

Основной целью Программы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей вза­имосвязи между структурными элементами товарных рынков и спо-

191

| собствующей свободному движению товаров, непрерывному процес-I су воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер ко-1 нечного потребления. Для достижения указанной цели должны быть I решены следующие задачи:

• формирование сети посреднических организаций, складского
4 хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю,

разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара

с минимальными затратами; ? • повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и

применения тароупаковочной продукции, отвечающей междуна­
родным стандартам;
• создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародви­
жение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;
I • совершенствование нормативно-правовых основ функциониро-
I вания товарных рынков и их инфраструктуры;

I • создание эффективного информационного обеспечения функцио-
I нирования товарных рынков;

1 • развитие современных форм управления рыночной инфраструк-
I турой;

I • научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры то-
I варных рынков;

1 • организация подготовки и переподготовки кадров. I Решение указанных задач предполагается осуществить в два этапа. I На первом этапе (1998-2000 гг.) предусматривалось осуществить 1 первоочередные меры по созданию правовых и экономических усло-1 вий развития инфраструктуры и функционирования товарных рын-I ков. Мероприятия этого этапа свелись к реализации ряда пилотажных 1 проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной I инфраструктуры, развития производства тары и упаковки.

На втором этапе (2000-2005 гг.) предполагается осуществить ос-* новные мероприятия инвестиционного характера в соответствии

с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе. Определены основные направления развития инфраструктуры то­варных рынков. В частности, комплексное развитие инфраструктуры предполагает:

1. Развитие оптово-посреднических организаций и складского хо-
l зяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики. Преду-

I сматривается введение ряда региональных и межрегиональных

оптовых продовольственных рынков, охватывающих около 30 крупнейших регионов России. В целом развитие оптово-посред-нических организаций и складского хозяйства предусматривает: 1

♦ преимущественное развитие организаций оптовой торговли, i способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.; *

♦ создание хозяйственных комплексов с применением методов * и организационных форм логистики по оптово-посредни- I ческой, складской и транспортной деятельности для снабже- I ния товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним -местностей;

♦ развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;

♦ комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;

♦ создание совместного бизнес-центра и других объектов инф­раструктуры товарных рынков с Республикой Белорусь;

♦ организацию транснациональных корпораций по оптово-по-среднической деятельности;

♦ разработку рекомендаций по оптимальному размещению оп­тово-посреднических организаций и складского хозяйства;

♦ реконструкцию и обновление складского хозяйства;

♦ создание сети складов-отелей, консигнационных и таможен­ных складов;

♦ строительство новых и реконструкцию действующих холодиль­ников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;

♦ совершенствование технологий складирования товаров (раз­работка современных проектов складов, новых видов оборудо­вания, механизация и автоматизация складов);

♦ развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяй­ства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;

♦ создание и развитие объектов инфраструктуры малого пред­принимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длитель­ное хранение;

♦ создание оптовых продовольственных рынков межрегиональ- ' I * ного и регионального уровней, а также местного значения; ■ I *

»

.

Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков193

♦ развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;

♦ развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятель­ности.

2. Формирование информационного обеспечения товарных рын­ков. Существует большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, но ни одна орга­низационная структура не располагает надежной и полной ин­формацией, всесторонне характеризующей состояние информаци­онного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры. Это значительно за­трудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках. В связи с этим Правительством Российской Федерации разработаны меры по формированию информационного обеспе­чения товарных рынков. Они включают в себя меры, связанные с организацией учета и наблюдения за товародвижением, а также наличием и состоянием важнейших элементов инфраструктуры товарных рынков, паспортизацией, постоянным учетом объектов складского хозяйства и торговых посредников, рекламной дея­тельностью и ее упорядочением. Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает:

♦ создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей това­ров оперативной информацией;

♦ создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков;

♦ разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоинформа­ционных систем для передачи и обработки информации;

♦ создание региональных информационно-маркетинговых центров;

♦ формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекла­мы;

♦ разработку методического и программного обеспечения, фор­мирование информационных банков данных.

3. Развитие тароупаковочной индустрии. Из-за несовершенства та-роупаковочной индустрии велики потери товарной продукции. Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышлен-

Германии, Испании, Франции, Италии, США и других стран такие рынки существуют уже много лет. Они представляют собой огром­ные базы, где товаропроизводители, фермеры и внешние оптовики напрямую продают сельскохозяйственную продукцию предпринима­телям сферы переработки и хозяевам различных магазинов. Не­сомненно, что продукты, поставляемые в город через такие рынки, об­ходятся покупателю значительно дешевле, чем по сложившейся схеме снабжения продовольствием через посредников.

В настоящее время действуют оптовые продовольственные рынки в Волгограде, Калуге, Кемерово, Самаре, Тольятти, Туле. Строятся оптовые продовольственные рынки в Смоленске, Костроме, Владими­ре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и других городах.

В Москве организовано открытое акционерное общество «Оптовые продовольственные рынки Москвы». Правительство России рассмот­рело Федеральную программу развития оптовых продовольственных рынков до 2005 г. и подготовило закон «Об оптовых продовольствен­ных рынках» для его принятия в Государственной Думе РФ.

Основные задачи создаваемой в стране системы оптовых продо­вольственных рынков следующие:

• восстановление межрегиональных хозяйственных связей, что позволяет осуществить информационное взаимодействие всех рынков;

• формирование ценовой политики, заключающейся в определе­нии и установлении такой цены, которая, с одной стороны, доста­точна для покрытия производственных расходов, а с другой — приемлема для потребителя;

• противодействие проникновению криминальных структур. ОПР — это сложный, но управляемый и регулируемый механизм

товародвижения, функционирование которого обеспечивается инф­раструктурами, включающими в себя комплекс торговых и складских помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими служ­бами, автостоянку, расчетно-кассовый центр (банк), службу контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а так­же другие службы.

Цивилизованные оптовые рынки облегчают работу служб санэпид-надзора, торгинспекции, решают проблемы продовольственной безо­пасности населения, предотвращают поступление недоброкачественной продукции в торговую сеть. Значительно упрощаются взаиморасчеты между участниками торгов. Аккредитация банка на оптовом рынке

Наши рекомендации