Социально-экономическая сущность и роль товарных рынков и рынков продуктов; задачи их статистического изучения

Товарный рынок продуктов представляет собой сложную систему, со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и их взаимосвязями. Он складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков. Товарный рынок, в том числе рынок продуктов, — составной элемент рыночной экономики страны. Он служит механизмом, обеспечивающим связи сферы производства со сферой потребления, определяющим распределение товаров в соответствии с размером спроса и его соотношением с предложением. Структура товарного рынка приведена на рис. 38.1.

Масштабы товарного рынка и соответственно рынка продуктов обусловливаются двумя факторами: объемом товарной массы, вовлеченной в товарное обращение, и численностью потребителей, предъявляющих спрос на эти товары. Товарный рынок разветвляется на два самостоятельно развивающихся субрынка: рынок продуктов и рынок услуг (см. гл. 39). Особую роль играет биржевой рынок, выступающий как самостоятельный элемент рыночной экономики (см. гл. 40).

Характеристики продукта, которые привлекают внимание покупателя и в конечном счете становятся причиной покупки, — это его свойства: физические, эстетические и эргономические, экономические (пена, производительность, энерго- и затратоемкость и др.) и т.д.

Социально-экономическая сущность и роль товарных рынков и рынков продуктов; задачи их статистического изучения - student2.ru

Рис. 38.1. Иерархическая структура российского рынка продуктов производственного и потребительского назначения

Рынок продуктов подразделяется на рынок продуктов производственного назначения и рынок продуктов потребительского назначения. Каждый из них в свою очередь дифференцируется по некоторым признакам. В частности, рынок производственных продуктов — по отраслевому признаку. Для рынков потребительских продуктов очень важен самостоятельный признак региональной дифференциации (поскольку совокупность потребителей на локальном рынке формируется в границах отдельного региона и тяготеет к его административному центру).

О масштабах российского рынка говорит тот факт, что в 1998 г. на нем выступали в качестве оптовых и розничных продавцов и покупателей, а также торговых посредников-дистрибьюторов почти 900 тыс. предприятий. Основная часть всех продаж на потребительском рынке России осуществляется предприятиями негосударственной торговли (рис. 38.2).

Объем проданных на потребительском рынке товаров в 1997 г. составил 864 трлн руб. (в ценах 1997 г., в неденоминированных рублях). Из этой суммы 41,7% приходится на продукты питания, 7,2% — на алкогольные напитки и 51,1% — на непродовольственные товары. Товарооборот в сопоставимых ценах за год вырос на 2%, но по сравнению с 1990 г. он сократился на 13%.

Сложились определенные пропорции между каналами продажи потребительских каналов. Основная часть товаров продается на муниципальных рынках крупными, средними и мелкими торговыми предприятиями, но почти треть оборота приходится на долю предприятий неторговых отраслей. Эти пропорции показаны на диаграмме (рис. 38.3).

Социально-экономическая сущность и роль товарных рынков и рынков продуктов; задачи их статистического изучения - student2.ru

Рис. 38.2. Формы собственности на потребительском рынке России

Социально-экономическая сущность и роль товарных рынков и рынков продуктов; задачи их статистического изучения - student2.ru

Рис. 38.3. Товарные каналы розничной торговли России в 1997 г.

Место торговли и общественного питания в экономике характеризуется ее долей в валовом внутреннем продукте. В 1997 г. она составила 1/5 ВВП России. Однако в основных фондах торговля занимает всего 1,8%, а в инвестициях в основной капитал — 2,2%.

Рынок изучает не только статистика, но и ряд других наук; именно статистика, обладающая аппаратом глубокого научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность отразить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, дать оценку колеблемости/устойчивости его параметров, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов, и, наконец,позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыкается и в определенном смысле переплетается с маркетинговым исследованием.

Переход к рыночной экономике изменил приоритеты статистики, изучающей сферу товарного обращения. Сократился круг централизованных отчетных показателей, рассчитанных на потребности государственного управления, поскольку действие рыночного механизма сузило сферу непосредственного государственного регулирования процессов купли-продажи, но одновременно у государственной статистики появился мощный импульс для исследования рыночных процессов и явлений.

Информация о состоянии и развитии рынка, о его закономерностях необходима для разработки соответствующей государственной социально-экономической политики, для регулирования ряда рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности и т.д. Все это предполагает отражение функционирования отраслей товарного обращения (включая сферу услуг) в системе национального счетоводства, что необходимо для комплексного народнохозяйственного анализа на макроуровне и для обеспечения информацией международных статистических и экономических организаций, с которыми Россия сотрудничает.

В новых условиях значительно расширяются потребности информационно-аналитического обеспечения бизнеса, менеджмента и маркетинга, складывается самостоятельное направление статистики —бизнес-статистика. Статистика товарного рынка служит базой информации об инфляционных процессах, о насыщении или дефиците потребительского рынка и т.д.

Концептуальная цель статистики товарного рынка заключается в объективной и полной оценке состояния и развития рынка, в выявлении закономерности и тенденции его развития, в характеристике его структуры и региональных особенностей. Эти цели преследуются как государственной статистикой, ориентирующейся на интересы государственного контроля и регулирования рыночной деятельности, так и бизнес-статистикой.

Конкретные задачи статистики товарного рынка могут быть представлены следующим образом:

§ сбор и обработка статистической информации;

§ оценка и анализ конъюнктуры товарного рынка;

§ характеристика объема, уровня и структуры основных рыночных показателей;

§ оценка и анализ динамического развития параметров рынка;

§ региональный анализ товарного рынка;

§ характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Эти задачи конкретизируются и дифференцируется применительно к субрынкам продуктов и услуг, биржевым рынкам.

Наши рекомендации