Тема 16. Отказы рынков и аллокативная роль государства. Экстерналии в функционировании товарных рынков. Общественные блага.

Причины отказов рынков. Понятие экстерналий (внешних эффектов) в потреблении и в производстве. Интернализация внешних эффектов. Корректирующие налоги и субсидии Пигу. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды. Общественные блага. Типология общественных благ. Проблема безбилетника. «Провалы» рынка. Производство общественных благ. Определение оптимального объема производства общественных благ.. Способы трансформации общественных издержек в частные.

На самостоятельную работу студентов по дисциплине Б1.Б.11 «Микроэкономика» выносятся следующие темы:

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Очная форма Заочная форма
Предмет и метод экономической науки. Микроэкономика как часть экономической теории. 1.Предмет и метод экономической теории. Особенности микроэкономики. 2.Потребности и производственные ресурсы. Ограниченность ресурсов и необходимость их эффективного использования. Кривая производственных возможностей общества и ее свойства. 3.Понятие экономические системы. Основные вопросы, решаемые функционированием экономической системы. Виды экономических систем. Особенности марксистской трактовки исторической эволюции общества. О Р
Основы теории полезности, цены и потребительского поведения 1.Предпосылки анализа предпочтений потребителей. Кардиналистская концепция полезности и потребительского поведения. 2.Ординалистская концепция полезности. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения и её динамика. 3.Бюджетные ограничения. Бюджетная линия и ее свойства. Условие потребительского оптимума. 4.Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Кривые "доход-потребление" и "цена- потребление". Кривые Энгеля. 5.Эффекты дохода и замещения. Их проявление относительно стандартных, низкокачественных товаров и «товаров Гиффена». О Р
Спрос и предложение на товарном рынке 1.Определение спроса. Индивидуальный и отраслевой спрос. Закон и кривая спроса. 2.Неценовые факторы спроса. Изменение величины спроса и изменения в уровне спросе. 3.Определение предложения. Закон и кривая предложения. 4.Неценовые факторы предложения. Изменения величины предложения и изменения в уровне предложении. 5.Эластичность спроса и предложения и значение их анализа. 6.Равновесие на однотоварном рынке и его динамика. Излишек потребителей и производителей. 7.Основные модели установления равновесия на товарном рынке. Паутинно образная модель рынка. О Р
Производственная функция и теория производства 1.Производство и факторы производства. 2.Закон убывающей предельной производительности. 3.Правило наименьших издержек. 4.Правило максимизации прибыли. 5.Изокванты и изокосты. 6.Зона технического замещения. Равновесия производителя. Путь развития и экономия от масштаба. О Р
Основы теории фирмы и предпринимательства. Доход, издержки и прибыль фирмы 1.Технологическое, экономическое и правовое содержание понятий "фирма" или "предприятие". 2.Трансакционные издержки в экономике и размеры фирм. 3.Организационно-правовые формы деловых предприятий. 4.Концентрация, централизация и диверсификация производства. 5.Роль крупного бизнеса. 6.Значение мелкого бизнеса в современной экономике. О Р
Теория рыночных структур. Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции 1.Характеристика рынка чистой конкуренции. Особенности кривой спроса на продукт конкурентной фирмы. Рыночная цена и предельный доход конкурентной фирмы. 2.Два способа минимизации убытка в краткосрочном периоде. 3.Два подхода к оптимизации положения фирмы в краткосрочном периоде (по общему и предельному доходам). 4.Кривая предложения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Долгосрочное равновесие в конкурентной отрасли.   О Р
Чистая монополия. Проблемы естественных монополий 1.Характеристика рынка чистой монополии. Естественные монополии. 2.Кривая спроса на продукт фирмы - монополиста. Цена и предельный доход фирмы-монополии. Оптимальный объем выпуска фирмы-монополии. 3.Эластичность спроса на продукт фирмы-монополии и сила монопольной власти в отношении цены. 4.Коэффициент Лернера. 5.Проблема общественного регулирования естественных монополий. О Р
Рынок монополистической конкуренции 1.Условия возникновения рынка монополистической конкуренции. 2.Определение цены и объема производства. 3.Издержки монополистической конкуренции. 4.Дифференциация продукта и монопольная власть фирмы. 5.Неценовая конкуренция, реклама и её роль. 6.Экономические последствия монополистической конкуренции. 7.Прикладные аспекты теории эластичности спроса и предложения. О Р
Теория олигополистического поведения. 1.Олигополия и ее модели. 2.Условия возникновения олигополии. 3.Определение цены и объема производства при олигополии. 4.Виды ценообразования фирм – монополистов. 5.Олигополия на рынке гомогенного товара. 6.Олигополия на рынке гетерогенного товара. 7.Олигополия в свете теории игр. 8.Преимущества и недостатки олигополии. 9.Ценовая дискриминация на рынках несовершенной конкуренции. О Р
Монопсония на товарных рынках 1. Рынок государственных закупок как монопсония. 2. Проблема градообразующих предприятий с позиции теории монопсонии. О,Т Р
Основы теории ценообразования на рынке факторов производства. Рынок труда 1.Спрос на рынке труда и его детерминанты. 2.Особенности предложения труда. Зависимость предложения труда от его цены. Особенности кривой предложения труда. 3.Модели рынков труда: конкурентный, монопольный, монопсонный, двусторонняя монополия. 4.Заработная плата как цена труда. Номинальная и реальная заработная плата Факторы, определяющие уровень заработной платы. Минимальная заработная плата. Средняя заработная плата. О Р
Рынок капитала 1.Особенности капитала как фактора производства. Капитал как «запас» и как «поток» будущего дохода. 2.Прибыль и процент. Норма прибыли и ставка процента. 3.Дисконтирование будущих доходов от использования капитала. Текущая и чистая дисконтированная стоимость. 4.Цена капитальных активов и услуг капитала. Арендная плата. 5.Ценные бумаги, их виды и роль в рыночной экономике. Курс ценных бумаг. 6.Товарные рынки с асимметричной информацией. 7.Риски на товарных рынках: измерение и основные способы минимизации. О Р
Основы теории земельной ренты и ценообразования на земельном рынке. 1.Особенности рынка земли как фактора производства. 2.Спрос и предложение на землю. 3.Дифференциальная земельная рента. 4.Абсолютная земельная рента. 5.Цена земли. О р
Общее рыночное равновесие 1.Цены частичного и общего равновесия. 2.Модель общего экономического равновесия Вальраса. 3.Первая теорема общественного благосостояния. 4.Вторая теорема общественного благосостояния. 5.Распределение доходов в рыночной экономике. 6.Кривая Лоренца и коэффициент Джини. 7.Причины и цели государственного вмешательства в распределение доходов. О Р
Теория общественного благосостояния. Проблема неравенства 1.Методологический индивидуализм. 2.Концепция «экономического» человека. Политика как обмен. 3.Общественный выбор в условиях прямой демократии. 4.Общественный выбор в условиях представительной демократии. 5.Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики. О Р
Отказы рынков и аллокативная роль государства. Экстерналии в функционировании товарных рынков. Общественные блага. 1.Причины отказов рынков. 2.Понятие эстерналий (внешних эффектов). 3.Интернализация внешних эффектов. 4.Теорема Коуза. 5.Общественные блага. Проблема безбилетника. «Провалы» рынка. 5.Производство общественных благ. Определение оптимального объема производства общественных благ. 6.Модель «принципал – агент». 7.Способы трансформации общественных издержек в частные. О,Т Р,Т

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств по дисциплине





Наши рекомендации