Классификация товарных рынков. Характеристика рынков АПК.

Классификация является начальным этапом накопления информации о рынках.

Она осуществляется по ряду признаков:

*товарно-отраслевому (рынки машин и оборудования, рынки минерального сырья и топлива, рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия),

*уровню развития хозяйства страны (рынок страны с натуральным хозяйством, рынок промышленно-развитой страны),

*уровню доходов населения и характеру их распределения (рынок стран с низким уровнем доходов населения, рынок страны с низким и высоким уровнями доходов населения, рынок страны с низким, средним и высоким уровнями доходов населения, рынок страны с преимущественно средним уровнем доходов населения),

*уровень конкуренции на рынке (рынок совершенной конкуренции, рынки несовершенной конкуренции) и т.д.

В составе рынков АПК: рынок сельскохозяйственного сырья, рынок продовольствия, рынки материально-технической продукции, земли и труда.

Рынок сельскохозяйственной продукции ближе других по типу к совершенной конкуренции. Здесь много продавцов, каждый из которых не располагает таким объемом продукции, чтобы влиять на цены, которые формируются под воздействием совокупного спроса и предложения. Входные барьеры на данный рынок ниже, чем на ранее рассмотренных рынках. Эффект масштаба проявляется таким образом, что наиболее эффективными оказываются небольшие предприятия. Технология не только не защищена патентами, но и широко рекламируется. В качестве своеобразного барьера можно назвать необходимость смены образа жизни при выборе сельскохозяйственного вида деятельности. Барьером также может быть ограниченность земли.

Ряд особенностей рынка с\х сырья обусловлены спецификой с/х-го производства. Предложение с/х-ой продукции зависит от погодных условий.

Ассортимент выпускаемой с/х-ми предприятиями продукции зависит от производства основной, дополнительной и побочной продукции. Фактор специализации – погодные условия. Скоропортящийся характер продукции сужает возможности выбора сроков ее реализации. Удаленность от пунктов сбыта обостряет транспортные проблемы, вынуждает обращаться к посредникам.

Гарантированный спрос на с\х продукцию и продовольствие, спрос на продукты питания является относительно малоэластичным в зависимости от цен. С другой стороны, спрос на продовольствие не возрастает аналогично повышению доходов или падения цен. Производственный цикл в с\х занимает длительный период.

В долгосрочной перспективе наблюдается неблагоприятная тенденция снижения цен на с/х-ую продукцию. Это происходит: 1) спрос и предложение сельскохозяйственной продукции не эластичны по цене; 2) предложение растет быстрее, чем спрос в связи с развитием НТП.

10. Особенности и факторы спроса на с\х и продовольственных рынках. Эластичность спроса по доходу и цене. Перекрестная эластичность спроса.

Спрос– платежеспособная потребность покупателей в данном товаре и по данной цене.

Особенности спроса на с/х-ную продукцию – зависимость от спроса на продовольствие, низкая эластичность спроса, относительная стабильность.

Особенность спроса на продовольственных рынках – зависимость от физиологических потребностей, в силу чего относительная устойчивость, зависимость от покупательских намерений.

Различают также: жесткий спрос – когда покупатель уверен в выборе товара и не согласен на замену; мягкий спрос – при кот. покупатель нуждается в консультации со стороны продавца;

спонтанный спрос – возникший неожиданно для покупателя когда он видит товар;

панический (ажиотаж) спрос - когда товары приобретаются независимо от потребителя.

Факторы спроса: *цена товара (при снижении цены, спрос увеличивается, исключая престижные); *доходы покупателей (с увеличением доходов спрос на большинство товаров увеличивается); *вкусы и предпочтения покупателей; *цены на товарозаменители или дополнительные товары; *численность покупателей;*ожидания покупателей (инфляция – к увеличению спроса).

Эластичность спроса по цене – показывает на сколько % изменится спрос при изменении цены на 1 %.

Измеряется одноименным коэффициентом, кот. находится как отношение %-го изменения спроса % изменению цены. Значение в большинстве случаев получится со знаком «-», что показывает обратную зависимость меду спросом и ценой.

Если коэффициент = - 1 - спрос единичной эластичности (при снижении цены на 1% спрос возрастет на 1%.

К-т < - 1 – спрос эластичен по цене (снижение цены на 1% приводит к росту спроса более чем на 1%.

0 < К-т < - 1 – спрос не эластичен по цене, снижение цены на 1 % приводит к росту спроса менее чем на 1 %. В результате выручка снижается.

На эластичность спроса по цене влияют: 1) Наличие товаров-заменителей, 2) вкусы и предпочтения покупателей, 3) период времени, отведенный на принятие решения (чем короче период тем, менее эластичен спрос), 4) доля расходов данного товара в расходах общих.

Эластичность спроса по доходу измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу, кот. рассчитывается как отношение %-го изменения спроса к %-му изменению дохода. Обычно положительная величина, что подчеркивает прямую связь между спросом и доходом.

К-т > 0 Нормальное (полноценное) благо, Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.

к-т > Предмет роскоши, Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.

0 < К-т < 1 Товар первой необходимости, Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход.

К- т < 0 Неполноценное (низшее) благо, Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя.

К- т = 0 Нейтральное благо, Нет прямой зависимости

На эластичность спроса влияют: 1) вкусы и предпочтения покупателей (чем предпочтительней товар, тем выше эластичность спроса по доходу на прод.товары); 2) уровень развития хозяйства страны (чем ниже уровень, тем выше эластичность спроса по доходу на прод.товары).

Перекрестная эластичность спроса – отражает зависимость между спросом на данный товар и ценами на товаро-заменители или дополняющие товары. Она измеряется коэффициентом = отношению %-го изменения спроса на товар к %-му изменения цены товара. Если «+», значит товары х и у заменяют друг друга, если «о» – они нейтральны, если «-» - дополняют друг друга.

Наши рекомендации