III. Проверка домашнего задания.
У. - К уроку вы провели большую поисковую работу. Очень много узнали из книг и сделали сами. и всё - о матрёшках. Предлагаю рассказать это нам.
(Выходит группа мальчиков)
1. Сообщения мальчиков (5 человек)
В толковом словаре русского языка мы прочитали:
• Матрёшка - это расписная игрушка-кукла.
• Сделана из дерева липы, осины или берёзы. Имеет сложную округлую форму, состоит их
2-х частей.
• Внутри полая, в неё вставляются другие кук
лы меньшего размера., но такой же формы.
У. - Перед уроком мы побывали на экскурсии в мастерской по дереву и увидели, как делают игрушки-куклы.
(продолжают мальчики)
■ Прежде чем выточить матрёшку, мастер ищет
подходящее дерево. Его распиливают на чурки,
сушат, (демонстрация чурки)
Чурку очищают от коры и делают заготовку подходящих размеров, (демонстрация заготовки)
■На токарном станке из заготовки вытачивают фигурку нужной формы, (демонстрация формы)
■Далее фигурку распиливают пополам, протачивают изнутри, чтобы была полая, (демонстрация)
■Обработанная и загрунтованная матрёшка поступает в мастерскую художника, где их расписывают (демонстрация готовой матрёшки)
У. - Спасибо, мальчики, за интересные сообщения. Теперь послушаем, что приготовили девочки.
2. Сообщения девочек (5 человек)
1-я - (Держит игрушки - матрёшку и Ваньку-Встаньку)
Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
2-я - (Держит палитру, краски, кисточку)
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
3-я - На щеках навёл зари румянец,
Неба синь плеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
4-я - «Ну и пой, гуляй по свету,
Весели честной народ!»
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
5-я - Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере - творце.
У. - Спасибо, девочки, очень интересные стихи о матрёшках.
3. Сообщение учителя.
- Готовясь к этому уроку, я тоже искала информацию о матрёшках. Интересные сведения я нашла в вашем любимом журнале «Мурзилка». Раздел «Галерея искусств Мурзилки» сообщает:
(показ № «Мурзилки» и вкладыша)
(По ходу рассказа на доске прикрепляются карточки с выделенными терминами)
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 в. В старинной подмосковной усадьбе русского мецената Саввы Мамонтова- Абрамцево собирались видные русские художники. Здесь была создана художественная мастерская,в которой производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе и игрушки. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Прообразом послужила привезённая женой Мамонтова из Японии деревянная кукла - КОКэСИ. Это была фигурка добродушного буддийского мудреца ФУКУРУМУ, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, (прикрепляется рисунок этой игрушки на доске) Хоть игрушка и была привезена с далёкого японского острова Хонсю, сами японцы утверждают, что её выточил безвестный русский странник -монах.
Художники попросили знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою русскую. Мастер изготовил игрушку. Расписывал её художник Сергей Малютин. Назвали её матрёшкой. В провинции Матрёна. Матрёша считалась одним из распространённых имён. В основе его лежит латинское слово «mater» - мать. Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях было принято иметь помногу детей.
Вскоре игрушка стала популярной. В России возникли центры по её изготовлению и росписи. У каждого центра свой стиль.
IV. Физминутка «Согреем ушки».
(точечный массаж мочек ушей пальниками)
V. - Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоют для вас частушки
Очень замечательно
У. - О матрёшках много загадок, рассказов, стихов, песен. А есть и частушки. (Девочки исполняют частушки) V. Музыкальная пауза.• Мы – матрёшки мы - матрёшки, Утром рано мы встаём, Вчетвером поём частушки И танцуем вчетвером.
• Никогда мы не скучаем
И у нас платочки есть.
Чашки есть у нас для чая.
И салфетки тоже есть. • Наша русская матрёшка Не стареет сотни лет В красоте, таланте русском Весь находится секрет.
Ты играй, моя матрёшка,
Ты, подружка, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй! (вместе) Мы частушки вам пропели, Хорошо ли, плохо ли А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали . У. - Спасибо, девочки, за прекрасные частушки-
.
(Раздаётся стук в дверь. Входят по очереди «сестрёнки-матрёшки»)
VI. Рассказы трёх матрёшек.
Загорская матрёшка
- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Возник город вокруг монастыря Троице-Сергиевой Лавры.
По преданию его основатель Сергий Радонежский вырезал первую деревянную игрушку сам. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру, покупали матрёшки своим детям.
Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук.
Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они!
(входит Семёновская матрёшка)
Семёновская матрёшка
Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Семёновские мастера используют «травный» орнамент, и часть поверхности оставляют не закрашенной.
(входит третья матрёшка)
Полхов-Майданская матрёшка
Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный.
Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид.
У. - Матрёшки любят играть и предлагают вам.
(матрёшки говорят вместе)
VII. Физминутка для пальчиков.
Мы - весёлые сестрицы!
Мы - матрёшки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)
Предлагаем поиграть.
(Дети поют вместе с матрёшками и делают движения)
- Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ)
- Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем руч
ки)
У. - Спасибо, матрёшки! Спасибо, дети! Садитесь. А любите ли вы путешествовать?
VIII. Работа по таблицам и в рабочей тетради
1) - Отправляемся в гости в Полхов-Майдан.
- Рассмотрите изделия.
- Прочтите их названия.
- Какие краски преобладают?
- Это тёплые или холодные тона?
- Что общего у всех изделий?
2) - Свои изделия народные умельцы любят
украшать «веселыми травяными» узорами.
- Давайте повторим их элементы.
- Технология росписи.
а) роспись фона оттенками желтого цвета;
б) карандашная разметка;
в) окраска;
г) «наводка» черным цветом.
3) Откройте рабочую тетрадь на с. 63-64.
- Найдите известные вам элементы в узорах.
- Вспомните последовательность изображения (по очереди вспоминают).
IX. Педагогический рисунок на доске.
У. - Главный цветок росписи - Майданская роза. Это не обыкновенный цветок, а скорее символ. Таких роз не найти. Сравниться с ней может только аленький цветок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» (показ книги).
Далее учитель показывает последовательность изображения розы.
- Вы внимательно следили, как я рисовала, теперь сделаем физминутку.
X. Физминутка для глаз.
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить.
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотришь и под ноги.
Вправо, влево - побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем газами дружно.
Ну, а дальше - будь здоров. Молодцы!
XI. Самостоятельная работа детей.
Роспись шаблона - заготовки.
(Тихо звучит русская народная музыка, у учителя образец расписной матрёшки).
У. - У вас на парте шаблоны - заготовки. Они уже покрашены жёлтым тоном. Выберите композиционное расположение элементов росписи. Постарайтесь передать весёлый и радостный мир природы. Умело используя тёплые и холодные тона, добиваясь цветового контраста, как это делают народные мастера.
Изображаем в такой последовательности:
1) вначале крупные элементы - роза, цветы;
2) затем мелкие - бутоны, ягоды;
3) соединяем их стебельками и листиками. У. - Обратите внимание:
- алая - рядом с тёмно-зелёной;
- жёлтая - с тёмно-синей; -чёрный объединяет цвета. (показ образца росписи матрёшки) Далее дети расписывают матрёшку
По мере готовности выставляют своих матрёшек на выставку.
XII. Экспресс-выставка.
У. - Ваши кисточки устали,
Они матрёшек писали.
Долго трудились и вышло красиво.
Всем нам на диво!
У - Дети! Спасибо вам за творчество.
Вы с любовью расписывали матрёшек.
У всех отличные отметки.
XIII.Организованное завершение урока-праздника:обратить внимание учащихся на наиболее выразительные работы, деликатно отметить отдельные неудачные решения.
У. - Молчаливо простояли матрёшки у вас на партах. Они к нам уже приходили с подарками и сегодня они принесли всем свои сувениры.
(Дети открывают упаковки - матрёшки и достают сувениры: закладки - матрёшки, а на них записано домашнее задание (расписать свою авторскую матрёшку). Гостям дети дарят сувенирные блокноты - матрёшки.
У. - Знают все на свете -
И взрослые и дети,
Что русская матрёшка - лучший сувенир.
Русская матрёшка - это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. Я вам желаю этого.