Проверка домашнего задания. Перед проверкой домашнего задания учащимся предлагается вспомнить самые важные, ключевые слова, эпизодыиз повести Ю

Перед проверкой домашнего задания учащимся предлагается вспомнить самые важные, ключевые слова, эпизодыиз повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова», вокруг которых будет строиться пересказ.

3. Знакомство с творчеством А. Усачёва

С этим писателем учащиеся встречались в II классе (сказка «На чём земля держит­ся?», «Любопытная Варвара»).

Беседа о жизни и творчестве А. Усачёва

Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве. В 2008 году он отметил свой 50-летний юбилей. Его первое образова­ние — неоконченное техническое, он закончил 4 курса Московского института электронной техники.

Второе — филологическое: Тверской государственный универси­тет. Женат, имеет двоих детей и кота. Работал дворником, сто­рожем, барабанщиком в ресторане, машинистом на сцене в Театре сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, по­судомойкой, редактором журнала «Веселые картинки».

Первые публикации в прессе — 1985 г. С 1986 года — профес­сиональный писатель, преимущественно — поэт. В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.

Член союза писателей с 1991 года.

В России вышло более 100 книг (изданий) для детей. Две книги — в Израиле, на иврите. Две — на Украине, две в Республике Молдова. Также публикации в Польше, Сербии, Японии.

Пять книг рекомендовано Министерством образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы безо­пасности жизнедеятельности» 1, 2, 3, 4 класс, «Декларация прав человека», «Мои географические открытия».

Музыку на его слова писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым стихам он сочинил музыку сам.

Кроме стихов и прозы пишет для кукольного театра. Едино­лично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России.

На студиях «Союзмулътфилъм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 15 мультфильмов. В том числе, один полнометражный.

Автор сценария 40-серийного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении. Только в 1995— 1996 г. выпустил около ста передач «Кваръете "Веселая квампания"». На телевидении звучало более 50 песен для детей со стихами и музыкой А. Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с его песнями и сказками.

В течении нескольких лет вел детские радиопередачи: «Веселая радиокомпания», «Летающий диван».

Автор сценариев новогодних представлений для детей в Крем­левском дворце съездов и Московской мэрии.

В 2005-м году стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом Ежегодного на­ционального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота».

Андрей Усачев — известный детский поэт, чьи книги выходят в серии «Детские классики». Это он придумал «Кваръете — веселую квампанию», мулътик про собачку Соню и сериал «Дракоша и ком­пания». Вместе с Эдуардом Успенским они выпустили сборник дет­ских страшилок «Жуткий фольклор советских детей». Впрочем, сам Андрей Усачев человек весьма добродушный, вот, правда, вер­нуться в детство ему совсем не хочется. На его взгляд, ребенок — существо абсолютно бесправное и, видно, чтобы скрасить нелег­кую детскую жизнь, он пишет веселые стихи, забавные учебники, рекомендованные Министерством образования, и с удовольствием исполняет собственные песни, предназначенные для детей любого возраста.

Свои истории Андрей Усачев берет из головы. Но была и такая история. Его приятельница Аня, с которой он учился в школе и жил в одном доме, была музыкантшей и однажды, играя на пианино, обнаружила, что звук не совсем такой, как надо. Оказалось, что на полу сидит мышка и пищит. Но когда мышка увидела, что на нее обратили внимание, то убежала. Эта история поразила вооб­ражение Андрея Усачева и он написал стихотворение:

Веселая мышка в рояле жила,

Она музыкальною мышкой была

И часто под звуки рояля пищала она

Тра-ля-ля-ля

Хозяин рояля о мышке не знал

Он топал ногой и по крышке стучал

Когда начинало в рояле фальшиво звучать

Тра-ля-ля-ля

Великим ученым считался матрац.

Он знал одно слово ужасное: «Бац».

Матраца смертельно боялся весь дом,

Никто не скакал и не прыгал на нем.

Пугали детей: Вот проснется матрац

И всем нам устроит порядочный «бац».

Произведения Андрея Усачева выходят в серии «Детская клас­сика» наряду с такими авторами, как С. Маршак, Э. Успенский, А. Барто и др. Но автор не мнит себя классиком, потому что счита­ет, что под грифом классического можно встретить много чего, что не соответствует понятию классической литературы.

В юности А. Усачев увлекался музыкой, игрой на гитаре, был рокмузыкантом. Но после армии группа распалась, началась другая взрослая жизнь и занятия музыкой были заброшены. Друг А. Уса­чева поэт Петр Синявский натолкнул его на мысль написать пару песенок для детей. Песни были написаны и одобрены. Так началось песенное творчество поэта А. Усачева.

Муза А. Усачева напоминает ему бабочку с крылышками. И муза не прилетает просто так. Если нет музы, то, по его мнению, надо садиться и работать без нее. А когда она почует, что тут уже пахнет успехом, она сама прилетит.

По мнению А. Усачева, детям очень интересны лингвистические сказки. Дети любят играть, и игра со словом — одна из таких игр. Слово — уникальная вещь, доступная любому. Рисовать может не всякий, так же как и играть на музыкальном инструменте. Слово — уникальный инструмент, которым каждый с детства может пользоваться. Все словесные безобразия детям нравятся, потому что этот мир им тоже надоел. Им скучно. Они мечтают о даль­них странах, потому что знают, что здесь живет бабушка, а тут через дорогу не ходи — злая собака. Нам не хватает в жизни чудес,

а всякая игра, превращение одной действительности в другую — это же чудо! Причем чудо общедоступное, которое ты тут же получаешь.

По мнению А. Усачева, сегодня люди живут иначе, капитализм выжимает из них соки. Это неизбежно, а хорошая книга требует сил. Ребенок, благодаря книгам, открывает мир, а взрослый пресы­щен чтением, наше поколение уже всё перечитало в начале пере­стройки. Высокая литература — удел избранных. Никуда мы от этого не денемся. Нужно накормить человека, а потом требовать от него духовных ответственностей. Всеобщая грамотность не­обходима, а всеобщего чтения не было и не будет никогда — это миф. Законы жизни можно постигать через книги, а можно через природу или общение с людьми. Разные есть пути. Книга взрослая — это не все, а вот детская — очень важна, она всем нужна.

Если ребенок в детстве приучен читать хорошие книги, это будет продолжаться всю жизнь».

Чтение статьи о писателе в учебнике (с. 95)

Ответы на вопросы

4. Чтение отрывка из книги А. Усачёва «Приключения Маленького Человечка»

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать отрывок из книги «Приключения Маленького Человечка».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А, Усачёв «Приключения Маленького Человечка»

Цели:развитие интереса к творчеству писателя; отработка навыков чтения; развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся; воспитание уважения и ответственного отношения к другим людям, умения жить в коллективе.

Организационный момент

Наши рекомендации