I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ

Проверка задания, выполненного в РТ. Пересказ рассказ В. Бианки «Еж-спасатель».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Давайте сегодня я вам почитаю рассказ М. Пришвина, который назы­вается «Журка». А вы внимательно слушайте, выписывайте все новые и непонятные слова, мы их разберем.  
С какими непонятными словами вы столкнулись? Картуз.
Прочитайте определение на стра­нице 53 учебной хрестоматии (4.1).  
О ком это произведение? О журавле.
Перескажите (как запомнили) эпизод, проиллюстрированный на странице 52 учебной хрестоматии (4.1).  
Что интересного из жизни жу­равля сообщает нам автор? Журавль питается лягушка­ми. Может съесть их около полусотни.
Встречались ли вы в природе с журавлем? Расскажите, как он вы­глядит, чем он занимался? (Самостоятельные размыш­ления учеников).
С какими произведениями Приш­вина мы уже знакомились? «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Осеннее утро», «Старый гриб».
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 12 № 1. (Самостоятельная работа).
РТ «Литературное чтение»: стр. 12 № 2. (Объясните своими словами, затем запишите в тетрадь). (Самостоятельная работа).

IV. Домашнее задание.

1. Прочитайте рассказ М. Пришвина «Как поссорились кошка с собакой» (хрестоматия (Ч. 1) стр. 54 - 56).

2. Выполните задания на страницах 56 - 57 хрестоматии (Ч. 1).

Урок 74. М. Пришвин « Как поссорились кошка с собакой,

М. Дудин «Тары-6ары...»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Формирование навыка размышлять на социально-нравственные темы;

• Умение находить перипетии с другими произведениями и жанрами;

• Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопрос Ответ
Какое произведение вы читали дома? М. Пришвин «Как поссори­лись кошка с собакой».
Какая социальная тема затронута в этом рассказе? Тема собственности.
Как решается она в рассказе? На примере кого? На примере щенка и кошки.Щенок отстаивал свое право на кость.
Какой закон о собственности су­ществует у животных? Прочитайте. «...если есть собственность, то надо ее беречь, а если отвернулся, - и право на нее потерял».
Применим ли этот закон к человеческим отношениям? (Учитель должен направить мысли учеников: человек - сущест­во высоко нравственное, права его закреплены законом, и отстаивать их нужно цивилизованным путем). (Самостоятельные размышле­ния учеников).
Подходит ли к рассказу выра­жение «Живут как кошка с соба­кой»? (Самостоятельные размышле­ния учеников).

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос Ответ
Теперь давайте немножко отдох­нем от серьезных рассуждений и по­читаем веселое стихотворение М. Дудина «Тары-бары...».  
На что похоже это стихотворение? На скороговорку.
Давайте вспомним, что такое скороговорка. Прочитайте «материал, изученный ранее», в учебнике на страницах 16 - 17.  
Какие слова (или звуки) здесь повторяются? Тр - стр.
Перекличку с какими произведе­ниями вы здесь обнаружили? Русская народная сказка «Заюшкина избушка», С. Я. Маршак «Кошкин дом», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Какое это стихотворение: грустное или веселое? Веселое.
Большинство русских народных сказок начинается с присказки. Присказка - это вступление или за­вершение сказки в виде шутки, при­баутки, небылицы. Приведите, пожалуйста, примеры знакомых вам присказок. Это присказка, а сказка будет впереди. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Найдите присказки в стихотво­рении. Тары-бары, Растабары. Сказки старые Не стары. Новые - не старятся, Старые - останутся.
  Дилинь-дилинь! Дилинь-бом! То не ветер, То не гром...
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 13 № 1. За косогором - забором. Срубил - посадил.
РТ «Литературное чтение»: стр. 14 № 2. Построил.
РТ «Литературное чтение»: стр. 14 № 3. (Самостоятельная работа).

IV. Домашнее задание.

1. Придумайте свою сказку с присказкой.

2. Проверьте значение слова «срубил» по толковому словарю.

Урок 75. Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

Наши рекомендации