Проверка домашнего задания. Вначале заслушиваются задания, придуманные учениками.

Вначале заслушиваются задания, придуманные учениками.

Игра «Продолжи задуманное» направлена на проверку того, насколько осознанно учащиеся усвоили правила природоохранного поведения в лесу. Учитель начинает предложение, а вызванный ученик продолжает его, не нарушая смысла задуманного.

Чтобы мусор, разлагаясь, не отравлял почву и растения, я … (ученик продолжает: Я всегда буду его забирать с собой, чтобы выбросить… ).

Чтобы не лишить многих животных необходимого для них лекарства, я всегда буду … (оставлять ядовитые грибы, не сбивая их ногами).

Чтобы лес был здоровым и веселым, я никогда не буду разорять… (птичьи гнезда, муравейники).

Чтобы не спугнуть птиц во время насиживания яиц и ухода за птенцами, я всегда в лесу буду …

Если в лесу я увижу бабочек, встречу змею, жабу, других животных, я …

Чтобы не топтать весной нежные почки и ростки растений, я всегда буду стараться ходить … (по лесным тропинкам и дорожкам).

Дополни схему:

Проверка домашнего задания. Вначале заслушиваются задания, придуманные учениками. - student2.ru

Схему лучше сделать в виде отдельных карточек; две-три карточки поворачиваются обратной стороной. После того, как ученики предложили свои варианты дополнения схемы, учитель открывает и перевернутые карточки: украшение природы, зеленый наряд Земли; природный дом для животных.

Сообщение темы и целей урока

Изучение нового материала

Учитель предлагает детям необычные слова, состоящие из одних согласных букв: С в б л т н , ж р вл , ц п л с р , б г л н к; р с нк , кл кв , г л б к . Чтобы их правильно прочитать или расшифровать нужно отправиться в одно очень интересное место. Куда, сейчас узнаем.

После отгадывания загадки в учебнике, проводится вводная беседа по вопросам: Видели ли вы болото? Где? Что оно собой представляет? Чем отличается от леса? Как, на ваш взгляд, образуются болота? Давайте найдем в тексте ответ, как образуется болото и сравним с нашими предположениями? Найдите в тексте ответ, к каким условиям приспосабливаются растения, которые растут на болоте? Легко ли жить в таких условиях? Вспомните, что нужно для роста растений кроме воды, света, тепла и питательных веществ? Почему комнатное растение, которое чрезмерно поливать, скоро погибает? Сделаем вывод, чего не хватает растениям на болоте, где постоянно избыток влаги? И вот в таких условиях растут многие растения, что вызывает восхищение необыкновенной жизненной силой природы. Какие же растения могут жить в таких условиях? Рассмотрите рисунки в учебнике. Скажите, какие растения преобладают на болоте в отличие от леса? Почему практически здесь не растут деревья, за исключением сосны? Как вы думаете, можно ли встретить на болоте такие же высокие и стройные сосны, как в лесу?

Физкультпауза

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. Так же плавно опускают. Следим за осанкой. Движения совершаются под чтение учителем стихотворения:

– Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

– Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой.

Закрепление изученного

Дальше организуется работа в парах или в микрогруппах с целью знакомства с растениями болот и формирования у школьников умения распознавать их. Ученики работают по заданиям:

Рассмотрите рисунки в учебнике и с их помощью узнайте растения по описанию:

1. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри зеленые; листья овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.

2. Листья мелкие, кожистые, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли длинные нитевидные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, но очень полезные.

3. Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока.

4. Стебли растения высотой до 2 метров с темно-коричневыми, почти черными бархатными шишками-початками на верху. Если зрелый початок растеребить, то из него полетит пух. У растения длинные (до 3 метров), довольно мясистые, толстые листья.

2. Найдите в тексте описание клюквы, росянки, голубики.

3. Назовите лишнее растение. Объясните свой выбор.

Клюква, голубика, ландыш, багульник, торфяной мох.

Вместо заданий-описаний можно предложить загадки:

Красно, а не кумач; Кругло, а не мяч; Кисло, а не квас; С болот, а не бекас. (Клюква)   Что за ягода такая, Будто небо голубая? Зеленая внутри, Но ты на это не смотри. (Голубика)
И жукам, и мушкам Липкая ловушка. На болоте среди мхов Она ловит комаров. (Росянка)  

Следующий этап урока – знакомство с животными болот. Ученики работают в парах – самостоятельная работа с учебником по вопросам: Какие животные встречаются на болоте? Какие приспособления имеют птицы для проживания на болоте? Составьте 1 – 2 цепи питания, которые существуют на болоте.

Теперь можно и вернуться к расшифровке необычных слов и прочитать их: сова болотная, журавль, цапля серая, багульник; росянка, клюква, голубика. Дети читают названия, указывают, что объединяет все перечисленные растения и животные.

В одном из детских рассказов Г. Корженевской «Няскончаная казка» мальчик поспорил с аистом: что важнее – хлеб, выращенный на осушенном болоте или лягушки, живущие на болоте? Учитель предлагает детям решить, кто прав в этом споре. Дальше организуется обсуждение вопросов: Нужно ли осушать все болота? Есть ли польза от болот? После обсуждения в парах или микрогруппах, ученики делятся своими выводами, после чего читается та часть статьи учебника, где идет речь о значении болот.

Наши рекомендации