П. Проверка домашнего задания
— Чем интересны произведения С. Маршака?
— Что вы посоветуете прочитать своим друзьям?
— Какой забавный случай произошел с рассеянным человеком?
III. Дыхательная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Одуванчик»
2.Речевая разминка.
— Прочитайте слова. Назовите признаки, по которым эти слова объединены в данные группы. (По размеру: 1-я группа — маленькие; 2-я — большие.)
• Птичка, стриж, мишутка, мышь, лисичка, листик.
• Слон, корова, буйвол, морж, гора, облако, стол.
IV. Вступительное слово учителя
— В декабре 2007 года замечательному детскому писателю Эдуарду Николаевичу Успенскому исполнилось 70 лет. Впрочем, сам бы он так не написал, а если бы прочитал, то поправил — «не исполнилось, а стукнуло или грохнуло 70 лет.
Успенский старается успеть везде. В 40 лет он научился работать на компьютере, в 50 начал изучать английский язык, а в 55 начал учиться печь.
За долгую литературную жизнь писатель создал много талантливых книг для детей: сказки, стихи, пьесы, страшилки, комиксы. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)
— Какие книги Э. Успенского вы читали? Кто из героев вам особенно понравился?
— Книги Э. Успенского для многих из вас стали любимыми. Я думаю, что еще одна встреча с писателем нам не только не помешает, но и принесет пользу.
V. Работа с текстом стихотворения Э. Успенского «Память»
1. Чтение стихотворения учителем (с. 97).
2.Проверка эмоционального восприятия произведения. Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
— Когда вы улыбались?
3. Анализ произведения.
— Что можно сказать про героя этого стихотворения? Какой он? Назовите одним словом. (Зазнайка, хвастун.)
— Прочитайте строчки, в которых мальчик ошибался.
4.Чтение произведения учащимися:
а) чтение молча (про себя): найти рифмующиеся слова.
б) чтение «цепочкой»
в) чтение скороговоркой;
г) выразительное чтение.
— Прочитайте текст, выделяя голосом перевертыши.
— Назовите с лова, которые рифмуются.
5. Творческая работа.
— Придумайте свои перевертыши.
Физкультминутка(под музыку)
Все старались, все читали Ходьба на месте,
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки Поднять руки вверх.
И дотянемся до тучки. Подняться на носочки.
Уходи от нас скорей. Взмахи руками.
Не пугай ты нас, детей!
Вот к нам солнышко пришло:Приседания.
Стало весело, светло.
Громче музыка играй, Прыжки.
Нас на танец приглашай!
С. Павлова
VI. Работа в группах
Задание для 1группы «Заколдованные слова»
— Прочитайте стихи, найдите ошибки.
У ёлки чудесный наряд!
Смотрите, как бутсы (Бусы) горят!
На весёлом карнавале
Гости в мисках (масках) танцевали.
Если нет скамеек — не беда!
Можно сесть на форточки (корточки) всегда!
К столу мы гостя пригласили,
На стол (стул) его мы усадили.
В лыжных тапочках (шапочках) с помпоном
Мчатся лыжники по склонам.
Хоккеист лихой Кирилл:
Плюшкой (клюшкой) р-раз! И гол забил!
Задание для 2 группы
— Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в словах.
Посмотрите — ха-ха-ха!
Не стихи, а чепуха.
Чтобы смысл прояснить.
Нужно букву заменить.
Я купил пакет зефира (кефира)
Ради праздничного пира.
Вскрыл пакет — и что же это?
Он пролился из пакета!
Задание для 3 группы
— Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в словах.
По лесу гулял весь день.
Да споткнулся я об тень (пень).
Очень удивился,
За ногу схватился.
Шкаф бабуля открывает —
Соль (моль) по комнате летает.
Из трубы, из трубы
Валят серые клубы.
Это вхолод, это встужу
Серый дом(дым) идёт наружу.
Напролёт всю ночку
Носила мама бочку (дочку).
Носила и качала,
Чтобы та молчала.
Задание для4 группы
— Прочитайте стихи. Определите, какие буквы «заблудились» и стали не на свои места.
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки (маки) выросли на грядке!
Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки (крошки).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Жучка будку (булку) не доела. —
Неохота. Надоело.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку(точку).
VII. Проверка выполненных заданий