Бюджетный процесс и его участники.
Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по:
| стадии бюджетного процесса | ||||||
– составлению; | |||||||
– рассмотрению; | |||||||
– утверждению; | |||||||
– исполнению; | |||||||
– составлению отчета об исполнении бюджета; | |||||||
– утверждению этого отчета (контроль). |
Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны. Они являются отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Продолжительность всех стадий различна по странам, но для большинства из них бюджетный процесс длится более трех лет.
Продолжительность бюджетного процесса (федеральный бюджет):
· с первой по третью стадии – более года;
· исполнение бюджета – год (с 1 января по 31 декабря);
· составление отчета и его утверждение – около полугода.
Участники бюджетного процесса:
· президент РФ
· органы представительной власти
· органы исполнительной власти
· органы денежно-кредитного регулирования
· органы финансового контроля
· государственные внебюджетные фонды
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств
· бюджетополучатели (бюджетные предприятия, учреждения, муниципальные унитарные предприятия)
Представительные органы власти – сущность деятельности заключается в рассмотрении и утверждении проектов бюджетов и отчетов по ним.
Исполнительные органы власти – осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение этих проектов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов и контроль за их исполнением.
Органы денежно-кредитного контроля (ЦБ) – совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает счета казначейства РФ и счета государственных внебюджетных фондов.
Главный распорядитель бюджетных средств – как правило, органы исполнительной власти, – это первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные средства между распорядителями и бюджетополучателями.
Распорядители бюджетных средств – органы исполнительной власти, которые распределяют бюджетные средства между бюджетополучателями.
Бюджетополучатели – организации, созданные органами исполнительной власти для выполнения функций некоммерческого характера и финансируемые в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Важной частью всей системы исполнения бюджета является система кассового исполнения бюджета – совокупность элементов, которые организуют и осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, ведение отчетности по этим процессам.
Существует три вида (системы) кассового исполнения бюджета:
- казначейская
- банковская
- смешанная.
При казначейской системе все бюджетные средства поступают и расходуются через казначейство. При банковской – через банки. В РФ с 1993г. осуществляется переход от банковской к казначейской системе.