Тема 6. Бюджетный процесс и его участники (18 часов)

Содержание бюджетного процесса

Изучаемые вопросы

Бюджетный процесс: сущность, назначение и участники. Финансово-бюджетная политика. Реформирование бюджетного процесса: концепция, направления реформирования. Бюджеты действующих и принимаемых расходных обязательств.

Теоретические положения

Бюджетный процесс – это деятельность участников бюджетного процесса по организации и осуществлению процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начи­ная с момента разработки и завершая утверждением отчета об его исполнении.

Бюджетный процесс регламентируется нормами бюджет­ного права, предписывающими правила и порядок его осуще­ствления, в частности, Бюджетным кодексом РФ; соответству­ющим законом субъекта Федерации; правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджетном процессе можно выделить 4 стадии:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджетов.

Каждая из этих стадий имеет свое назначение и должна быть выполнена в обозначенные законодательством сроки.

Помимо стадий бюджетного процесса, БК РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального кон­троля за исполнением бюджета, предусматривает меры ответ­ственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Длительность бюджетного цикла составляет в среднем 3,5 года, и в последнее время, с учетом прогнозов бюджета на 2-3 года вперед, можно сказать, что она увеличена до 5-6 лет.

Бюджетный процесс подразумевает определенные отноше­ния между его участниками.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Прези­дент РФ;

· органы законодательной (представительной) вла­сти;

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, местного самоуправления);

· финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов;

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государствен­ного и муниципального финансового контроля;

· главные распорядители бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государ­ственные и муниципальные унитарные предприятия, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

Особыми полномочиями в бюджетном процессе наделено Министерство финансов РФ, которое

на стадии составления проектов бюджетов:

· составляет проект федерального бюджета и представляет его Правительству РФ;

· принимает участие в разработке проектов бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов;

· осуществляет общее методическое руководство при состав­лении проекта федерального бюджета и его исполнения;

на стадии рассмотрения и утверждения бюджета (по поручению Правительства РФ):

· разрабатывает программу государственных внутренних за­имствований, условия выпуска, размещения государствен­ных займов;

· разрабатывает программу государственных внешних заим­ствований;

· разрабатывает программу предоставления гарантий Прави­тельства на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами;

· дорабатывает проект бюджета согласно замечаниям Госу­дарственной Думы;

на стадии исполнения бюджета:

· организует исполнение федерального бюджета, а также в случае заключения специальных бюджетных соглашений по бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;

· осуществляет управление государственным долгом;

· проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд;

· регистрирует займы субъектов РФ, муниципальных обра­зований, государственных унитарных предприятий и феде­ральных казенных предприятий;

· ведет государственные реестры внутреннего и внешнего долга;

· открывает лицевые счета главных распорядителей, распо­рядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений;

на стадии отчета по бюджету:

· составляет отчет об исполнении федерального бюджета, других бюджетов (при наличии бюджетных соглашений);

· составляет отчет об исполнении консолидированного бюд­жета;

· представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

· устанавливает порядок ведения учета и составления отчет­ности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

· обладает правом требовать от распорядителей и получате­лей бюджетных средств представления отчетов о расходо­вании средств.

Бюджетным федерализмом называются взаимоотношения бюджетов различных уровней при условии сохранения их авто­номности и проявляющиеся на стадии исполнения бюджетов.

Такие взаимоотношения имеют место:

· при распределении «сквозных» федеральных налогов между бюджетами в определенных пропорциях;

· выделении финансовых трансфертов субъектам РФ из фе­дерального бюджета без конкретного целевого назначения;

· предоставлении дотаций, субсидий и субвенций;

· реализации целевых федеральных программ на территориях;

· взаимных расчетах между бюджетами;

· предоставлении бюджетных ссуд и кредитов.

Наши рекомендации