Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы

Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системы.

Бюджетный процесс включает следующие стадии: составле­ние проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; ис­полнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Эти стадии осуществляются в строгой последо­вательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвяза­ны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются: Президент РФ; органы законодательной (представи­тельной) государственной власти; органы исполнительной госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы; органы денежно-кредитного ре­гулирования (Центральный банк РФ); кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; органы государственного и муниципального финансового конт­роля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, нало­говые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ).

Каждый участник бюджетного процесса обладает совокуп­ностью бюджетных полномочий. Компетенция отдельных орга­нов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципаль­ных образований, бюджетным, налоговым и иным законодатель­ством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

38. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи, методы.

Бюджетное планирование имеет свои задачи и должно основываться на соответствующих принципах и методах.

Принципы бюджетного планирования:

- научная обоснованность;

- оптимальная сбалансированность между уровнем налогообложения субъектов – плательщиков налогов и уровнем социальных выплат;

- центральное место бюджетного планирования в системе финансового планирования;

- органичная взаимосвязь между прогнозируемыми и текущими бюджетными планами;

- директивный(содержащий руководящее указание, распоряжение общего характера, обязательное для выполнения ) характер бюджетных выплат;

- единство общегосударственного и местных бюджетов;

- наличие соответствующих бюджетных резервов;

- демократичность.

Задачи бюджетного планирования:

- обеспечить необходимые макроэкономические пропорции развития государства;

- выявлять реальные источники поступлений по всем направлениям и всеми плательщиками налогов и сборов на всех бюджетных уровнях;

- эффективно распределять по направлениям и между регионами бюджетные расходы;

- содействовать наиболее эффективному использованию бюджетных средств отраслями народного хозяйства;

- обеспечивать минимальный уровень социальных потребностей;

- создать необходимые социальные резервы, которые используются на плановые и внеплановые мероприятия;

- предусмотреть в системе осуществления бюджетных платежей возможность прозрачного бюджетного контроля.

Методы бюджетного планирования:

- Метод коэффициентов. Базируется на применении соответствующих коэффициентов. За основу берутся показатели, которые были достигнуты в предыдущий период, и корректируются с учетом соответствующих коэффициентов, которые отражают изменения, которые предусматриваются в планируемый период.

- Нормативный метод. За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. При этом учитываются экономическое состояние предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства, физических лиц. Этот метод дает возможность полностью выявить бюджетные резервы и способствует их экономии.

- Балансовый метод. С помощь этого метода удается достичь соответствия между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общим количеством финансовых ресурсов в государстве по министерствам, регионам, ведомствам и соответствующими потребностями, которые могут быть обеспечены.

- Предметно-целевой метод. Используется при финансировании отдельных государственных программ экономического и социального развития, дает возможность выявить источники покрытия и определить эффективность этих программ.

Наши рекомендации