Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса

Тема 8. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса

Составление бюджета. Этапы составления бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета

Исполнение и заключение бюджета

Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса

Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельность государственных органов власти (органов местного самоуправления) по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.

Законодательной базой бюджетного процесса является Бюджетный кодекс РФ.

Составлению бюджета предшествует, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетное послание Президента Федеральному собранию РФ. Бюджетное послание -стратегия построения государственного бюджета на очередной год, которая предлагается в виде послания Президента страны.

В бюджетном послании Путина В. В. отмечаются основные проблемные вопросы в стране, стратегические направления в бюджетной политике и ее задачи.

Бюджетный процесс подразумевает наличие участков этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения.

Участники бюджетного процесса наделены определенными бюджетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия:

Президент РФ - не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет бюджетное послание Федеральному собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Государственная дума и Совет Федерации РФ - рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ.

Правительство РФ - осуществляет сводное финансовое планирование, составляет проект Федерального бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Федеральное собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управлением государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, предоставляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России - совместно с Правительством РФ разрабатывает и предоставляет на рассмотрение Государственной думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы государственного финансового контроля - осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (наделено особыми бюджетными полномочиями):

• составляет проект федерального бюджета и предоставляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных фондов;

• составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

• разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

• исполняет федеральный бюджет;

• осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета;

• составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

• получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

• правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленным Бюджетным кодексом;

• своевременность и полноту перечисления (зачисления) бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

• своевременность предоставления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись и сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

• осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ;

- исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решение актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Бюджетный цикл - длительность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении.

Применительно к федеральному бюджету бюджетный цикл длится около 2,5 лет:

• составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года;

• годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря;

• ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ предоставляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Например, бюджетный цикл применительно к федеральному бюджету на 2014 г. начинался в марте 2013 г. и закончился в середине 2015 г.

 
  Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса - student2.ru

Март 2013 Январь 2014 Декабрь 2014 Июнь 2015

Рис. 8.1. Бюджетный цикл

В рамках одного календарного (финансового) года находится в работе несколько бюджетов: исполняется бюджет текущего года (например, 2014 г.); планируется бюджет на очередной финансовый год (на 2015 г.); готовится отчет об исполнении бюджета за прошлый год (за 2013 г.).

Наши рекомендации