Бюджетный процесс: сущность, назначение и участники

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Участники бюджетного процесса – организации, наделенные в соответствии с законодатель-ством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями в отношении бюджета. Такими полномочиями наделены:

1. Органы представительной и исполнительной власти (Правительства и Думы).

2. Финансовые и налоговые органы (входят в исполнительные органы.

3. Органы денежно-кредитного регулирования (банки, ЦБ).

4. Органы государственного финансового контроля.

5. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

6. Государственные внебюджетные фонды.

7. Контрольно-счетные органы.

Подробнее по каждому пункту:

1. Органы представительной и исполнительной власти (Правительства и Думы).

Представительные органы (Думы) – рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчеты об исполнении бюджетов.

Исполнительные органы (Правительства и Администрации) – осуществляют:

– сводное финансовое планирование

– перспективное финансовое планирование

– составление проектов бюджетов

– внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов

– исполнение бюджетов

– анализ и контроль исполнения бюджетов.

2. ЦБ – разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы:

– основные направления денежно-кредитной политики государства

– обслуживает денежные счета федерального казначейства и счета государственных вне-бюджетных фондов

3. Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) – это органы исполнительной власти, т.е. министерства и ведомства, первые прямые получатели бюджетных средств. Они распределяют бюджетные средства между распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Например, ГРБС – министерство образования, РБС – агентство высшего образования, ВУЗы – получатели средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган исполнительных средств, распределяющий средства между бюджетополучателями.

Бюджетополучатель – организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера.

4. Контрольно-счетные органы – Счетная Палата РФ и контрольно-счетные палаты (это те же организации, созданные в субъектах РФ). Все они не подчиняются Правительству, и под-чиняются только Думам.

Бюджетный процесс включает следующие действия:

1. Финансово-бюджетное планирование, в т.ч.:

– сводное финансовое планирование

– составление перспективного финансового плана

– составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

3. Исполнение бюджета в течение бюджетного года

4. Анализ и контроль исполнения бюджета.

Реформирование бюджетного процесса

Естественно что жизнь вносит коррективы в бюджетный процесс. В настоящее время реформирование осуществляется в соответствии с концепцией, которая была утверждена Правительством в 2004 году. Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий для эффективного управления государственными финансами.

В настоящее время главной задачей является эффективное использование бюджетных ресур-сов. Для этого необходимо иметь четкую привязку бюджетных ассигнований к функциям бюджетной организации (оказание различных бюджетных услуг). При планировании бюд-жетных средств главное внимание должно уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. В рамках конкретной задачи вводится модель бюджетирова-ния, ориентированного на результат (БОР). Суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств (министерствами, ведомствами) в соот-ветствии с реализуемыми ими бюджетными программами в прямой зависимости от достижения конкретных результатов. Эта модель (БОР) предусматривает создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов, в зависимости от которой распределяются бюджетные средства. Реформирование бюджетного процесса предполагается осуществить по следующим направлениям:

1. Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета.

2. Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств.

3. Совершенствование среднесрочного финансового планирования.

4. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюд-жетного планирования.

5. Упорядочение процедур составления и рассмотрения проекта бюджета.

Бюджет действующих и принимаемых расходных обязательств

В практику Бюджетного процесса вводятся новые понятия:

1. Расходные обязательства

2. Реестр расходных обязательств

3. Действующие расходные обязательства

4. Принимаемые расходные обязательства

Расходные обязательства – обусловленные законом или другим нормативным актом, догово-ром или соглашением, обязанности органов власти предоставить физическим или юридиче-ским лицам средства соответствующего бюджета.

Реестр расходных обязательств – свод законов, нормативных актов, договоров, соглашений по предоставлению бюджетных средств, и этот свод должен вести орган исполнительной власти.

При формировании бюджета все расходные обязательства разделяются на две группы: дей-ствующие и принимаемые.

Действующие расходные обязательства – это объем средств, необходимый для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, обусловленных действующими нормативными актами.

К действующим обязательствам относятся:

1. Трансферты населению, установленные нормативными актами.

2. Обязательства по предоставлению, оплате государственных или муниципальных услуг.

3. Обязательства, вытекающие из долгосрочных бюджетных целевых программ.

4. Погашение или обслуживание государственного или муниципального долга.

5. Обязательства, вытекающие из договоров, соглашений, в т.ч. международных.

6. Средства, подлежащие перечислению в другие бюджеты.

Бюджет принимаемых обязательств – это объем средств, необходимых для исполнения в плановом периоде расходных обязательств органов власти, обусловленных вступающими в силу нормативными актами, договорами. К принимаемым обязательствам относятся:

1. Увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению.

2. Увеличение зарплаты бюджетникам.

3. Досрочное погашение государственного и муниципального долга.

4. Предоставление услуг сверх установленных нормативов.

5. Увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализа-цию новых или действующих программ.

6. Новые бюджетные инвестиции.

7. Предоставление бюджетных кредитов.

Выделения ассигнований на новые обязательства могут быть только в случае и в пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов. Т.е. принимаемые обязательства финансируются во вторую очередь, если имеется превышение прогнозируемых ресурсов. Иначе власть имеет право не финансировать принимаемые обязательства.

Наши рекомендации