Бюджетный процесс в Российской Федерации и его участники.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению, а также контролю за исполнением.

Участники бюджетного процесса:

1. Президент

1) Определяет основы бюджетной политики в бюджетном послании.

2) Подписывает Закон о бюджете и о внебюджетных фондах

2. Органы законодательной власти

1) Рассматривают и утверждают бюджеты

2) Рассматривают и утверждают отчеты об исполнении бюджета

3. Органы исполнительной власти (в основном минфин и минэкономразвития)

1) Составляют проекты бюджетов

2) Предоставляют эти проекты на рассмотрение и утверждение законодательным органам вместе с необходимыми документами и материалами

3) Занимаются непосредственно исполнением бюджета, в том числе сбором доходов бюджета

4) Управляют государственным муниципальным долгом

5) Осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета (независимая счетная палата)

6) Предоставляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательным органам власти

Федеральное Казначейство (входит в исполнительную власть):

1. Распределяет все доходы (налоги, сборы и т.д.) между уровнями бюджетной системы перечисляет эти доходы на единые счета соответствующих бюджетов

2. Отрывает в Банке России или других кредитных организаций счета по учету средств бюджетов бюджетной системы в целях их кассового обслуживания и устанавливает режим этих счетов

3. Управляет операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном порядке

4. Составляет и ведет кассовый план исполнения федерального бюджета

5.Ведет учет операций по кассовому исполнению бюджета федерального и предоставляет в мин.фин. отчет о кассовом исполнении федерального бюджета

Банк России:

1. Совместно с правительством разрабатывает и предоставляет на рассмотрение вГос.Думу направления денежно-кредитной политики (подаются не позднее декабря, начиная с февраля)

2. Обслуживает счета бюджета

3.Осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (гос.долг)

Счетная палата:

1. Осуществляют контроль за исполнением бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

2. Проводит экспертизы проектов бюджетов

3. Дает заключение своё по исполнению бюджета

4. Органы денежно-кредитного регулирования

5. Органы государственного и муниципального контроля

6. Государственные внебюджетные фонды

7. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, кредитные организации ( - получатели бюджетных средств)

Стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс включает в себя последовательно 4 стадии:

1. Составление проекта бюджета (6 месяцев, подать бюджет в Государственную Думу не позднее 00.00 26 августа)

2. Рассмотрение и утверждение бюджета (4 месяца)

3. Исполнение бюджета (12 месяцев)

4. Рассмотрение отчета об использовании бюджета (6 месяцев)

Бюджетный процесс на след год начинается с бюджетного послания.

36.Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами. Обратное движение профицит. Бывает первичный профицит(превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание гос.долга)

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, то это может отрицательно повлиять на экономическую ситуацию в стране за счет сокращения важных расходов, излишнего повышения налогов( эмиссия денежных средств)

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики

Государственный долг – величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств

- совокупность долговых обязательств, исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Госдолг :

· Внешний

· Внутренний

Критерием этого деления является валюта, в которой выражено обязательство государства.

Госдолг Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим гос. казны.Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъектов федерации. Федеральное правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов и муниципальных образований, но государство может дать гарантию(исключение). В зависимости от срока погашения бывают краткосрочные(до 1 года) среднесрочные (1-5 лет)долгосрочные (5-30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования максимум 10 лет. Погашение госдолга относится к капитальным расходам, а его обслуживание относится к текущим.

37.Внебюджетные фонды. Сущность и задачи

Являются вторым звеном общегосударственных финансов.Органы власти могут образовать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом юр. Лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Социальные внебюджетные фонды стали создаваться в 1991г.

4 внебюджетных фонда:

· Пенсионный

· Фонд обязательного медицинского страхования

· Социальный

· Фонд занятости(с 2001г. Его нет)

Созданы для решения важнейших соц. Гарантий( гос. пенсионное обеспечение, оказание бесплатной мед. Помощи, потеря трудоспособности, санаторное- курортное обслуживания)

Спецификой этих фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строгое целевое использование этих средств.

Бюджетные фонды являются составной частью финансовой системы и обладают след. особенностями:

1) то, что необходимость их создания определяются органами власти и управления и фонды имеют строго целевую направленность.

2)денежные средства фондов используются для финансирования госрасходов не включаемых в бюджет.

3)Фонды в основном формируются за счет обязательных отчислений физ. и юр.лиц

4)страховые взносы в фонды и взаимоотношения возникающие при их уплате имеют налоговую природу. Являются обязательным.

5)На отношения связанных с отчислением , уплатой и взысканием взносов в фонды распространенно большинство норм налогового кодекса.

6)денежные ресурсы фондов находящееся в собственности, не входят в состав бюджета, а также др. фондов и не подлежат изъятию на другие цели

7)расходные средства из фондов направляются на финансирование определенных целей по распоряжению правительства или управление фонда.

38.Внебюджетные фонды. Пенсионный фонд

Наши рекомендации