Проверка домашнего задания
Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, и вписывают слова в соответствующий столбец таблицы «Морфемные способы образования слов».
Игра «Кто вперед?»
– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, а в таблице мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 57–58. Кто первый их найдет?
– Чем сложение основ отличается от сложения слов?
Упражнения 123, 127.
Самостоятельная работа.
1. Образуйте слова, используя все известные вам способы, укажите исходное слово, сделайте морфемный разбор.
2. Исправьте ошибки в образовании слов:
У него был воинствующий вид.
Совершил логический поступок.
Продолжается ли ваше сотрудничание?
Домашнее задание:из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанского выписать одну словарную статью (на выбор), составить карточку; упражнение 126. Двум ученикам подготовить доклады «Пенорожденная Афродита», «Наверхия и Удалия»
Урок 29.
Этимология слов
Инсценировка.
Хвастун (в обычном шарфе). Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?
Петя. Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.
Хвастун. Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.
Петя (с иронией). Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?
Хвастун. Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)
Петя. Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, и остается только подшерсток. Следовательно, выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)
Хвастун (озадаченно). Не может быть, почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)
– Ребята, почему хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его?
– Найдите в словаре истинное значение слова выдра.
– Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово udra (выдра), древнеиндийское udras (водяное животное), древнегреческое hydra (гидра, водяная змея) – вот некоторые из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor(вода) и hydra(водяная змея) не оставляют никакого сомнения в общности их происхождения.
Объяснение учителя.
Лингвистическая задача.
– Прочитайте о происхождении слова седой на с. 61. Как оно образовано? Выделяем ли мы сейчас суффикс -д- в этом слове? Обоснуйте свой ответ.
– Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического?
– Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности.
Работа с карточками. «Бюро находок».
– Найдите хозяина по значению.
Ученик читает этимологическую справку, остальные должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.
Анализ детского словотворчества.
– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?
***
– Смотрите, как деревья листеют!
***
– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?
– Какие это тайные?
– А те, которые во рту тают.
***
– Смотри не лезь в лужу!
– А если это будет необходимая лужа?
– Какая это необходимая?
– Ну такая большая, что не обойти.
***
– Я пригласил гостей на день рождения.
– А с нами посоветовался?
– Что же мне их теперь отглашать?
Лингвистическая задача.
– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:
тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.
Доклады.
– Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.
ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА
У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.
НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ
Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.
Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в 18 веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, т. е. наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название – Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму – Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.
Итог урока.
– Для чего нужно изучать этимологию слов?
Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ.
Урок 30.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. систематизация материалов
к сочинению. Сложный план (§ 28)
Упражнения 133, 134.
Игра «Редактор».
– Исправьте ошибку в предложении.
В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика.
Творческая работа.
1) Работа с материалами, подготовленными дома. Учащиеся читают отрывок стихотворения, называют детали интерьера. Составляют план описания помещения (в прозе).
2) Выступление «Описание помещения».
Иными словами, задача учащихся – перестроить поэтическое описание помещения в прозаическое.
Домашнее задание:упражнение 135, 136.
Урок 31.
Буквы о и а в корне -кос- – -кас-