Проверка домашнего задания.
-Ребята, сегодня мы с вами будем учиться пересказывать отрывок из текста, который был задан вам на дом для чтения. Давайте послушаем этот отрывок. Один из вас будет читать, а вы следите глазами.
Структурный анализ текста.
1. Определение темы.
-Ребята, что произошло с черемухой в этом рассказе?
(-Черемуху срубили.)
-Значит, какая тема этого отрывка?
(-Гибель черемухи.)
-Почему автору было жаль рубить черемуху?
(-Черемуха была очень красивая.)
-На кого похожа черемуха, как бы вы ее нарисовали?
(-Черемуха похожа на красивую нарядную девушку.)
-Значит, какова идея этого отрывка?
(-Черемуха – живое существо.)
-Ребята, определите по памятке тип речи.
(-Тип речи - повествование. Есть начало действия-- «долго думал- рубить или не рубить», развитие действия-«подумал» , конец действия «все-таки сам взял топор и начал рубить»…)
2.Составление плана.
-Сколько и какие картинки можно нарисовать к этому тексту?
(-Три картинки. На первой - красивая кудрявая черемуха, на второй – работник рубит черемуху, а на третьей – работник и автор рубят черемуху.)
-О чем первая картинка?
(-первая картинка – о черемухе, о том, какая она красивая, кудрявая, душистая.)
-Где кончается первая часть? Прочитайте.
(-Я считаю, что первая часть закончится предложением « Издалека слышен был ее запах» , т.к. ее тема – о красоте черемухи, а следующее предложение «Я бы и не срубил ее…» относится к другой теме)
-Так о чем же первая часть?
(-О красивой душистой черемухе.)
-Как можно кротко сказать в заголовке?
(-Красота черемухи.)
-О чем вторая картинка?
(-Вторая картинка о том, как работник начал рубить дерево.)
-Где кончается вторая часть? Прочитайте.
(-Я считаю, что вторая часть закончится предложением «Когда я пришел…», т.к. ее тема о том, как работник рубил черемуху, а следующее предложение « Нечего делать, видно судьба…» относится к другой теме.)
-Так о чем же вторая часть?
(- О том, как работник рубил черемуху.)
-Как можно кротко сказать о заголовке?
(-Начало гибели черемухи.)
-О чем третья картинка?
(-Третья картинка о том, что автор решился и вместе с работником начал рубить черемуху.)
-Прочитайте третью часть.
(- Я считаю, что третья часть состоит из одного предложения « Нечего делать, видно судьба, т.к. ее тема - о решении автора срубить черемуху.)
-Прочитайте третью часть.
(- Я считаю, что автор решился рубить черемуху.)
-Как можно кратко сказать о заголовке?
(-Окончательная гибель черемухи.)
Языковой анализ текста.
-Прочитайте 1 предложение. Найдите слово, которым автор показывает, что черемуха не пропускала свет к кустам орешника.
(- Заглушала)
-Подчеркните. Прочитайте третье предложение. Найдите слова, которыми автор описывает черемуху. Какое слово показывает. Что черемуха была большая, что она раскинула ветви в разные стороны?
(-Развилистая.)
-Подчеркните.
-Какое слово помогает представить черемуху живой девушкой?
(-У черемухи множество веточек, листочков.)
-Подчеркните слово «обсыпанная». Почему автор употребляет это слово, что он хочет показать?
(- Черемуха вся покрыта цветами.)
-Какие слова автор употребляет для описания цвета черемухи?
(-Яркий, белый, душистый.)
-Подчеркните
-Какое из этих слов подтверждается следующим, четвертым предложением? Прочитайте его и ответьте.
(- Слово «душистый».)
Прочитайте шестое предложение. Какое выражение показывает реакцию, ответ дерева на удар топора?
(-«Сок так и хлюпал…»)
-подчеркните.
-Как вы думаете, что хотел показать автор этим выражением?
(-Автор хотел показать, что дерево плачет.)
Физминутка.
4.Самостоятельная подготовка к пересказу.
5.Пересказ с аудиозаписью.
6.Анализ пересказа.
1.Структурный анализ.
2.Прослушивание записи с предварительным нацеливанием на языковой анализ.
3.Языковой анализ.
Итог. Оценивание. Домашнее задание.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами учились пересказывать текст. На дом вам будет задан пересказ того отрывка над которым мы работали в классе.
Сжатое изложение текста
Изложить тему нужно уметь не только близко к тексту, но и кратко.
С целью мотивации показываем, в каких жизненных ситуациях человеку пригодятся умения сжато пересказать текст:
- краткая сводка новостей дня;
- кратко о содержании предыдущих серий фильма;
- обзор статей газет или журналов;
- дополнительное выступление на уроке (переработка источника)
К сжатому пересказу относятся жанры: аннотация, отзыв, предисловие, послесловие, с которыми учащиеся начальных классов сталкиваются на уроках внеклассного чтения.
Детям особенно сложно пересказать кратко, сжато. Очень важно показать, что значит кратко. Важно научить выбирать существенное и опускать подробности, сохраняя авторское своеобразие произведения. А это значит, ещё научить определять выразительные языковые средства.
Для обучения сжатию текста на первом этапе учитель серией вопросов ведёт детей к сжатию текста (Методику изучили в модуле «Литературное чтение» на уроке «Киномастерская»). На следующем этапе дети учатся разграничивать существенную и несущественную информацию, второстепенную исключать. Также используется подчёркивание ключевых слов, ограничение сжатия объёмом сокращения (сократить вдвое), ограничение количеством слов (чтобы объём текста не превышал 35 слов).
Одним из приёмов, который советует Т. А. Ладыженская, является сравнение исходного и конечного текстов. Приём используется как для подробного, так и для краткого пересказа.
Пример
ТЕКСТ
Стал Дядя Федор жить в деревне. И люди в деревне его полюбили. Потому что он не бездельничал, все время делом занимался или играл. А потом забот у него поприбавилось. Узнали люди, что он зверей любит, и стали ему разных зверюшек приносить. Птенец ли от стаи отобьется, зайчонок ли потеряется, сейчас же его берут — и к Дяде Федору. А он с ними возится, лечит их и на волю отпускает.
Однажды у них галчонок появился. Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый-пресердитый.
Дядя Федор его накормил и на шкаф посадил. И назвали галчонка Хватайкой: он что ни увидит, все на шкаф тащит. Увидит спички — на шкаф. Увидит ложку — на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. А взять у него ничего нельзя. Сразу Хватайка крылья в сторону, шипит и клюется. У него на шкафу целый склад получился.
ПЕРЕСКАЗ
Стал Дядя Федор жить в деревне. Все в деревне полюбили его, а когда узнали, что он зверей любит, стали ему разных зверюшек приносить. Дядя Федор их лечил и на волю выпускал. Однажды у них галчонок появился. Дядя Федор его накормил и на шкаф посадил. Галчонка назвали Хватайкой: он все, что ни увидит, на шкаф тащит. А взять у него ничего нельзя: сердится. Так у него на шкафу целый склад получился. [4]
Щёголева Г. С. Предлагает следующие приёмы работы по формированию умения кратко излагать текст:
- Прочитай текст из учебника по предмету «Окружающий мир» и краткий пересказ текста. Определи, какая важная информация пропущена в кратком пересказе. Дополни краткий пересказ. Напиши пропущенную часть.
Как образуются родники?
Когда выпадает дождь или тает снег, то часть воды испаряется, другая мутными ручьями течёт по поверхности земли, а третья уходит в землю. Что происходит с водой, которая ушла в землю?
Вода всё глубже и глубже проходит сквозь верхний рыхлый слой земли. И доходит до слоя, который воду не пропускает. Чаще всего это глина. По этому слою вода стекает вниз.
В местах, где вода вытекает на поверхность, образуется родник. Вода проходит сквозь толстый слой песка и земли и очищается от большинства примесей. Поэтому ключевая, или родниковая, вода очень чистая. Её используют для питья.
Как образуются родники?
Часть воды после дождя и таяния снега уходит под землю. В местах, где вода вытекает на поверхность, образуется родник. Родниковую воду используют для питья, потому что она очень чистая.
- Как кратко передать содержание научного текста? Составь ответ на вопрос, используя слова для вставки.
Чтобы кратко передать содержание научного текста, нужно:
1) определить ;
2) выделить ;
3) сократить или исключить .
Слова для вставки: тему текста, главную информацию и объяснения к ней, объяснения.
[15]
Приведём пример урока обучения сжатому пересказу
ТЕМА: Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»
ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение передавать текст кратко
ЗАДАЧИ
Предметные
1.Совершенствовать навыки сознательного, выразительного чтения.
2. Совершенствовать навыки работы с текстом.
УУД: развивать монологическую и диалогическую речь, умение работать с текстом; развивать умения, анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческий потенциал учащихся.
Способствовать воспитанию чувства патриотизма.