Проверка домашнего задания

«Техника установления контакта»

Предназначение: коммуникативная техника, предназначенная для развития способности к установлению первого контакта с незнакомым человеком. В отличие от других подобных техник проста и органична, не требует обязательного закрепления на практике.

Качества: коммуникабельность, сензитивность

.

Содержание:
Мне бы хотелось обсудить с вами ваше домашнее задание.

Для того, чтобы обучиться технике установления первого контакта с другими людьми, совсем не обязательно быть неким абстрактным "гением общения". На самом деле подобная "гениальность" присуща излишне самоуверенным в себе людям, и эта самоуверенность помогает в некоторых (но только в некоторых) случаях преодолеть порог первого контакта. Такая самоуверенность, может быть, и делает жить комфортабельнее, помогая избежать лишних переживаний и делая общение как бы более плавным. Тем не менее большинству самоуверенных людей присуща низкая сензитивность (чувствительность) в общении, игнорирование значения ситуации для установления контакта.
Первым и - лучше про это не забывать - чуть ли не единственным условием эффективного установления первого контакта является внимательное наблюдения за ситуацией. Именно в объективной ситуации надо искать объективные - и значит самые "железобетонные" - основания для установления первого контакта.
Вы и тот человек, с которым хочется установить контакт, люди пока слишком далёкие, которых вроде бы ничего не связывает. Но если присмотреться, то общего можно найти очень много, но это общее должно быть по большей мере таиться в деталях объективной ситуации, а не каких-то смутных психологических особенностях.
Можно, конечно, подойти к какому-нибудь мужчине на улице и сказать что-то вроде: "Вы мужчина, и я мужчина. Почему бы нам не поговорить про погоду?" Но такое обращение, очевидно, будет истолковано в весьма негативном свете, уровень доверия к вам станет сразу же отрицательным. Можно сказать что-то вроде того: "Вы расстроены, и я тоже очень расстроена. Не хотите ли поговорить?" Это тоже совсем не лучший вариант.
Общее должно таиться в ситуации. Это может быть обронённая перчатка, которую вы подняли и преподнесли. Это может быть такая же модель сотового телефона, что у вас, и вопрос его использования. Это может быть какой-то интересный фасон платья и вопрос относительно него. Это может быть ситуация стояния на платформе и ожидания электрички.
Но несколько произнесённых слов вряд ли сделают контакт полноценным. Для этого требуется развить общение, не забывая, что само слово "общение" происходит от слова "общее". Найдя что-то одно общее, надо сразу же укрепить контакт, обнаружив ещё что-то, о чём можно поговорить.
Конечно, можно соврать и сказать что-то вроде того: "Скажите, а вы не учились в школе номер 54?

Что-то мне лицо ваше знакомо!" Но во-первых это враньё, а про ложь надо помнить то, что если даже вы говорите сверхубедительно, тем не менее по содержанию речи легко можно заподозрить, что это вы специально придумали. Лучше держаться естественно, проявлять живой и натуральный интерес к людям, не напрягаю других и себя.

Спустя несколько месяцев вы должны почувствовать, что и вообще общаться, и устанавливать контакты вам стало гораздо легче. И - что тоже очень важно - без всяких манипуляций. Как говорил Суворов: "Тяжело в учении - легко в бою".

«Бег слов»

Упражнение позволит "расшевелить" уставших, расслабленных участников группового психологического тренинга.

Содержание:
Для этого упражнения ведущему понадобитсясекундомер или таймер с возможностью выставить на нём 20 секунд.
Ведущий объясняет участникам смысл игры. Первый участник (сам ведущий в игре не участвует) произносит какое-нибудь слово (русское). Это может быть любое существительное или имя собственное. Следующий по кругу участник должен произнести слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово. Если слово заканчивалось на мягкий знак или "ы", берётся предпоследняя буква. То есть происходит то же, что в известной игре "Города", только можно произносить любые существительные или имена собственные. Цепочка слов может выглядеть так:
- Окно.
- Облако.
- Омск.
- Катя.
- Ящер.
- Рожь.
- Жизнь и т.д.
Если какой-то игрок сказал слово, которое уже было, или же не существительное и не имя собственное, то он выбывает.
Выбывают игроки и по другой причине. Ведущий запускает секундомер (таймер). По прошествии двадцати секунд он останавливает игру. Тот игрок, на ком остановилась очередь (предыдущий участник успел сказать своё слово, а этот ещё нет или не успел сказать полностью), выбывает из игры. Тем самым участники замотивированы на то, чтобы как можно быстрее сказать своё слово. Чтобы не было споров, ведущий сразу оглашает вердикт (например): "Василий выбывает!" Выбывший участник выходит из круга.
Далее ведущий нажимает кнопку секундомера, говорит: "Дальше!" и игра возобновляется со следующего участника (который сидит следом за выбывшим).
Последний оставшийся участник объявляется победителем.
Чтобы участники поняли правила игры, целесообразно сделать несколько предварительных прогонов, в которых никто не выбывает.

«Разговор с конца»

Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение основных коммуникативных тактик.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание
Ведущий тренинга вызывает двух добровольцев. Он объясняет, что сейчас будет разыгрываться необычная ролевая игра. В этой игре нарушены причинно-следственные связи, а точнее - сюжет разворачивается от конца к началу. Ведущий сообщает, что одному игроку (условное обозначение которого X - "икс") он будет давать карточки с инструкциями. В них описывается как надо себя вести с другим игроком (Y - "игрек").
Сначала ведущий дает X карточку N5. Игрок X разыгрывает свою часть. Игрок Y разыгрывает свою (у него нет инструкции, поэтому он должен адаптироваться под поведение X). Затем ведущий дает X карточку N4. И так далее.
Называть себя игроки во время ролевой игры могут любыми именами, можно стандартными тренинговыми (указанными на бейджике). Карточки готовятся заранее, перед началом тренинга.
Пример 1
5. Вы выражаете радость по поводу того, что вам удалось договориться с Y.
4. Вы говорите Y, что не надо думать много, предложение-то хорошее.
3. Вы предлагаете взять Y на себя дополнительные обязательства, например мыть полы в конце дня.
2. Вы отказываетесь повышать зарплату, ссылаясь на то, что другие работники будут завидовать.
1. Вы соглашаетесь со словами Y о том, что он - хороший работник; про себя говорите, что и вы - ответственный руководитель.

Пример 2
5. Страшно ругаетесь. Говорите, что Y всегда завидовал вашему уму и способностям. Поэтому не хочет помочь. А ведь вы всегда относились к Y как к хорошему другу.
4. Спрашиваете, не может ли Y одолжить немного денег взаймы. Ненадолго, года на три.
3. Выражаете огорчение и даже возмущение, что Y не проявляет заинтересованности в ваших делах.
2. Спрашиваете, готов ли Y вложить деньги в выгодное мероприятие.
1. Вы сообщаете Y, что нашли способ быстрого обогащения. Рассказываете об этом способе.
После разыгрывания каждой ролевой игры проводится анализ:
- Кто что понял из разыгрываемой сцены?
- Была ли у X какая-то тактика?
- Каковы общие впечатления у игроков и наблюдателей?
- Как лучше строить разговор для достижения собственных целей?

«Аплодисменты по кругу»

- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 5

«Приветствие на сегодняшний день»

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

«Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: <Великаны!> - все стоят, а на команду: <Карлики!> - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду <Великаны>.

«Опыт уверенного поведения»

Упражнение выполняется в круге. Если в группе более десяти участников, она делится на несколько подгрупп по семь человек. Каждый участник кратко описывает ситуацию, в которой он однажды попробовал вести себя уверенно. Речь должна идти просто о попытке как таковой, не обязательно успешной. Далее каждому предлагается рассказать о том, как он представляет себе уверенное поведение. На стенде или доске фиксируются представления участников группы об уверенности.

«Всеобщее внимание»

Назначение:

- развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,

- формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.

«Зеркало»

Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Пожалуйста. Спасибо. Подведем итоги. Каждый участник вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Итак, подводим итоги. Спасибо. Наш зеркальный тест завершен.

«Молодец!»
Психологический смысл упражнения.
Формирование уверенного поведения в момент стресса.
Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний - внутренний. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает -загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.
Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»
Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.
По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.
Анализ:
1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?
2. Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»
3. Чему вы научились у своего партнера?

«Мне в тебе нравится…»

Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» и называет понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

«Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.
Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Наши рекомендации