I. Проверка домашнего задания и коллективное заполнение таблицы (СЛАЙД 5)
Приблизительный вариант домашней работы:
Формулировка темы | тезис | Аргументы | ||
в форме вопроса | в форме назывного предложения | Отечественная литература | Зарубежная литература | |
Чему учит человечество война? | Нравственные уроки войны… | Война учит многому: надо самоотверженно любить родину, не терять себя как личность, принимать нравственно правильные решения в экстремальной ситуации, помнить о тех, кто погиб… | 1. В.Быков «Сотников». 2. Шолохов «Судьба человека» | 1. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо». 2. Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать» |
Выявление трудностей, возникших при выполнении домашнего задания.
3. Работа в группах. Техника «мозгового штурма» (СЛАЙД 6)
Пояснение для учителя: Чтобы погрузить учеников в поиск, закрепить понимание того, ЧТО и КАК они должны делать, предлагаем одиннадцатиклассникам заполнить таблицы по четвёртому и пятому направлениям. Класс разбивается на пять групп. Каждая группа вписывает по три темы и аргументы к ним. При проверке ученики заполняют всю таблицу, обмениваясь полученными результатами. |
Задание группам:
Группа 1. «Спор поколений: вместе и врозь». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации
Группа 2. «Спор поколений: вместе и врозь». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации
Группа 3: «Спор поколений: вместе и врозь». Обдумывание интересного вступления к теме «Почему одиночество в семье становится нормой современного общества?», включив в него тезис, который будете доказывать.
Группа 4: «Чем люди живы?». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации
Группа 5: «Чем люди живы?». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации
4. Проверка работы в группах (СЛАД 7 – 11)
Приблизительный вариант работы в группах
Группы 1-2
Направление четвёртое «Спор поколений: вместе и врозь»
Формулировка темы | тезис | Аргументы | ||
в форме вопроса | в форме назывного предложения | Отечественная литература | Зарубежная литература | |
Какова роль семьи в жизни человека? | Семьи в жизни человека | Семья – это основа жизни любого человека, это истоки нравственности, милосердия, мировоззрения | 1. А.И.Гончаров. «Обломов» 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 3. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» 4. Л.Н.Толстой. «Война и мир» | Высказывания (для вступления): Семья – кристалл общества. (Виктор Гюго) |
В чём прежде всего проявляется материнская любовь? | Любовь матери | Материнская любовь - это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким. Мать способна на всё ради своего дитя. | Высказывания (для вступления): Самую заледеневшую душу согреет тепло материнского сердца. (Вадим Синявский) Произведения: 1. Максим Горький «Сказки об Италии» 2. Л.Улицкая. «Дочь Бухары» 3. В.Закруткин. «Матерь человеческая» 4. В.Распутин. «Последний срок» | Высказывания (для вступления): Сердце матери – бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. (Оноре де Бальзак) . Когда Наполеона спросили о том, в чём больше всего нуждается Франция, он коротко сказал: «В матерях» |
Группа 3
Два слова «одиночество» и «уединение»… На первый взгляд, эти однокоренные слова похожи друг на друга. Но за ними – разные эмоции, переживаемые людьми. Уединения ищут – от одиночества бегут! Об этом очень тонко сказала Барбара Тиллетт: «Люди создали слово «одиночество», чтобы выразить боль того, кто один, и слово «уединённость», чтобы выразить его величие». Действительно, страшно быть одиноким, ещё страшнее, когда ты одинок рядом с близкими тебе людьми. Вдумайтесь: ты не один, тебя окружают родные , но с ними нет душевного родства… Только представьте, что испытывает человек, изо дня в день мучаясь от одиночества… |
Группы 4-5
Направление пятое. Чем люди живы?
Формулировка темы | тезис | Аргументы | ||
в форме вопроса | в форме назывного предложения | Отечественная литература | Зарубежная литература | |
Является ли милосердие основой жизни в современном мире? | Милосердие в современном мире | Милосердие – это основа нашей жизни. И в какое бы время мы ни жили, надо, чтобы люди были добры друг к другу. | Высказывания (для вступления): 1. «Уклонись от зла и сотвори благо» (Псалтырь, Псалом 6, 27) 2. У каждого времени - своя жестокость. А доброта одна на все времена. (А.Лиханов) Произведения: 1. А.И.Куприн «Чудесный доктор» 2. В.Распутин. «Уроки французского» | Высказывания (для вступления): 1.Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку (Ф.Бэкон) Произведения: 1. Арчибалд Джозеф Кронин «Ключи от Царства» |
Что побеждает в человеческой душе: добро или зло? Что следует выбирать? | Борьба добра и зла в душе человека | В борьбе добра и зла, безусловно, победа должна быть на стороне добра. Только добротой, милосердием, красотой души спасётся мир. | Высказывания (для вступления): Есть Добро и Зло. Их бой - нескончаем. (Наум Коржавин) Произведения: 1. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» 2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» | Высказывания (для вступления): 1. Кто доброе сеет — добро его плод, Кто злое посеет — злодейство пожнет. (Саади) 2. Добро — не наука, оно действие. (Р.Роллан) Произведения: 1. Гёте. «Фауст» 2. Шекспир. «Гамлет» |
Чем должен руководствоваться человек, выбирая будущую профессию? | Выбор профессии | Выбор профессии – один из важнейших жизненных этапов человека | Высказывания (для вступления): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вам отыщет. (К.Д.Ушинский) Произведения: 1. И.А.Крылов. Басня «Щука и кот» 2. Е.Коронатова «Жизнь Нины Камышиной», 3. В.Кочетов«Журбины», 4. И.Лазутин «Сержант милиции». | Высказывания (для вступления): Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека) |
Домашнее задание
Заполните таблицу, сформулировав 2-3 темы направления первого «Недаром помнит вся Россия…» и подобрав для аргументации литературные произведения из отечественной и зарубежной литературы.
УРОК ТРЕТИЙ
Составление проекта «Алгоритм работы над сочинением»