II. Проверка домашнего задания.
2. Конкурс знатоков.
• Кого в школе больше — детейили мальчиков? (Детей.)
• Домашнее животное, гуляющее само но себе. (Котка.)
• Самый известный пернатый певец России. (Соловей.)
• Геометрическая фигура с тремя углами. (Треугольник.)
• У этого папы был деревянный сынок. (Карло.)
• Любимый танец моряков. («Яблочко».)
• Как звали папу-медведя в сказке «Три медведя-? (Михайло Потапович.)
• В какое время года у школьников самые длинные каникулы? (Летом.)
• Хозяйка Артемона (Мальвина)
• Фамилия дяди Стёпы (Степанов).
• Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).
• Что такое ложка? (Столовый предмет).
• Кто такая Каркуша? (Ворона).
• Кто быстее долетит до цветка – бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница не летает).
• На чём играл осё из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На гитаре).
III.Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка.
IV.Подготовка к восприятию произведения.
V.Работа с текстом А. Усачёва «На чём держится Земля?».
1) Лексическая работа
• Полететь в тартарары – полететь далеко.
2) Чтение произведения учителем.
3) Проверка эмоционального восприятия произведения.
4) Анализ произведения.
5) Чтение учащимися:
а) чтение молча (про себя).
б) чтение «цепочкой» по предложению.
в) чтение по ролям.
6) Подробный пересказ текста.
Викторина:
ü Сколько планет движется вокруг Солнца) (Девять)
ü Самая близкая звезда к Земле? (Солнце).
ü Воздушная оболочка Земли? (Атмосфера).
ü Как называется внутренняя часть Земли? (Ядро).
ü Уменьшенная модель Земли? (Глобус).
ü Наука, изучающая небесные тела? (Астрономия).
ü Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий).
ü Чем наша Земля отличается от других планет Солнечной системы? ( На ней есть жизнь).
ü Какой, по мнению древних индейцев, была Земля? (Плоской, стоящей на спине слонов).
ü Как называется плодородный слой Земли? (Почва).
ü Упавшее на Землю космическое тело? (Метеорит).
ü Какую форму имеют звёзды? (Шарообразную).
VI.Подведение итогов урока. Работа с литературными тетрадями.
Синквейн
Родина
Необъятная дорогая
Любить защищать изучать
Тот герой, кто за Родину горой.
Отчизна.
VII.Домашнее задание.
Прочитать рассказ А. Усачёва «На чём держится Земля?».
Урок № 93
Тема: Обобщающий урок по теме» Страна вопросов и ответов»
Цель: проверить уровень знаний и сформированность читательских умений по разделу; совершенствовать умение читать вслух и молча; содействовать развитию речи, формированию умений коллективной деятельности; развивать любознательность, интеллектуальные умения; создавать условия для активной познавательной деятельности; способствовать развитию памяти, внимания, интереса к чтению научно-познавательной и справочной литературы.
Оборудование: конверты о заданиями для работы в группах, эмблема (статуэтка) совы.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на 2 команды для проведения конкурса.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте!
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
II. Проверка домашнего задания
III. Вступление
— Ребята, сегодня на уроке мы проведем интеллектуальный турнир, в котором вы покажете свои знания, эрудицию, смекалку.
Учащиеся читают стихотворение (на доске) «цепочкой» по одной строке.
Чтобы в турнире играть,
Надо очень много знать!
Почему бежит река?
Как летают облака?
Что ест крокодил?
Зачем Балда верёвки вил?
Какие праздники сейчас?
Чем потчуют гостей у нас?
Всю живность на родной планете.
Какие есть цветы на свете?
Все буквы алфавита знать,
Уметь из них слова слагать.
Всё то и многое другое
Огромный мир для нас откроет.
С. Малышенко
— Символом нашей игры будет сова. Издавна сова олицетворяет мудрость. Поэтому её обладателем станет та команда, которая в течение всей игры будет четко, быстро и, разумеемся, правильно отвечать на вопросы.
IV. Конкурсы
1. Разминка
— За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 команда
1) Почему бывает радуга?
2) На чем держится Земля?
3) «Огонек в стекле запаян. Как зажег его хозяин»?
4) Что это за «чудо», которое везде и все умеет?
2 команда
1) Что позаимствовал человек у тигра, слона, медведя?
2) Как появилась вилка?
3) Какие бывают животные-сторожа?
4) Кто в темноте видит?
2. Конкурс капитанов «Эти забавные животные»
1 команда
1) Кто из зверей, живущих ныне, жил во времена динозавров? (Акула.)
2) Кто из зверей имеет ценный мех? (Белка, соболь, куница.)
3) Очень красивый хищник из семейства кошачьих. (Пантера.)
4) Кто любит лапу совать и мед поедать? (Медведь.)
5) Какие грибы ест еж? (Не ест.)
6) Какого цвета самый крупный из дятлов? (Зеленый.)
7) Что птицам зимой страшнее: холод или голод? (Голод.)
8) Плавают ли муравьи? (Да, могут переплыть реку.)
9) Кто быстрее всех бегает? (Гепард.)
10) Кукует самка или самец кукушки? (Самец.)
2 команда
1) Без какого животного не было бы ни масла, ни сливок, ни сметаны? (Без коровы.)
2) Из пуха какого животного вяжут теплые платки? (Козы.)
3) Кто из животных спит вниз головой и охотится по ночам? (Летучая мышь.)
4) Что случится с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (Погибает.)
5) Самое крупное наземное животное. (Слон.)
6) Сухие или свежие грибы ест белка? (Сухие.)
7) Какая самая большая птица на земле? (Страус.)
8) Есть ли у комаров зубы? (Есть и немало —- 22.)
9) Кто пьет ногой? (Лягушка.)
10) Сколько ног у паука? (Восемь.)
Составление синквейнов:
1 команда 2 команда
Овощи Почва
Солнце глянуло в тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать, (Приседания.)
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. (Наклоны.)
Ина месте поскакать. (Прыжки.)
На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.)
Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.)
3. Конкурс «Зашифрованное слово»
I команда
— Разгадайте ребусы о растениях.
Ответ: крапива.
2 команда
— Разгадайте ребусы о растениях.
Ответ: осина
4. Придумайте слово «наоборот»
I команда 2 команда
весёлый — ночь —
сильный — лето —
крупный — начало —
тёплый — потерял —
добрый — трус —
5. Конкурс «Кто как поет»
I команда 2 команда
голубь — ... (воркует) коза — ... (блеет)
лиса — ... (Лает) гусь — ... (гогочет)
медведь — ... (ревет) конь — ... (ржет)
утка — ... (крякает) свинья — ... (хрюкает)
6. Конкурс «Найдите лишнее слово»
1 команда
1) Зима, лето, вечер, осень, весна.
2) Смородина, черника, земляника, груша, крыжовник.
3) Стол, топор, стул, шкаф, табуретка.
2 команда
1)Помидор, огурец, вишня, тыква, морковь.
2) Берёза, клён, тополь, брусника, дуб.
3) Лиса, полк, коза, медведь, ёж.
— Как можно назвать одним словом оставшиеся в заданиях слова после того, как вы уберете «лишнее слово?
7. Конкурс «Пословицы и поговорки»
Каждая команда получает листок с пословицами, в которых отсутствуют никоторые слова. Их необходимо дописать.
1команда
• Лес нас укрывает, кормит и .... , зеленая крыша от ... укрывает. (Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.)
• Рыбам — ……., птицам — .... человеку — вся .... (Рыбам — вода, птицам - воздух, человеку - вся земля.)
2 команда
• Ласточка ... начинает, а ... кончает. (Ласточки день начинает, а соловей кончает.)
• Срубить дерево — пять .... вырастить — ... лет. (Срубить дерево — пять минут, вырастить — сто лет.)
8. Конкурс «Узнай меня»
Каждая команда получает но две ромашки. На лепестках одной — названия литературных произведений, па лепестках другой — фамилии писателей. Задание — соотнести названия произведений и их авторов.
1.«Волшебник Изумрудного города:. (А. Волков.)
2. «Живая шляпа». (Н. Носов.)
3. «Лев и собачка» (Л. Толстой.)
4. «-Воробей» (И. Тургенев.)
5. «Кто всех глупее» (В. Осеева.)
6. « Чук и Гек» (Л. Гайдар.)
7. «Торопливый ножик» (Е. Пермяк.)
8. «Про мимозу» (С. Михалков.)
V. Подведение итогов урока
— Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы закончили путешествие по Стране вопросов и ответов.
1-й ученик.
Чтоб легко вопрос задать.
Надо нам на помощь звать
Вопросительное слово.
Прибежит — и все готово.
2-й ученик.
Эти нужные слова
Всем вопросам голова:
КТО? КУДА? ЗАЧЕМ? К ЧЕМУ?
ДЛЯ ЧЕГО? и ПОЧЕМУ?
У КОГО? и ОТЧЕГО?
ГДЕ? КОГДА? и ДЛЯ КОГО?
И ОТКУДА? и ПОЧЁМ?
3-й ученик
Все стоят к плечу плечом,
Никого не подведут.
Ты зовёшь — Они уж тут!
И. Токмакова
- - Я благодарю пас за честную игру. Независимо от результатов сегодняшней игры давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное — не победа, главное — участие.
(Команда-победитель получает приз — Мудрую сову.)
5. Конкурс «Кто как поет»
I команда
голубь — _________________________
лиса — ... ___________________
медведь — ... ____________________
утка — ... _________________________
6. Конкурс «Найдите лишнее слово»
1 команда
1) Зима, лето, вечер, осень, весна.
2) Смородина, черника, земляника, груша, крыжовник.
3) Стол, топор, стул, шкаф, табуретка.
— Как можно назвать одним словом оставшиеся в заданиях слова после того, как вы уберете «лишнее слово?
7. Конкурс «Пословицы и поговорки»
.
1команда
• Лес нас укрывает, кормит и _______________________ , зеленая крыша от ______________укрывает.
• Рыбам —_______________________ птицам — ___________________, человеку — вся
1-й ученик.
Чтоб легко вопрос задать.
Надо нам на помощь звать
Вопросительное слово.
Прибежит — и все готово.
2-й ученик.
Эти нужные слова
Всем вопросам голова:
КТО? КУДА? ЗАЧЕМ? К ЧЕМУ?
ДЛЯ ЧЕГО? и ПОЧЕМУ?
У КОГО? и ОТЧЕГО?
ГДЕ? КОГДА? и ДЛЯ КОГО?
И ОТКУДА? и ПОЧЁМ?
3-й ученик
Все стоят к плечу плечом,
Никого не подведут.
Ты зовёшь — Они уж тут!
И. Токмакова
5. Конкурс «Кто как поет
2 команда
коза — _______________
гусь — ________________
конь — _________________
свинья — _________________________
6. Конкурс «Найдите лишнее слово»
2 команда
1)Помидор, огурец, вишня, тыква, морковь.
2) Берёза, клён, тополь, брусника, дуб.
3) Лиса, полк, коза, медведь, ёж.
— Как можно назвать одним словом оставшиеся в заданиях слова после того, как вы уберете «лишнее слово?
7. Конкурс «Пословицы и поговорки»
2 команда
• Ласточка _______________ начинает, а ___________________кончает.
• Срубить дерево — пять ________________вырастить — _________________лет.
Дата:
Тема раздела: Летняя страничка ( 5 часов)
Тема: Самуил Маршак «Зелёная страница».
Цель: совершенствовать навык орфоэпически правильного чтения вслух в темпе, приближенном к скорости разговорной речи; формировать навык чтения молча, вполголоса, по цепочке; развивать умение находить в тексте слова и выражения, подходящие к рисунку; развивать умение читать выразительно; способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных умений; расширить представления учащихся о природе родного края; создавать условии дли активной познавательной деятельности, развития внимания и памяти, обогащения словарного запаса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1.Дыхательная разминка. Упражнение «Найди дыхание»
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка»
3. Речевая разминка.
Игра «Большие и маленькие»
— Прочитайте слова. Назовите признаки, по которым они объединены в группы.
• Птичка, мишутка, пышка, лисичка, листик.
• Слон, корова, буйвол, морж, гора, облако, стол.
— Произнесите вслух каждую группу слон, прислушайтесь к их звучанию. Как вы думаете, какие звуки создают ощущение «'большого4- и с малого*-? Назовите эти звуки.
Вступительное слово учителя
— Когда наступает лето? Трудно сказать. Оно приходит незаметно. Конец весны и начало лета — близнецы. Подменились, и никто не заметил перемены. Высохли пролески, низины, леса. Прошли дожди — стряхнули пыль, умыли зелень. Сияет солнце, а небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море.
Лето на все лето
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это — лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Все длиннее, что ни день.
Ну, а ночи, ночь от ночи,
Все короче и короче...
А. Стариков
— Надо встречать лето так, как встречают его цветы, травы, деревья, птицы.
V. Работа с текстом С. Маршака «Зеленая страница»
1. Лексическая работа.
• Бирюза — драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета; зеленовато-голубой цвет.
• Букашка — любое маленькое насекомое.
2. Чтение произведения учителем (с. 130).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Расскажите.
4. Анализ произведения.
— О какой зеленой странице говорит поэт?
— О каких насекомых говорится к стихотворении? (О букашках, стрекозе, божьей коровке, бабочках.)
— Почему поэт выбрал для букашек золотой цвет?
— Какими словами поэт передает движение насекомых? (Бродят, летают, несутся.)
— С чем поэт сравнивает стрекозу? Почему?
— Какое насекомое полетело « по божьим делам» ? Прочитайте.
— Почему поэт называет бабочек сестрами?
— Найдите описание бабочек.
— Какие иллюстрации можно нарисовать к стихотворению?
— Что чувствовал поэт, написавший эти строчки? В каком настроении он пребывал?
...... Знакомо ли вам такое описание природы? Наблюдали ли
вы за насекомыми летом, лежа на траве? Что интересное вы заметили?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение молча (про себя);
б) чтение и нахождение отрывка к рисунку;
в) конкурсное чтение по одной строфе.
Физкультминутка для глаз
— Цвета у лета не такие, как у весны или осени. Они яркие и жаркие. Кажется, что они вобрали в себя все солнечные лучи. Каждое растение, каждый цветок похож на лето. И неважно, если растения не желтого цвета, — все равно они похожи на солнышко, потому что от них веселее и светлее делается.
Итог урока.
Домашнее задание.
Дата:
Тема раздела: Летняя страничка ( 5 часов)
Тема: Маргарита Ивенсен «Вот и лето»
Цель: совершенствовать навык орфоэпически правильного чтения вслух в темпе, приближенном к скорости разговорной речи; формировать навык чтения молча, вполголоса, по цепочке; развивать умение находить в тексте слова и выражения, подходящие к рисунку; развивать умение читать выразительно; способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных умений; расширить представления учащихся о природе родного края; создавать условии дли активной познавательной деятельности, развития внимания и памяти, обогащения словарного запаса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1.Дыхательная разминка. Упражнение «Найди дыхание»
II. Разминка.
а) Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка»
б)Речевая разминка.
в) дыхательные упражнения.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение текста про себя
О какой зелени говорит поэт в стихотворении?
IV. Составление картины «Лето»
V. Работа с текстом М. Ивенсен «Вот и лето»
1. Чтение произведения учителем (с. 131).
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
3. Анализ произведения, выборочное чтение.
— О какой поре говорится в стихотворении?
— Как вы понимаете слова «лето подоспело»?
— Что произошло летом с земляникой, гвоздикой, клевером, шиповником? Найдите ответ и тексте.
— Найдите описание земляники.
— Почему она поворачивается к солнышку?
— Почему клевер летом красный? Какое слово выбрал поэт, чтобы передать окраску клевера?
— Почему лето называют красным? Как еще его можно назвать?
— Найдите в стихотворении образные слова.
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение вполголоса;
б) чтение «цепочкой» по одному слову;
в) конкурсное чтение стихотворения.
VI. Работа о группах
Задание для I группы
1. В какие игры можно играть летом?
2. Прочитайте летнюю считалочку. Выучите ее наизусть.
Солнце спряталось за гору,
Ветер — в лес.
А мышка — в нору.
Кто остался на виду?
Убегай —
Искать иду.
Л. Колос
Задание для 2 группы
1. Прочитайте летние приметы.
• Лето дождливое — зима снежная, морозная.
• Появились опёнки — лето кончилось.
• Летом ворона купается — к дождю.
• Если летом на небе видно много звёзд — к ясной погоде.
• Пчёлы сидят на стенках улья — к сильной жаре.
2. Объясните смысл примет. Выучите две из них наизусть.
Задание для 3 группы
1. Отгадайте загадки.
Спал цветок и вдруг проснулся: Теремок ползёт.
Больше спать не захотел. На себе его везёт
Шевельнулся, встрепенулся, Хозяюшка богатая,
Взвился вверх и улетел. Голова рогатая.
(Бабочка.) (Улитка.)
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
(Земляника.) В. Фетисов
VII. Проверка выполненных заданий
VIII. Подведение итогов урока
Какая пора года самая красивая? Почему? Назовите спою любимую пору года.
IX. Домашнее задание
Дата:
Урок №
Тема: В. Хомченко «Поклон лесу»
Цель: формировать умение читать правильно, осознанно и выразительно; совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса, по цепочке, по ролям; расширять знания учащихся о летних изменениях в природе; содействовать развитию речи, формированию умений коллективной деяте льности; содействовать развитию умения замечать красоту природы каждой поры года, формированию бережного отношения к природе.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
— Давайте станем в круг и возьмемся за руки. Мы — одна семья, одно целое. Давайте изобразим, как бьется наше общее сердце: удар — шаг вперед, еще удар — шаг назад.
Давайте будем Как ветер — с морем,
Дружить друг с другом Трава — с дождями,
Как птица — с небом, Как дружит солнце
Как поле — с плугом. Со всеми нами!
И. Мазнин
II. Проверка домашнего задания
— Какая пора года самая красивая? Докажите.
— Назовите приметы лета.
Учащиеся читают наизусть стихотворение М. Ивенсен «.Вот и лето».
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Одуванчик»
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Пчелка»
— Над цветочной клумбой летает, кружится пчелка. Она перелетает с цветка на цветок, присядет на секунду, помолчит, а потом, напившись сладкого цветочного нектара, продолжает полет. Звуком [ж] передайте ее гудение.
3. Речевая разминка.
— Прочитайте слова молча. Вслух произносите только названия диких животных: лось, гусь, волк, конь, барсук, енот, лиса, лошадь, уж, ежик, овца, петух, змея, корова, утка, муравей.
IV. Подготовка к восприятию произведения
1. Слово учителя.
— Лето — сказка наяну. Вот распускаются бутоны цветков. Может, по ночам на их лепестках спит маленькая Дюймовочка? А посмотрите на муравьев! Разве что не заколдованные люди?! Посмотрите внимательно, какие необычные дома они выстроили в лесу. А как они работают каждый день! Вот летит куда-то изящная бабочка. Царственно проплывает в воздухе в кружевном наряде стрекоза. Разве это не добрые феи?
Красива наша Земля! Удивительна наша природа! Не разрушайте этот дом, Девчонки и мальчишки. Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках.
Т. Дементьева
V. Работа с текстом рассказа В. Хомченко «Поклон лесу»
1. Лексическая работа.
• Пунцовый — ярко-красный.
• Кузовок — короб из лыка или бересты для ягод или грибов.
2. Чтение произведения учителем (с. 133).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызывает рассказ? Почему?
— Что вы представляли, когда слушали рассказ?
4. Анализ произведения, выборочное чтение.
— О какой поре говорится в рассказе?
— Почему рассказ назван «Поклон лесу»?
— Почему в лес надо приходить только с добрыми чувствами?
— Когда в лесу появляется земляника?
— Как вы понимаете описание: «Пунцовыми каплями сияет она в траве, греется на солнышке» ?
— Как бы вы сказали о землянике?
— Какие еще ягоды можно встретить в лесу?
— Все ли ягоды можно собирать? Почему?
— Автор говорит: «А когда лето покатится на осень...; Когда это бывает? Как об этом можно сказать по-другому?
— Найдите самые поэтичные, на ваш взгляд, описания леса. Почему они вам понравились?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение вполголоса;
б) чтение < цепочкой > по одному предложению.
в)чтение слов предметов, признаков, действий.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание: стр. 133 – 134
Дата:
Урок №
Тема: Александр Шибаев «Хороший день».
Цель:
формировать умение читать правильно, осознанно и выразительно; совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса, по цепочке, по ролям; расширять знания учащихся о летних изменениях в природе; содействовать развитию речи, формированию умений коллективной деяте льности; содействовать развитию умения замечать красоту природы каждой поры года, формированию бережного отношения к природе.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Разминка.
IV. Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Хороший день»
1. Чтение произведения учителем (с. 135).
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение у вас вызывает этостихотворение? Расскажите.
3. Анализ произведения, выборочное чтение.
— О какой поре говорится в стихотворении?
— Почему дети любят лето? Докажите словами из текста.
— Как автор описывает ветерок? Какой он?
— Почему солнечные лучи «приятно горячие?
— Какие еще могут быть лучи?
— Какие мысли, чувства возникают у вас. когда вы читаете что стихотворение?
— Что возникает перед вашими глазами при чтении?
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение вполголоса:
б) чтение «цепочной» по одному слову;
в) выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)
Физкультминутка
г) выборочное чтение.
д)конкурс на лучшего чтеца.
IX. Подведение итогов урока
— Все времена года щедрые. Весна зелени не жалеет, лето — солнышка, зима — снега. Какими цветами можно изобразить лето? Какие у него краски?
— Какие звуки? О чем разговаривают деревья, цветы? О чем шелестит трава на лугу?
— О чем думают птицы летом?
— Что же такое лето?
Ученик читает стихотворение.
Что такое лето? Это —
Голубое море света!
Если солнце — зной и сушь.
Если дождик — звонкий душ.
Скрип сверчков и щебет птичий
Носит ветер смоляной.
В поле, плещется пшеница,
Рожь колышется волной.
В травах — пчёлы хороводом,
Луг цветет и пахнет мёдом.
А деревня вечерком
Пахнет тёплым молоком.
Лето — это даль дороги,
Тень опушки, шум реки.
Вдоль дорог — босые ноги
И большие рюкзаки.
Всюду чёлки и косички,
И панамы, как грибы.
Это дружба леса, речки,
Барабана и трубы.
В. Фетисов
X. Домашнее задание
Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Поры года».
У/л У pOK 99 'уууууууу'ууу'ууу'УУ'/*• _____...................
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО
5. Слово учителя.
— Ме только у человека — у всего живого тоже есть свой дом. Для зверей и шин домом стали ноля. леса. горы, для рыб — реки, озера, моря. Планета Земля — наш общий дом. Экологии изучает", как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и па окружающую среду. Ведь, к примеру, выруби лес — высохнет речка, без воды погибнут звери, испортятся земля и воздух...
Красота родной природы — Все напомнит о природе,
Это реки и леса, Даже скрюченный сучок.
1-1 озера, и болота, И, вися над паутинкой,
И блестящая роса. Засмеется паучок.
Даже милая улитка, И, спеша навстречу жизни,
Даже маленький сверчок — Заискрится ручеек...
В. Гончарова
VI. Работа с текстом рассказа В. Хомченко «Поклон лесу»
1. Лексическая работа.
• Пунцовый — ярко-красный.
• Кузовок — короб из лыка или бересты для ягод или грибов.
2. Чтение произведения учителем (с. 133).
3. Нроиерка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызывает рассказ? Почему?
— Что вы представляли, когда слушали рассказ?
4. Анализ произведения, выборочное чтение.
— О какой поре говорится в рассказе?
— Почему рассказ назван «-Поклон лесу^>?
— 11очому в лес надо приходить только с добрыми чувствами?
— Когда в лесу появляется земляника?
— Как вы понимаете описание: «Пунцовыми каплями сияет она в траве, греется на солнышке...-?
— Как бы вы сказали о землянике?
— Какие еще ягоды можно встретить в лесу?
— Все лн ягоды можно собирать? Почему?
— Автор говорит: <А когда лето покатится на осень...; Когда это бывает? Как об этом можно сказать по-другому?
— Найдите самые поэтичные, на ваш взгляд, описания леса. Почему они вам понравились?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение вполголоса;
б) чтение < цепочкой > по одному предложению.
VII. Работа в группах
Задание для I группы
— Разгадайте кроссворд о деревьях. По горизонтали: I. Цветок — медовый,
плод — пудовый.
6. Ягоды не сладость, Но глазу — радость, Лесам — украшение, 11тицам — угощение.
7. И весной и летом вся дрожу, хоть и одета.
3 | К | А | Ш | т | А | н | 4 | ||||
Б | Л | О | И | ||||||||
ш | Ё | п | Л | В | |||||||
Р | Я | Б | И | н | А | О | С | и | Н | А | |
Ё | Л | ■ | П | ||||||||
Л | ь | X | А | ||||||||
А | |||||||||||
374
8. Меня зовут хамелеоном
За то, что si меняю цвет.
По жизни белая, но срубишь —
Приобретаю розоватый пнет. По вертикали:
1. Я Красиным статный, а осенью оденусь » жёлтый наряд, и ветер разнесёт мои семена-крылатки.
2. Мой пух в июне летает и прохожие его ругают.
3. Мои клейкие почки — Лечебный настой,
А зелёные листочки —
Незаменимы в парной. Л. Расту в долинах рек, цвету н апреле-мае, весной из веточек плетут корзины.
5. Хоть зацветаю позже всех
(В июне — срок мой),
Я прекрасный медонос —
От простуды мёд мой.
Задание для 2 гриппы
— Рассмотрите рисунки па странице 132 п составьте, по ним рассказ.
Задание для 3 группы
1. Прочитайте стихотворение.
Лесная шуткаТаил грузди собирала, наклонилась взять грибок — и передник разорвала о берёзовый пенёк. Я шучу: — Скорее ёлку одолжить проси иголку и зашей передник свой хвойной тоненькой иглой.
Сорвала иглу Танюшка
и смеётся мне н ответ:
— Как же шить иглой без ушка?
Да и нитки тоже нет.
Никонова
2. Ответьте на вопросы.
— О каких иголках идёт речь в этом стихотворении?
— Найдите и выразительно прочитайте слона девочки.
Задание для 4 группы
1. Прочитайте стихотворение. Найдите в нём слои а-близнецы.
— Кто вы?
— Лисички! Дружные сестрички.
— Ну, а пы-то кто же?
— Мы лисички тоже.
— Как с одной-то лапкой?
— Мет, ещё со шляпкой?
А. Шибаев
2. О каких лисичках идет речь? Нарисуйте их.
VIII. Проверка выполненных заданий
IX. Подведение итогов урока
— Все времена года щедрые. Весна зелени не жалеет, лето — солнышка, зима — снега. Какими цветами можно изобразить лето? Какие у него краски?
— Какие звуки? О чем разговаривают деревья, цветы? О чем шелестит трава на лугу?
— О чем думают птицы летом?
— Что же такое лето?
Ученик читает стихотворение.
Что такое лето? Это —
Голубое море света!
1:сли солнце — зной и сушь.
Если дождик — звонкий душ.
Скрип сверчков и щебет птичий
Нос иг ветер смоляной.
В иоле, плещется пшеница,
Рожь колышется волной.
В травах — пчёлы хороводом,
Луг цветет и пахнет мёдом.
А деревня вечерком
Пахнет тёплым молоком.
Лето — это даль дороги,
Тень опушки, шум реки.
Вдоль дорог — босые ноги
И большие рюкзаки.
Всюду чёлки и косички,
И панамы, как грибы.
Это дружба леса, речки,
Барабана и трубы.
В. Фетисов
X. Домашнее задание
Подготовиться к обобщающему уроку по теме «.Поры года*.
Дата:
Урок №
Тема: Обобщающий урок по теме «Поры года»
Цель: проверить уровень знаний и сформированности читательских умений по разделу; совершенствовать умение: читан, вслух и молча; развивать умение инсценировать произведение; создавать условия дли активной познавательной деятельности; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса приметами, пословицами и поговорками о различных порах года; развивать память, внимание, интерес к чтению; содействовать развитию умения замечать красоту природы каждой норы года, формированию бережного отношения к природе.
Оборудование: репродукции картин художников с изображением разных времен года; детские рисунки; детские работы по фитодизайну, аудиозапись симфонической сюиты Л. Вивальди.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
— Встретились как-то четыре волшебника-живопицса: Зима. Весна, Лето и Осень. Встретились да и заспорили: кто из них лучше рисует?
Начали «.художники» друг перед, другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе вы брали Солнце.
Первой взялась за свою кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом. Поболели поля и луга. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима но горам, но долинам в больших мягких паленках, ступает неслышно! Чудесные получаются картины. (Ученики рассматривают репродукции картин о зиме.)
III. Выступления учащихся