II. Проверка домашнего задания.
Э. Успенский «Разгром»
III. Речевая разминка
1. Дом мод.
2. Олесе весело!
3. Бел хлеб.
4. Вижу — жив!
— Что удивительного в этих словах? (Это слова-перевертыши.)
Скороговорка
Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.
Дыхательные упражнения.
Работа со слоговыми таблицами.
IV. Вступительное слово учителя
— Сегодня мы побываем в волшебном мире книг и познакомимся с самым главным волшебником этой страны — Николаем Николаевичем Носовым. Он был волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов детей всей планеты: его книги переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем странам и континентам.
Волшебники бывают разные: и добрые, и злые. Николай Носов был не просто добрым волшебником, а, можно сказать, добрейшим. Да, и еще веселым! Писатель создал очень много рассказов, сказок. Герои произведений непоседливы, нелогичны, порой очень наивны, но в целом ребята искренние, добрые, и ошибаются честно, и хитрят бесхитростно.
V. Работа с текстом рассказа Н. Носова «Леденец»
1. Чтение рассказа учителем (с. 77).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
— Какое это произведение: веселое или грустное? Почему?
3. Чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).
4.Обсуждение прочитанного.
— О чем просила мама сына, уходя из дома?
— Как Миша нашел леденец?
— Почему разбилась сахарница?
— Что сделал Миша?
— Можно ли простить Мише его поступок?
— Что бы вы посоветовали главному герою?
— Простила ли мама Мишеньку? Почему?
— Какова главная мысль произведения? (Мальчик должен не только извиниться перед мамой за свои проделки, но и сделать вывод, вынести урок из этой истории.)
5.Выборочное чтение.
— Прочитайте, как вел себя Миша, когда ушла мама?
— Какой был леденец?
— Как разбилась сахарница?
— Почему мальчик съел леденец? Как он ответил маме?
6.Выразительное чтение:
а) прочитать рассказ, стараясь передать настроение мамы, мальчика.
б) чтение по ролям.
VI. Рефлексия « Цвета»
(каждый ученик выбирает цвет на цветовом веере, который соответствует его настроению и отношению к уроку).
Домашнее задание:
Перечитать рассказ «Леденец». (на четверг)
Подготовиться к внеклассному чтению: вспомнить, какие книги Н. Носова читали в течение месяца, взять понравившуюся на урок в среду.
Урок № 30
Внеклассное чтение
Тема: Весёлые и мудрые книги Николая Носова.
Цели:
- познакомить учащихся с творческой деятельностью Николая Носова;
- продолжить работу над развитием устной речи учащихся;
- развивать фантазию, мышление, внимание, память;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: портрет Н. Носова, выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот прозвенел колокольчик-звонок,
Сейчас начинается новый урок.
Дети спешат, в классы бегут.
В школе их новые знания ждут.
II. Вступительное слово учителя.
Николай Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье киноактера. С детства он любил фантазировать и мечтать, вокруг него оживали обычные вещи. Становились они как люди: буфет — легкомысленным, шкаф — серьезным и неразговорчивым.
Н. Носов и не думал сочинять рассказы. К тридцати годам он успел освоить множество профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен.
Но вот у Николая Носова родился сын, который каждый вечер стал «требовать» сказку. И он стал сочинять для него и для его друзей небольшие забавные рассказы. Одобрение маленьких слушателей было благодарным и бурным, оно побуждало Н. Носова не только продолжать сочинительство, но и внимательно присматриваться к этому удивительному возрасту, по-своему свежо и обостренно глядящему на мир.
Вот так и началось это содружество писателя и детей взаимная заинтересованность друг другом.
III. Проверка домашнего задания.
Ученики рассказывают о прочитанных книгах.