II. Проверка домашнего задания
— Проверим готовность к полету, выполнив проверку домашнего задания.
а) Задание № 9. с. 30.
— Что нужно было сделать для того, чтобы найти 1/9 часть? (Выполнить деление.)
— Как нашли, на сколько больше страниц осталось прочитать девочке, чем она прочитала? (От большего числа отняли меньшее.)
б) Задание № 10. с. 30.
— Назовите наибольшую величину. (37 ООО кг.)
— Назовите наименьшую величину. (4 009 кг.)
— Сколько килограммов в 5 т 060 кг? (5 060 кг.)
— Сколько килограммов в б т 700 кг? (6 700 кг.)
— Какими числами выражены эти величины? (Многозначными.)
III. Целеполагание.
— Сегодня мы продолжим работу с многозначными числами. Тема нашего урока — «Разрядный состав многозначных чисел».
— Чему будем учиться на уроке? (Ответы.)
— Итак, наше путешествие начинается. Откройте тетради и запишите дату полета.
— Отгадайте загадку.
* *
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета.)
IV. Устный счет.
— Ракета летит очень быстро, поэтому нам также нужно быстро ориентироваться. Проведем быстрый устный счет.
1) Игра «Круговые примеры» (ответ предыдущего примера является началом последующего).
560 : 10 = 560 : 4 =
56 + 44 = 140 • 2 =
100 • 6 = 280 : 7 =
600 : 2 = 40 • 8 =
300 + 260 = 320 + 240 =
2) Составить верные равенства.
1/2 м, 50 дм, 1/2 ц, 50 мин, 1/2 ч, 500 г, 30 мин, 50 кг.
3) Задание № 4 *, с. 33.
— Все ли разности можно записать таким образом? Давайте проверим. (Не все.)
— Что общего в этих примерах?
— Посмотрите на количество десятков уменьшаемого и вычитаемого в каждом примере. Какой вывод можно сделать?
Закономерность: если количество десятков уменьшаемого на 2 больше количества десятков вычитаемого, а сумма десятков
уменьшаемого и единиц вычитаемого равна 11, тогда разность этих чисел можно записать как сумму всех цифр уменьшаемого и вычитаемого. Например: 61 -45 = б + 1 + 4 + 5, так как 6 на 2 больше, чем 4, а сумма — 6 + 5 равна 11.
Таким образом можно составить еще равенства. Например: 74-54 = 7 + 4 + 5+ 4; 65-45 = 6 +5 + 4 + 5; 85-63 = 8 + 5 + 6 + 3.
4) Решение задач.
а) В магазин привезли 500 кг муки. За день продали 1/5 часть всей муки. Сколько килограммов муки осталось?
б) От веревки длиной 1 м отрезали 1/5 ее часть. Какой длины будет оставшийся кусок?
в) Перед нами появилась необычная звезда. Посчитайте, сколько в ней треугольников.
V. Актуализация знаний.
— На борт нашего корабля поступили зашифрованные сигналы с Земли. Предлагаю вам их расшифровать, в Записать число, в котором 1 с. 6 дес. 7 ед. в Записать число, в котором 4 с. п Записать число, в котором 23 дес. 5 ед. в Записать число, в котором 5 с. 9 ед. и Выполнить самопроверку. (167, 400, 235, 509.)
— Какие числа мы записали? (Трехзначные.)
VI. Работа над новой темой.
— Мы прилетели на планету Многозначных чисел. Вспомните, что вам известно о разрядном составе трехзначных чисел.
— Давайте проверим, можем ли мы использовать эти знания при определении разрядного состава многозначных чисел.
Работа с таблицей разрядов и классов (вывешивается на доске).
а) Задание № 1. с. 32 — устно.
б) Задание № 2. с. 32 — письменно.
VII.Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах.
— Ребята, давайте покажем, что мы дружные космонавты и можем выручить друг друга. Вы будете работать в парах и поможете друг другу записать числа, у которых:
ü 98 единиц второго класса и 500 единиц первого класса; в 348 единиц второго класса и 7 единиц первого класса;
ü 143 единицы второго класса и 28 единиц первого класса;
ü 6 единиц второго класса и 340 единиц первого класса.
— Проверьте сделанную работу. (98 500,348 007,143 028, 6 340.)
— Назовите, что обозначают ноли в каждом числе.
Физкультминутка.
— Космонавты всегда должны быть в хорошей спортивной форме, потому должны заниматься спортом и делать зарядку. (Выполняется комплекс упражнений.)
2) Решение задач.
— Космический корабль доставил нас на планету Задач- кино. Здесь нам нужно решить задачи.
а) Задание № 3. с. 33 — самостоятельно.
Проверка решения задачи.
1) 810 : 3 = 270 (кг) — яблок собрали за 1 ч;
2) 270 *5 = 1350 (кг) — яблок соберут за 5 ч.
б) Задание № 8. с. 33 — коллективно.
3) Работа в группах.
— А сейчас вам предоставляется свобода выбора, потому что мы выходим в открытый космос (задание на выбор).
1 группа — задание № 5. с. 33 (найти значения числовых выражений).
2 группа — задание № 6. с. 33 (нарисовать первую фигуру и закрасить 1/10 ее часть; нарисовать третью фигуру и закрасить 1/3 ее часть).
3 группа — задание № 7. с. 33 (решить уравнения).
Отчет работы групп.
4) Самостоятельная работа.
— Космос — это дорога без конца. Его можно исследовать бесконечно. Но нам пора возвращаться домой, на Землю. Правильное выполнение теста гарантирует нам безопасное приземление.
1. Указать правильную запись числа девять тысяч пятнадцать.
а) 9 015; 6)90 015; в) 9150; г) 915.
2. Какое число следует за числом 24 567?
а) 24 667; б) 24 568; в) 25 567; г) 24 566.
3. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых 40 000 + 5 000 + 600 + 50 + 4?
а)405 654; б) 4 565; в) 45 654; г) 54 654.
4. Какая цифра стоит в разряде сотен в записи числа 432 567?
а)4; 6)3; в) 2; г) 5.
5. Какое число содержит 572 единицы 1-го класса и 400 единиц 2-го класса?
а) 572 400; б) 572; в) 400; г) не знаю; д) 400 572.
Проверка выполнения самостоятельной работы.