И. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите имена существительные.
— Поставьте их в начальную форму.
— Что такое начальная форма имени существительного?
III. Актуализация знаний
— Поставьте имена существительные в начальную форму и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы.
Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, берёзу, ногами.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
— По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные.)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неодушевлённые имена существительные.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 15 (с. 12).
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
— Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием.)
— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме? Упр. 16 (с. 12).
— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?
— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 13).
— Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Найдите в тексте устаревшие слова.
— Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадки.
С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза.)
Не мой бы труд, Не мой бы бег, Ты плохо жил бы, Человек.
Но в век машины и мотора, Боюсь,
В отставке буду скоро. (Конь.)
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова.)
У него большие уши, Он хозяину послушен. И хотя он не велик, Но везёт, как грузовик! (Осёл.)
— Запишите пять имён существительных, которые обозначают названия домашних животных.
— Что объединяет эти слова? (Это одушевлённые имена существительные. )
— А какие учебные веши вы знаете? Назовите.
— Отгадайте загадки.
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)
Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль.)
— Запишите пять имён существительных, которые обозначают учебные вещи.
— Что объединяет эти слова? (Это неодушевлённые имена существительные.)
VIII. Рефлексия
— Замените одним словом, запишите.
• Промежуток времени, равный 60 минутам (час).
• Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).
• Лесной доктор (дятел).
• Модель земного шара (глобус).
— Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие — на вопрос что:}Почему?
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— Что такое устаревшие слова?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существител ьн ых.
Урок 85. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: развивать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте одушевлённые имена существительные.
— Что они обозначают?
— Прочитайте неодушевлённые имена существительные.
— Что они обозначают?
III. Актуализация знаний
— Составьте из слов пословицы и запишите их.
1) крепка, не лестью, дружба, честью, а, правдой, и
2) ворона, глаза, в своём, выклюет, гнезде, и, коршуну
— Объясните смысл пословиц.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
IV. Самоопределение к деятельности
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Ручей, ребёнок, гроза, книга.
2) Сова, ученица, пень, конь.
— Назовите лишнее слово в первой строке. Обоснуйте. (Ребёнок — это одушевлённое существительное, остальные — неодушевлённые.)
— Назовите лишнее слово во второй строке. Обоснуйте. (Пень — неодушевлённое имя существительное, остальные — одушевлённые.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 18 (с. 13).
— Прочитайте слова. Определите части речи.
— Объясните лексическое значение слов.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Упр. 19 (с. 13).
— Прочитайте стихотворение.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Назовите имена существительные в первом предложении.
— Какими членами предложения они являются?
— Что нужно помнить о предлоге?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 14).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Упражнение в подборе однокоренных слов
— К данным словам подберите однокоренные существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом и запишите их. Суффиксы выделите.
Солнце, стол, сын, снег, берёза, луч, мышь, сердце, часы, рука.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте стихи С.Я. Маршака.
Шесть Котят Есть Хотят.
Дай им каши с молоком. Пусть лакают языком, Потому что кошки Не едят из ложки.
— Найдите одушевлённые имена существительные.
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— Найдите неодушевлённые имена существительные.
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?
— Какие имена существительные отвечают на вопрос что?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.
Урок 8 6. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом Упр. 21 (с. 14).
— Прочитайте текст. О чём он?
— Почему автор назвал рассказ «Мал, да удал»?
— Назовите тему текста. (Горностай.)
— А какой бы заголовок вы подобрали к тексту? Запишите.
— Где лежала выловленная рыба?
— Что за зверёк выскочил на лёд?
— Что произошло дальше?
— Что сделал рыболов?
— Какие качества помогают жить горностаю в суровых условиях?
— Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Три: начало, основная часть, концовка.)
— Найдите в тексте три части.
— Прочитайте первую часть.
— Назовите основную мысль в этой части. (Рыболов.)
— Прочитайте вторую часть.
— Назовите основную мысль в этой части. (Горностай.)
— Прочитайте третью часть.
— Назовите основную мысль в этой части. (Мал, да удал.)
2. Лексическая работа
— Какие слова используются в рассказе, чтобы не повторять слово горностай? (Он, зверёк, знакомый.)
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VI. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Выписать из орфографического словаря по пять одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Урок 87. Собственные и нарицательные имена существительные
Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
(Разбор типичных ошибок, коллективная и индивидуальная работа над ошибками.)
III. Проверка домашнего задания
— Прочитайте одушевлённые имена существительные.
— Прочитайте неодушевлённые имена существительные.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте строки из стихотворения «Почта» С.Я. Маршака.
— Заказное из Ростова Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова? Извините, нет такого:
В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра.
— Назовите слова, которые написаны с большой буквы.
— Объясните их написание.
— Назовите имена собственные.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 22 (с. 15).
— Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.
— Назовите нарицательные имена существительные.
— К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите в словах орфограммы.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие имена существительные называются собственными?
— Какие имена существительные называются нарицательными?
— Как пишутся имена собственные? Упр. 23 (с. 16).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 24 (с. 16).
(Работа в парах. Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 25 (с. 16).
— Рассмотрите рисунки к упр. 24.
— Составьте и запишите ответы по образцу.
— Назовите слова, которые вы написали с большой буквы. Почему?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как пишутся названия художественных произведений?
— Что такое инициалы? Упр. 26 (с. 17).
— Прочитайте текст.
— Что нового вы узнали из текста?
— А какие названия звёзд и созвездий вы знаете?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена собственные.
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— Что нового вы узнали о происхождении слов?
VIII. Рефлексия
— Какие имена существительные пишутся с большой буквы?
— Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, горе, городу, улице. Это собственное имя, только им принадлежащее. )
— Какие ещё имена собственные вы знаете?
— Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.
— Итак, запишем случаи правописания заглавной буквы.
(Учитель сопровождает запись примерами учащихся.)
1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, М.В. Ломоносов, Дон-Кихот, Дон-Жуан, Пегас и т. д.
2. Названия организаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторе», Большой театр, Государственная Третьяковская галерея, газета «Московские новости» и т. д.
3. Названия произведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия, Евангелие и т. д.
4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область и т. д.
5. Названия исторических событий: Куликовская битва, эпоха Возрождения и т. д.
6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица, Пасха, Рождество, Святки и т. д.
— Оцените свою работу на уроке.