И. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания. Назовите окончания и род имён прилагательных.
III. Актуализация знаний
— Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.
Крепкая, настоящая ...; наливное, сладкое ...; увлекательное, интересное ...; солнечный, ясный ...; высотное, каменное ...; широкая, глубокая ....
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Пушистый, весёлые, красная, спелое.
— Что в них общего? (Это имена прилагательные.)
— Найдите лишнее слово. (Весёлые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные — признак одного предмета.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над изменением имён прилагательных по числам
(Учитель показывает картинки. На одной — один предмет, а на другой — несколько таких же предметов. Учащиеся записывают. Например: воздушный шар — воздушные шары.)
— Какие части речи вы использовали при записи?
— В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?
— В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?
— Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)
2. Работа по учебнику Упр. 135 (с. 78).
— Прочитайте.
— Слова какой части речи помогли представить вам цветы?
— Объясните значение слов, данных в задании.
— В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)
— Как изменяются имена прилагательные? Упр. 136 (с. 78).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
— Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чём их различие?
— В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?
— Прочитайте сведения о языке на с. 79.
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 137(с. 79).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте словосочетания в единственном числе. Назовите окончания.
— Почему они разные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.)
— Прочитайте словосочетания во множественном числе. Назовите окончания.
— Почему они одинаковые?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что можно сказать об именах прилагательных во множественном числе? (Они не изменяются по родам.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово поэт в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом поэт, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Продолжите рассказ. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных.
Пришла ... весна. Проснулось ... солнышко и бросило свои ... лучи
на... землю.
— Как определить число имени прилагательного?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
Урок 122. Число имён прилагательных
Цели: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания прилагательных во множественном числе, выделять в предложении словосочетания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
— Прочитайте словосочетания в единственном числе.
— Прочитайте словосочетания во множественном числе.
III. Актуализация знаний
— Выпишите из предложений словосочетания с именами прилагательными. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.
Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Появилась молодая травка. Прогудел первый шмель.
— Как определить окончание имени прилагательного?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Разделите имена прилагательные на две группы. Белые, пушистый, весёлая, быстрые, огромное, аккуратные.
— Прочитайте слова по группам.
— По какому признаку вы распределили слова? (Имена прилагательные в единственном и во множественном числе.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 139 (с. 80).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Расскажите текст, который вы составили.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово гвоздика в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом гвоздика, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Гвоздика
Напишите слово гвоздики, поставьте ударение. Если оно окажется на первом слоге, то получатся гвоздики. И неспроста. Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками. Древнерусское слово звучало почти так же: гводьникы, а гвозди старинные - деревянные, ещё больше напоминают её семена.
Существует и другое толкование. Цветок назван за острый, резкий запах, похожий на запах всем известной пряности гвоздики.
Упр. 140 (с. 81).
— Прочитайте текст. О ком он?
— Найдите описание птиц.
— Почему они так названы?
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Расскажите текст, который вы составили.
3. Творческая работа
— Составьте и запишите три-четыре предложения по сюжетной картине о природе, используя в предложениях имена прилагательные.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 141 (с. 81).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово животное в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом животное, запишите.
— Запомните написание этого слова. Материал для учителя
Животное
Это слово заимствовано из старославянского языка. Животьно — от слова живот, что значит «жизнь».
3. Упражнение в правописании окончаний прилагательных
— Спишите, вставьте пропущенные окончания прилагательных. Укажите род прилагательных.
1) Добр., слава лежит, а худ., бежит. 2) Утренн.. роса — добр., слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. 3) Дождлив., лето хуже осени.
— Объясните смысл пословиц.
VIII. Рефлексия
— Раскройте скобки и запишите получившиеся словосочетания. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.
(Весенний) день, (весенний) песня, (весенний) солнце, (весенний) лучи.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
— Как изменяются имена прилагательные?
Домашнее задание
Упр. 142 (с. 81).
Урок 12 3. Изменение имён прилагательных по падежам
Цель: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте ваши объявления о пропаже животного.
III. Актуализация знаний
— Отданных существительных образуйте однокоренные прилагательные, запишите их и разберите по составу.
Весна, ужас, туман, вкус, скука, старина, длина, место.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
Интересная книга, интересной книги, интересной книге, интересную книгу, интересной книгой, об интересной книге.
— Назовите имена существительные. Что можно о них сказать? Это однокоренные слова? (Это формы одного слова.)
— Определите падеж имён существительных.
— Назовите имена прилагательные. А что можно сказать об именах прилагательных? Как они изменяются? (По падежам.)
— Предложите свой способ определения падежа имени прилагательного.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 82.
— Как изменяются имена прилагательные? Упр. 143 (с. 83).
(Устное коллективное выполнение.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 144 (с. 83).
(Работа в парах. Проверка.)
— Какое окончание имеют имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже?
— Как произносится это окончание?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как определить падеж имени прилагательного?
2. Упражнение в определении падежа имён прилагательных
— Спишите. Укажите падеж имён прилагательных.
Поехал на дальнее озеро. Сидел у холодного ручья. Плыл по горной реке. Рос возле старого дерева.
3. Упражнение в определении рода имён прилагательных
(Устная работа с сигнальными карточками.)
Берёзовый пень, осенняя погода, классный час, красивое платье, вкусный обед, гусиное перо, летучая мышь, крикливый малыш, долгожданное письмо, голубое небо.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте стихотворение. Назовите имена прилагательные, определите их падеж.
Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого.
А. Пушкин
— Как изменяются имена прилагательные?
— Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как определить падеж имени прилагательного?
Домашнее задание
Просклонять имя прилагательное высокая (гора).
Урок 12 4. Изменение имён прилагательных по падежам
Цели: дать представление о начальной форме имени прилагательного; развивать умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе, определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников склоняют прилагательное высокая (гора) у доски.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, допишите окончания, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён прилагательных. Проверяйте окончания прилагательных по вопросу.
Прол..тел над ближн.. лесом, купались в ближн.. озер.., с(ъ,ь)ели ела..к.. ябл..ко, любовались красив., клён.., отдыхали под т..нист.. дуб.., доб..жали до с..седн.. дома, написали сочинение о любим., кра...
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
К ... роше, у ... пруда, из ... здания, от ... причала, за ... забором, у ... норы, около ... моря, с ... обрыва, к ... башне.
— Как определить падеж имени прилагательного?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 145 (с. 84).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте словосочетания с вопросами.
— Назовите падеж имени прилагательного. Упр. 147 (с. 84).
— Прочитайте.
— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом стихотворении?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Самостоятельное выполнение задания. Взаимопроверка.)
— Назовите падеж имён прилагательных.
— Прочитайте сведения о языке на с. 85.
— Что такое начальная форма имени прилагательного?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 148 (с. 85).
— Прочитайте. Что вы заметили?
— Расположите предложения так, чтобы получился текст.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите род, число и падеж имён прилагательных.
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
2. Самостоятельная работа
—Спишите. Укажите падеж и род имён прилагательных. Лишь только первый луч солнца осветил верхушки деревьев, мы отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с большим интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к ближнему лесу пёстрый чиж. У лесной опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.
По Г. Снегирёву
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте стихотворение. Определите число, род (в единственном числе) и падеж имён прилагательных.
Он страшными глазами сверкает, Он страшными зубами стучит, Он страшный костёр зажигает, Он страшное слово кричит.
К. Чуковский
(Проверка.)
— Из какого произведения эти строки?
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
— Назовите начальную форму имени прилагательного.
— Оцените свою работу на уроке.