I. Проверка домашнего задания. II. Синтаксические минутки
II. Синтаксические минутки.
Составьте схемы предложений, дайте характеристики.
1. В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко. (Д. Мамин-Сибиряк.) 2. Жаворонок поет нехитро, но в его песне всегда есть свежесть летнего утра. (В. Лидин.) 3. К озеру лучше всего выйти в поздние сумерки, когда все вокруг сливается с тишиной. (К. Паустовский.)
III. Словарно-орфографическая работа.
Синоним – от греч. synonymos – ‘одноименный’.
богатырь, силач, геркулес, атлет – синонимы.
Эти слова близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию и написанию.
IV. Знакомство с материалами учебника, с. 144, § 68.
V. Составление синонимических рядов.
Учащиеся объясняют значение каждого синонима в ряду, указывают в чем различие.
Красавица, жара, запальчиво, молва, лось.
С л о в а д л я с п р а в о к: зной, красотка, жар, задорно, пекло, жарища, чаровница, жарынь, несдержанно, слух, толк, слава, сохач, разговоры, сохатый, слушок.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я.
Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.
VI. Выполнение упражнения 349(устно).
VII. Знакомство со «словарем синонимов русского языка».
VIII. Выполнение упражнений 350, 351, 352.
Домашнее задание:упражнение 353.
Урок 8.
Синонимы
Цели: сообщить о роли синонимов; учить употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Громада, громадный, громоздить, громоздкий, огромный.
– Можно ли данные слова назвать синонимами?
III. Работа с учебником.
1. Знакомство с сообщением на с. 145.
2. Выполнение упражнения 354.
IV. Определение роли синонимов в тексте.
Укажите синонимы, с помощью которых автор связал предложения в тексте. С какой целью автор так поступил?
1. Давай, батька, помиримся, тогда и мама перестанет на меня кричать. Он смотрел на отца своими чистыми голубыми глазами, ласково улыбаясь, уверенный в своей правоте. (Н. Островский.)
2. Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было, что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении. (Из сочинения.)
предложения в тексте связаны по смыслу, цепочкой и грамматически.
V. Составление предложений.
Самостоятельно придумайте по два предложения, сцепленных между собой синонимами:
Богатырь (исполин); каравай (коврига); наряд (убранство); волшебник (колдун).
VI. Перепишите синонимы в порядке усиления действия.
1. Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.
2. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
3. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.
4. Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.
VII. Выполнение упражнений 356, 357.
Домашнее задание:упражнение 358.
Урок 10.
Антонимы
Цели: сообщить об антонимах, их роли в речи; учить подбирать антонимы; развивать умение находить их в тексте, употреблять в речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Антоним от лат. – anti – ‘против’
– оnyma – ‘имя’
Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов. (Низкий забор – высокий забор, низкий поступок – благородный поступок.) Различают словарные антонимы и контекстуальные.
III. Наблюдения, с. 148 учебника.
IV. Укажите антонимы, определите их стилистическую роль.
1) Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Б. Черкасов.)
2) У прохожих на виду Висело яблоко в саду, Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, | А улитка – далеко. А теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело, А котенку все равно: – Кислое, зачем оно? – Что вы? – Шепчет червячок, – Сладкий у него бочок. |
V. Выполнение упражнений 359, 360.
VI. Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.
Друг, развязать, длинный, сладкий, убавить, ложь, прибавить, недруг, завязать, короткий, правда, горький.
Внимание! Антонимами всегда являются слова одной и той же части речи.
VII. Игра «Кто быстрее?».
К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.
Мощный, жара, счастье, правда, здоровье, воля, друг, богатый.
VIII. Запись под диктовку.
Подчеркните в тексте антонимы.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная радуга.
Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно, и радостно.
Н. Сладков
домашнее задание:упражнения 361, 362 (устно).
Урок 11.
Повторение пройденного
Цель: повторить пройденное по разделу.
Ход урока