II. Проверка домашнего задания. (Составление картинного плана.)
(Составление картинного плана.)
— Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (На 4 части.)
1) Женитьба Гвидона.
2) Встреча гостей.
3) В гостях у Салтана.
4) Счастливая встреча. (Выставка детских рисунков.)
III. Обсуждение нового материала
(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома. Беседа после чтения.)
— Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)
— Обрадовался ли он, когда увидел ее?
— Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы он сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь /Да за пояс не заткнешь.)
— Расскажите и покажите свои иллюстрации. Какой вы представляли себе Царевну Лебедь? (Ответы детей.)
— Какое чудо вам запомнилось? Почему?
— Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?
— О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам даже в момент женитьбы?
— Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро... (Побеждает зло.)
— Кто и как был наказан в этой сказке? (А ткачиха с поварихой, / С сватьей бабой Бабарихой / Разбежались по углам; / Их нашли насилу там. / Тут во всем они признались, / Повинились, разрыдались...)
— Простил ли их автор? (Да, он их простил.)
— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? (Ответы детей.)
— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
— Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)
IV. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом Белоснежным серебром.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Характеристикагероев
— Разберемся, какие герои в сказке. Откройте рабочие тетради. Выпишите имена героев, разделив их на группы.
Герои
положительные
отрицательные
нейтральные
Сегодня мы будем давать характеристику героев по плану.
План
1. Имя героя, его место жительства.
2. Действия и поступки героя; их характеристика.
3. Внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
(Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пытается с помощью класса дать характеристику царя Салтана, Гви-дона, Царевны Лебеди, Поварихи.)
Анализ сказочных примет
— Докажите, что прочитанное произведение — сказка. (Есть устойчивые эпитеты, повторы.)
— Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?
— Где в сказке встречаются троекратные повторы?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?
— Чему научила нас эта сказка?
Домашнее задание
Выучить отрывок из сказки.
Урок 4 0. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом
Цели: ознакомить учащихся с творчеством художника-иллюстратора И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; находить отрывки к иллюстрациям; раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина.
Оборудование: репродукции И. Билибина по теме урока; песня композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога»; карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
— Прочитайте жужжащим способом.
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
— Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку? (Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.)
Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены оперы и балеты, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке - это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.
- Послушайте песню композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».
Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов.
— Вспомните, для чего в книге помещаются иллюстрации.
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока