Проверка домашнего задания
3. Знакомство со сказкой Д. Мимина-Сибиряка «Серая Шейка»
Учащиеся слушают сказку в грамзаписи.
Выявление первичного восприятия сказки
¾ Когда и за кого вы переживали, волновались? («Когда Серая Шейка осталась одна», «Когда стала замерзать полынья», «Каждый раз, когда к полынье подходила Лиса, было особенно страшно за бедную уточку»).
¾ А волновались ли вы, когда в лесу появился охотник? Почему? (Ученики определяют острый момент в тексте: когда охотник целился в лису и выстрелил. Вот здесь на смену волнению приходит радость: лиса убегает, а в полынье остаётся уточка. И вновь эмоции меняются: что же будет с уточкой? как охотник отнесётся к ней? Волнение, переживание за судьбу Серой Шейки заканчиваются счастливым аккордом — она спасена!)
Перечитывание 1 части сказки «про себя».
Размышление над тем, какими ученики представляют её героев.
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:прочитать I и II части сказки подготовить подробный пересказ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели:закрепление умения пересказывать произведение, составлять характеристику героев; закрепление умения выборочного чтения; развитие внимания к образности художественного языка; воспитание заботливого отношения о братьях наших меньших.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Заслушивается подробный пересказ 1 и 2 частей сказки
Беседа по воспроизведению событий, описанных в I и II частях сказки:
• Расскажите, как птицы готовились к отлёту в тёплые края.
• Что случилось в семье Селезня и Утки?
• Почему ссорились мать и отец Серой Шейки?
• Какие чувства обуревали Серую Шейку, когда семья готовилась к отлёту?
• Как мать успокаивала свою дочь-калеку?
3. Составление характеристики героев путём выборочного чтения и обобщения прочитанного
• Каким вам представился Селезень? Подтвердите текстом. (Рассудительный, спокойный, выдержанный.)
• А как его характеризовала старая Утка? Найдите в тексте. (Ленивый, не любит дочь-калеку.) Согласны ли вы с такой характеристикой?
• Какие черты характера присущи Утке-матери? (Хлопотливая, беспокойная, немного сварливая, но очень смелая, нежная и сильно любящая мать.)
• Докажите текстом, что утка была любящая и нежная мать. Найдите в тексте, как она горевала, предвидя скорую разлуку со своей дочерью-калекой. («Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку от всех», перед отлётом: «Старая Утка не спала всю ночь...», «У старой Утки изболелось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку».)
• Найдите в тексте описание состояния и настроение Серой Шейки в начале II части, в середине и в конце. Проанализируйте, как они меняются. (В начале: «Она не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка»; в середине: «У неё ещё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия...» и в конце: «Неужели я совсем одна? — думала Серая Шейка, заливаясь слезами...»)
4. Работа над пейзажными зарисовками
• Какие картины природы даны в I части сказки? Зачитайте.
• Как время изменило состояние природы во II части? Найдите в тексте.
• Что вы изобразите на пейзажном рисунке?
• Какими нарисуете берёзы и осины?
• Как изобразите ветер? Небо?
• Какие краски вам для этого понадобятся?
Работа над художественными особенностями языка сказки
В сказке есть крылатые слова и устойчивые выражения: живут душа в душу, хоть трава не расти, замять разговор. Учитель приводит эти примеры из текста и спрашивает у четвероклассников, как называются такие выражения.
Подбор синонимов к выражениям, например: жалобно, курлыкали, провожала глазами, сжалось сердце, не ведать отчаяния и др.
Подведение итогов урока
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели:развитие умения художественного пересказа; закрепление умения выборочного чтения; развитие внимания к образности художественного языка; закрепление умения составления характеристики героев; развитие образного мышления, творческих способностей; воспитание любви ко всему живому.
Организационный момент