Проверка домашнего задания.
Вступительное слово
— Сегодня вы познакомитесь с ещё одним стихотворением русского поэта Сергея Есенина. Во II классе мы читали и анализировали стихотворение С. Есенина «Черёмуха», в III — «Поёт зима — аукает...»
— Перечитайте эти стихотворения.
Вводная беседа
— Детство Сергея Есенина прошло в России, в деревне Константиново, недалеко от города Рязань. Он любил русскую природу, умел проникать в её тайны. В юности он уехал жить из деревни в город, но любовь к деревенской жизни, к русскому полю, к осенней берёзке, рябинке, к красоте и неповторимости каждой поры года и явлений природы поэт воспевал в своих стихотворениях. В деревне остались жить его родители и сестры. Он пишет им письма. Одно из стихотворений, написанных в форме письма поэта его сестре Шуре, вы сейчас послушаете.
4. Чтение и анализ стихотворения С. Есенин «Ты запой мне ту песню...»
Учитель выразительно читает стихотворение С. Есенина «Ты запой мне ту песню...» и выявляет первоначальное восприятие текста учащимися.
— Какие картины представились вам?
— Какие чувства возникли?
Чтение стихотворения «цепочкой»
Расширение словарного запаса учащихся:в процессе чтения ученики обращаются к толковому словарю, предложенному в учебнике после текста.
Выясняем, что главный герой стихотворения — это сам поэт, пишущий письмо сестре:
• О чём просит Сергей Есенин свою сестру? ("Чтобы она спела песню, которую напевала мать. Эта песня дорога и мила поэту, волнует его, будит в нём воспоминание детских лет, напоминает о родимом доме, о дорогом человеке — матери.)
• Что ещё вспоминает поэт? Какие картины деревенской жизни стоят у него перед глазами? (Это осенний сад и печально опавшие листья рябин, это памятный образ матери, кормящей кур (будто фотография), это поэтические картины природы: утренние летние туманы и росы, золотые косы березки, которая похожа на девушку, одетую в сарафан.)
Учащиеся читают эти строфы стихотворения и словесно описывают созданные поэтом картины.
— Каким вы представляете поэта в этом стихотворении? ("Любящим свою маленькую родину— деревню, в которой родился и рос, нежным к своим родным (матери и сестре), помнящим красоту деревенской природы, тонко чувствующим её, наряжающим её в сказочные одежды.)
• Какие слова в тексте свидетельствуют о том, что поэта волнуют воспоминания? («Волнуй и тревожь», «слышу в голосе нежную дрожь», «что вовек я любил не один, я припомню», «полюбил у берёзки стан».)
• Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Чувством грусти, печали, нежности.)
Определение учащимися тона чтения, мелодики, пауз в каждой строфе стихотворения и выразительное их чтение
Дополнительный материал к уроку
Стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки»
Бабушкины сказки
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все.
Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
• Как вы думаете, кого подразумевает поэт под словом мы?
• Каким вам представляется будущий поэт?
• Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:стр. 123-124, выр. чтение
Литературное чтение
Тема: Повести о детстве. Янка Купала. Глава «Детство» из повести Л. Романовсой «Детские и юношеские годы поэта»
Цели:знакомство с биографией Янки Купалы; развитие умения пересказа, образного мышления, речи; воспитание интереса к личности поэта.
Организационный момент
Проверка домашнего задания