I. Проверка домашнего задания

Класс Литература

Урок № 1

Тема.Значение чтения художественной литературы в расширении читательского кругозора и культурного

развития

человека.

Цель:показать тесную связь мира художественной литературы с жизнью человека, выяснить роль книги в расширении читательского кругозора и культурного развития людей; повторить сведения о литературных произведениях, изученных в 5-м классе; познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника литературы.

Оборудование:выставка книг, изучаемых в 6-м классе, портреты писателей, карточки с заданиями.

Ход урока

Читая, мы делаемся лучше, добрее,

благороднее.

Н. Г. Чернышевский

I. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя с элементами беседы.

Книга по-разному приходит в жизнь человека. Но одно неизменно: человек, взявший в руки книгу, увлекается миром героев, учится сопереживать, чувствовать чужую боль, воспитывать «зоркость» своего сердца.

У каждого свой путь к книге, но обязательно в жизни большинства из вас наступит момент, когда вы поймете, что книги — это «умные и верные друзья» на всю жизнь.

Послушайте стихотворение русского поэта Б. Раевского о самом верном и надежном друге человека.

Не _______m_.сосчитать моих друзей!

Но есть любимый друг,—

Зимой и летом

Много дней

Я с ним делил досуг

Мой верный друг бывал везде,

Объездил целый свет.

Он помогает мне в беде,

Всегда дает совет.

Бывало, я усядусь с ним

Под яблоней в саду,

Но кажется —

Шагаю в Крым

И в Грузию иду.

Он вглубь морей меня зовет

И на седой Памир.

Сегодня мы пошли в поход

И обошли весь мир!

Я с ним и в тропики проплыл…

И за Полярный круг…

Навек я книгу полюбил.

Она — мой лучший друг.

— Какое название вы дали бы этому стихотворению?

— Согласны ли вы с утверждением, что книга — лучший друг человека? Попробуйте убедить в этом тех, кто с вами не согласен.

— Какую книгу вы взяли бы с собой, чтобы подарить другу из Америки? Почему?

— Кто из литературных героев смог бы стать для вас настоящим другом?

II. Работа над темой урока

1. Творческая работа «В школьной библиотеке».

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки.

Без конца и без начала,

Переплеты как мочало.

На листах каракули,

Книжки горько плакали.

Давайте поможем книжкам, убежавшим от Гришки Скворцова и нашедшим приют в нашей школьной библиотеке. Восстановим обложки книг, напишем их названия, фамилии авторов.

Думаю, вы с заданием справитесь, ведь Гришка — ваш ровесник, он тоже в прошлом году учился в 5-м классе и читал те же книги, что и вы.

(Учитель раздает учащимся карточки с цитатами из произведений, изученных в 5-м классе. Здесь же, на карточке, ребята записывают автора и название книги. В классе послабее учащимся можно предложить карточку-подсказку.)

Карточка № 1

1) Автор _ _______________________________________

Название _ ____________________________________

Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы упали как раз на то место, где ещё недавно стоял розовый куст, и как только они смочили землю, мгновенно появился куст, усыпанный цветами.

2) Автор _ _______________________________________

Название _ ____________________________________

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку…

3) Автор _ _______________________________________

Название _ ____________________________________

Кроме уже перечисленных богатств, у него имелось: двенадцать шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла…

4) Автор _ _______________________________________

Название _ ____________________________________

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

5) Автор _ _______________________________________

Название _ ____________________________________

Его мысли всё время уносились то наверх, в спальню, где под кроватью лежала его новая метла, то на площадку для квиддича, где ему предстояло тренироваться сегодня вечером.

Карточка № 2

1) Автор _________________________________________

Название ______________________________________

Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на жильё в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу

на поляне стояла избушка, в избушке жила баба-яга.

2) Автор _________________________________________

Название ______________________________________

Тогда Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка, придавил её грудью к земле, сгрёб в охапку и, не надев даже картуза, вы-

бежал с нею во двор…

3) Автор _________________________________________

Название ______________________________________

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

4) Автор _________________________________________

Название ______________________________________

Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссечённые гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

5) Автор _________________________________________

Название ______________________________________

Так вот, заруби себе на носу: я была в Египте и вообще я объездила весь свет и вдоволь насмотрелась всяких чудес. Я видела вещи и позабавнее, чем люди, которые пятятся как раки. Интересно, что бы ты сказал, если бы я прошлась по улице на руках, как ходят в Индии?

Карточка-подсказка

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Сергеевич Тургенев

Федор Иванович Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет

Марк Твен

Евгений Иванович Носов

Ханс Кристиан Андерсен

Астрид Анна Эмилия Линдгрен

Джоан Кэтлин Ролинг

(При подведении итогов обратите внимание учащихся на то, что одно произведение осталось без автора. Почему?)

2. Викторина «Узнай героя».

(Учитель называет черты характера, а учащиеся определяют, кому из героев они могут принадлежать и подтверждают свои ответы примерами из текста.)

1) Целеустремленный, отважный — (Герда, Елисей, …)

2) Сообразительный, веселый — (Том Сойер, …)

3) Любознательный, щедрый — (Пеппи, … )

4) Настойчивый, справедливый — (Гарри Поттер, …)

(Это деление весьма условное, так как данные черты характера встречаются у многих героев. Главное, при работе над этим заданием — развивать у учащихся умение обосновывать свое мнение.)

3. Слово учителя.

Закончить наш разговор о роли книги в жизни человека нам поможет известный русский поэт А. С. Пушкин.

Найдите начало фразы и, следуя от кружка к кружку, прочитайте высказывание поэта.

чтение -лучшее учение вот

4. Знакомство с учебником литературы, его структурой и содержанием.

Просмотрите содержание учебника.

— Фамилии каких авторов вам уже знакомы?

— Какие из книг вы прочитали летом?

— Кто из героев привлек ваше внимание? Почему?

III. Итоги урока

IV. Домашнее задание

Подготовить письменно презентацию книги, прочитанной летом, по плану:

1. Указать название книги, автора.

2. Кратко рассказать о главных событиях книги, ее героях.

3. Подготовить выразительное чтение небольшого эпизода.

4. Дать оценку книге. (Что именно понравилось в ней. Почему советуете прочитать сверстнику?)

(В сильном классе учащимся можно предложить представить эту работу в виде книжки-малышки с оформлением титульного листа и письменным отзывом.)

Урок № 2

Тема.Образная природа художественной литературы и ее воздействие на читателя.

Цель:дать учащимся представление об образности художественной литературы, повторить сведения о художественно-изобразительных средствах языка,

участвующих в создании образа; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:карточки со стихотворениями А. Фета, С. Есенина.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Презентация книги, прочитанной летом.

Наши рекомендации