II. Проверка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.
Знакомство с учебником.
– Произведения каких писателей вы читали летом?
– О чем узнали из них?
– Что вас особенно заинтересовало, привлекло ваше внимание?
– Принесли ли вы на сегодняшний урок книги, которые понравились вам больше всего?
Учащиеся, которые принесли книги, показывают их классу и кратко рассказывают, о чем книга.
– А теперь внимательно рассмотрите учебник, по которому в течение года мы с вами будем знакомиться с новыми рассказами, сказками, стихами, баснями, узнаем новые имена писателей и поэтов.
Ученики в парах рассматривают учебник.
– Что вас заинтересовало больше всего?
– Что показалось особенно удивительным?
– Что было непонятным?
– Что бы хотели прочитать уже сейчас?
Беседуя с учащимися, учитель обращает внимание детей на построение учебника (учебник состоит из двух частей; произведения в каждой части объединены по разделам, стихотворные произведения составляют поэтические тетради), на фамилии авторов учебника. Особое внимание обращается на бережное отношение к учебнику.
Физкультминутка
III. Работа со разделом «Самое великое чудо на свете».
1. Учитель предлагает учащимся прочитать обращение-текст на с. 4 (ч. 1).
Текст целесообразно разбить на несколько смысловых частей и вести с детьми беседу после каждой прочитанной части.
– Согласны ли вы с тем, о чем прочитали?
– Какова основная мысль прочитанного вами?
џ Отгадывание загадки (с. 4).
2. Чтение текста «Рукописные книги Древней Руси» и ответы на вопросы по содержанию (с. 6–7).
3. Рассматривание иллюстраций и чтение текста Б. Горбачевского (с. 8–12).
Читает учитель или хорошо читающие дети, поскольку в тексте встречаются слова, достаточно трудные для детского восприятия.
џ Ответы на вопросы (с. 12).
IV. Итог урока.
– Чему научились на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание:припомнить народные песни, по возможности подготовить их исполнение (для выполнения этого задания учащиеся могут объединиться в группы).
Урок 2
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Цели:продолжать знакомить учащихся с русским фольклором, показать красоту, напевность русской народной песни, прививать любовь к русскому языку, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– К сегодняшнему уроку вы подготовили народные песни. Кто попробует исполнить их?
Учащиеся исполняют подготовленные ими песни. Учитель обязательно должен спросить детей о том, какому народу принадлежит исполненная ими песня. (Если кто-то из учеников не может спеть песню, но желает рассказать ее как стихотворение, обязательно нужно послушать и этих детей.)
– Мы услышали с вами песни разных народов. Чем они похожи?
– Какие чувства, мысли пробудили в вас?
Физкультминутка