II. Проверка домашнего задания
Сопоставительный анализ стихотворений Н. А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» и Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах».
IV. Сравнение стихотворения Н. А. Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
1. Вопросы учащимся:
— Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
— Как вы понимаете символический образ «светлоокой девы»? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях Тютчева и Заболоцкого?
— Какими художественно-изобразительными средствам и пользуются поэты для воплощения своего замысла?
— В чем, по-вашему, Заболоцкий согласен с Тютчевым, а в чем полемизирует с ним?
— Как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление — грозу, в чем сходство и различие изображенных картин?
2. Анализ «Весенней грозы» Тютчева
По мнению И. О. Шайтанова, Ф. И. Тютчев «мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его».
— Вспомните в чем особенности поэзии природы Тютчева?
(Она отражает многообразную жизнь природы, она для поэта живая, чувствующая, таинственная, единственная живая реальность в сравнении с мимолетностью человеческого существования.)
— Какова роль и место стихов о весне в творчестве Тютчева? Вспомните какие-нибудь из них.
(Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева («Весеннее приветствие стихотворцам», «Весенние воды», «Еще земли печален вид…», «Весна», «Зима недаром злится...», «Весенняя гроза». Причина такого расклада в том, что поэт любил жизнь, ощущал ее «переизбыток» разливающийся в природе с наступлением весны.)
— В сем символический смысл весны у Тютчева? Как этот смысл проявляется в стихотворении «Весенняя гроза»?
(Весна у Тютчева — символ обновления жизни и души человеческой. Его «Весенняя гроза» — это лирическое повествование об обновлении природы под воздействием стихийного природного явления впечатляющей силы — грозы. Картина грозы у Тютчева представлена не только словесными образами. Она полна движения (поток бежит, пыль летит), насыщена яркими красками (небо голубое, солнце нити золотит), звуками (гром, резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, не молкнет птичий гам, шум нагорный все вторит весело громам).
— С чего начинается стихотворение?
(Стихотворение, как это часто бывает у поэта, начинается с объяснения в любви: «Люблю грозу...» Далее рождается звук, который заполняет все пространство «Весенней грозы» — звук грохочущего грома.)
— Каково соотношение окружающего мира и грозы? Каково настроение стихотворения?
(Эта веселая гроза разражается в светлом мире Радостное, мажорное настроение стихотворения объясняется не только тем, что весеннняя гроза — шутка Гебы, которая, смеясь, пролила на землю «громокипящий кубок», но и тем, что она обновляет природу и душу человека.)
Четвертая строфа стихотворения пронизана идеей единства и одушевленности природы с мифологией:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла...
— Какова форма построения стихотворения, если судить по этим строчкам? К каким выводам приходит поэт, наблюдая грозу?
(Стихотворение строится как разговор с невидимым собеседником. Поэт словно утверждается в божественности происходящего.)
Тютчеву свойственно обожествлять окружающий мир и тесно связывать явления природы с чувствами и мыслями человека. Ему, человеку, дороги гром, дождь, они стали предметом его размышлений, обобщений, сопоставления, другими словами — творчества.
— Каково значение мифологических образов в стихотворении?
(Они не только блестяще завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах. Четвертая строфа является одновременно сюжетной развязкой и мифологическая иллюстраций целого.)
Первый вариант «Весенней грозы» был опубликован в 1829 году и содержал всего три строфы. Не было второй строфы варианта, ставшего хрестоматийным. 25 лет спустя в «Современнике» «Весенняя гроза» была напечатана полностью, дополнена картиной дождя.
— Что изменилось с внесением правки в окончательный вариант стихотворения?
(Вторая строфа не только сделала изображение грозы более ярким, зримым, но и передала стремительность происходящего — «усилились зрительные впечатления. Дождь связал небо и землю. Пространство распахнулось по вертикали и стало зримым, вещественным. Движение сверху вниз стало отчетливее» (И. О. Шайтанов).)
— Какова роль человека в стихии и природе, если судить по этому стихотворению?
(Человек в его поэзии явился не наблюдать за природой, а переживать вместе с ней, соучаствовать в ее жизни).
3. Анализ стихотворения Н. Заболоцкого
Николай Заболоцкий, как мы уже знаем из предыдущих занятий так же помещает в центр своего творчества природу, человека, искусство. Интерес к природе формировался у Заболоцкого под влиянием идей К. Э. Циолковского. Между поэтом и великим ученым велась переписка, в которой Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.
— Вспомните в чем основные задачи поэтического направления, которому принадлежал Заболоцкий?
(«Школа» Заболоцкого преследовала и высшие цели — привить человеку этическое отношение к мирозданию. Его поэзия распахивает перед нами забытые тайны нашего родства с миром. Заболоцкий писал, что природа полна загадок и человек может их разгадать. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это отличает Заболоцкого от других поэтов природы.)
— Какова концепция природы у Заболоцкого?
(Концепция природы в процессе творчества менялась у Заболоцкого несколько раз. Наибольшей глубиной и содержательностью отличаются те стихи поэта, где пейзаж имеет психологические оттенки, философский подтекст. Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение.)
— Какие традиции русской поэзии развивает стихотворение «Гроза»?
(Оно, как и «Весенняя гроза» Тютчева, тесно связывает природу и человека. Человек наблюдает это грандиозное природное явление и свое отношение к происходящему выражает точно так же:
Я люблю этот сумрак восторга…)
— Каково место лирического героя Заболоцкого?
(Лирический герой Заболоцкого не сторонний наблюдатель, он в центре мироздания, всецело захвачен великолепием зрелища, но личное отношение поэты выразили похоже: «Люблю грозу» — «Я люблю этот сумрак восторга».)
— Как показана природа в стихотворении? В чем близость к стихотворению Тютчева?
(Природа, как и у Тютчева, показана в движении: зарница пробежала, облачный вал шевелится, летит птица, стекает вода, травы падают, бегут стада, и даже слово катится в облаке белом.
Поэт передает звуки, подслушанные у природы, рисует выразительную картину дождя («сияющий дождь на счастливые рвется цветы») говорит о творческом вдохновении, пришедшем внезапно, неожиданно, подобно грозе.)
— И. И. Ростовцева пишет: «Гроза» и «Весенняя гроза» — два явления искусства, две эстетики. Их сближает ощущение мира в стихии, буре, грозе, непокое». Докажите мнение критика.
(Несмотря на явные сближения: тема, образы, краски, звуки — стихотворения Заболоцкого и Тютчева имеют немало различий. Гроза у Тютчева — конкретное природное явление «в начале мая». Силы природы у него неподвластны человеческому разуму: они таинственны, их происхождение божественно. У Заболоцкого все иначе: человек любит грозу за то, что она творит. Красота ее созидается в творческих муках, она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.)
— В чем различие соотношения человека и природы в анализируемых стихотворениях?
(Человек и природа у Заболоцкого слились неразрывно: «человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке», молния мысли, появление первых дальних громов — «первых слов на родном языке».)
— Оцените тему творчества у Тютчева и Заболоцкого.
(Тема творчества у Тютчева появляется только в последней строфе, у Заболоцкого она заявлена сразу — во второй строфе.)
— В чем схожесть и отличие мифологической темы в стихотворениях?
(И если в стихотворении Тютчева появляется мифологический образ Гебы богини вечной юности, то у Заболоцкого это просто символический образ красоты — «светлоокой девы» представшей «в дивном блеске своей наготы». Ее появление происходит на фоне разыгравшихся зарниц, молний, белых облаков, сияющего дождя. Дева — параллель грозе и вдохновенью, она рождена человеческим сознанием и грозовой природой. Это символ творчества и человека, объединивших свои усилия. В то же время это образ, обладающий властью над природой и словом.)
— Насколько различается поэтический язык авторов?
(О родстве с языка Заболоцкого с Тютчевым свидетельствует лишь использование слова «сумрак», которое очень любил Тютчев, в метафоре «сумрак восторга». У Заболоцкого множество метафор, цель которых — показать тесную связь человека и природы. Поэтическая речь передает не только художественные образы, но и образы зрительные, слуховые, осязательные. Преобладание звонких согласных в строфе («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница») передает раскаты грома, глухих и шипящих («Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке») — порывы ветра и шуршание травы. Свет и тень противопоставлены друг другу, поскольку гроза совмещает в себе нечто величественное и грозное одновременно.)