I. Проверка домашнего задания
II. Работа по теме урока.
- Слово учителя. Казалось бы, что может быть проще и привычнее слов приветствия и прощания? Однако в этом слое лексики оставили след и особенности национального характера, и история народа, и его связь с другими этносами, и даже религия. Сегодня мы познакомимся с речевым этикетом.
- Чтение теоретического материалана с. 111 – 112.
- Устные задания. Владимир Солоухин
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская её по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
- Здравствуйте!
Поклонились, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же радостней сделалась жизнь?
С приветствия начинается наше общение, и очень важно выбрать «добрые» слова, которые помогут нам начать разговор.
Люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи» - говорим.
(А. Яшин)
Беседа с классом.
- Какими словами приветствуют люди друг друга при встрече? (Приводят примеры)
- От чего зависит выбор слов?
- Какие слова мы употребляем в официальной обстановке?
- Какие – с друзьями? С незнакомыми людьми?
Делаем вывод: выбор слов приветствия определяется речевым этикетом, Т. Е. ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ЗНАКОМЫ ВЫ ИЛИ НЕТ; ОТ ВОЗРАСТА ТОГО, КОГО ВЫ ПРИВЕТСТВУЕТЕ.
- Выполнение упр. 337 (устно)
- Упр. 338 (самостоятельно)
- Итог урока. Попробуйте решить следующие речевые ситуации (Разыгрывают дети)
- с. 112 (3-е задание)
- Вы входите в класс, где сидят ваши одноклассники. Учителя ещё нет. Какие слова вы произносите?
- Вы встречаете друга, он чем-то расстроен. С какими словами вы обратитесь к другу?
- Д. з. § 43, упр. 339. (подготовиться к словарному диктанту). Принести словарь
---------------------------------------------------------------------------------------
80-81 | Правописание приставок |
Цели урока: закрепление знаний о правописании неизменяемых приставок; изучить правописание приставок на з- и –с.
Оборудование.Таблица для 5 класса. Диск § 37.
Ход уроков.
I. Словарный диктант по упр. 339.
II. Работа по теме урока.
III. Повторение орфограмм.Упр. 340 – 344.
1. Слово учителя.Среди приставок много таких, которые присоединяются к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами.
К таким приставкам относятся приставки, оканчивающиеся на з (с): перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с в соответствии с произношением (разбежаться – расписаться).
Запомните приставки, оканчивающиеся на –з с):
Из-: изгиб – источник.
Воз- (вз-): возложить – воспеть; взвалить – всходить.
Без-: безродный – бескорыстный.
Раз-: разбег – рассказ.
Низ-: низвергаться – нисходить
В словахздесь, здание, здоровье, ни згивсегда пишется буква з, так как здесь з не приставка, а часть корня.
2. Стр. 114 «Понаблюдайте!»
IV. Тренировочные упражнения.
1. Записать предложения, объяснить правописание приставок (работа у доски). Наступила весна, всё зазеленело, распустилось, расцвело. (С. Аксаков) Хорь не всё рассказывал, он сам меня о многом расспрашивал. (И. Тургенев) Нисходит сонное молчанье на табор кочевой. (А. Пушкин) Пламя колебалось, дрожало, точно беззвучно рассказывало о чём-то. (М. Горький) Низкие бесконечные камыши тянулись до самых гор. (Л. Толстой)
2. Упр. 345 – 348.
3. Объяснительный диктант: бесценный. Бесчеловечный, бесформенный, бесконечный, бескорыстный, бесчисленный, бесцеремонный, безвкусный, бестолковый, безграмотный, бесцельный, бездарный, беспокойный, бесшумно, бессмысленно, безболезненно.
4. Распределительный диктант(2 ученика у доски)
Взлететь, взбешенный, вздремнуть, встревоженный, возрождение, воздействие, восхождение, воззвание, мировоззрение, возлюбить, воскликнуть, воспарить, воспрепятствовать, изгнание, исполнение, избежать, испуганный, истратить, исчерпать, изжарить, исцарапать, издержки, издавна, исподлобья, ниспадать, ниспровержение, низвергаться, НИЗРИНУТЬСЯ, НИСПОСЛАТЬ, распродажа, раздвоение, расчесать, расщедриться, разбиться, расщелина, распространить, Далее самостоятельно:растолочь, расчётливый, распороть, расчертить, раскрутить, чересчур, чрезмерный, сдача, здание, сдельщина, здесь. сбежать, сдавать, сбор, сбросить, здоровье, сдержаться, сдвинуть, сгоряча, здравница,сбить, сгинуть, не видно ни зги, сдёрнуть, сгореть.
V. Итог урока. Диктант с самопроверкой.Беспечный, безголосый, бесшумный, бесчисленный, безлиственный, безжизненный, бездорожный, бестолковый, безмятежный.
VI. Д. з. упр. 349,§ 44. Принести словарь.
82 урок | Буквы и-ы после ц | 1 час |
Цели урока: 1. Закрепить правописание букв и – ы после ц.
2. Сформировать умение и желание пользоваться орфографическим словарём.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.Беседа о правописании приставок:
1) Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Приведите примеры.
2) Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
3) Словарный диктант на закрепление изученной орфограммы. Бесчувственный, бесшумный, бездумный, расстановка, безжизненный, сжигать, восстановление, сделать, рассердиться, разделить, воздать, распределить.
II.Буквы и - ы после ц в значимых частях слова. Знакомство с орфограммой.
1) упр. 350 (стр. 115)
2) стр. 116 – чтение орфограммы.
3) Работа с тетрадью-словарём. Чертим схему.
Ци или цы?
ци |
ци |
На -ция |
цы |
ц ы |
цын |
Исключения: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках |
III.В древнерусском языке согласный [ц] был мягким. Как и шипящие [ж],[ш], звук [ц] со временем стал твёрдым. Буква и после ц не обозначает мягкости звука. Проверить это можно произнесение слов: циркуль, цифра.
Разнообразие написаний слов с ц объясняется историческими причинами.
IV. Практикум.
1)Упр. 351 – 354.
2)Вставьте пропущенные буквы.
Буква ц
Есть слово, где ц в начале,
Где – в середине, где – в конце.
Цапля ход…т по б…лоту,
Жду пт…нц… её в гн…зде.
Ц…рк откро…тся в су…оту,
Вот приехали б…рц… .
В цех явились на р…боту
М…лодые кузнец… .
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И в ц…плятах, на крыльце
Тоже есть две буквы ц.
Л. Дьяконов
3)Сделайте фонетический разбор слова крыльцо. [крыл’цо] – 2 слога
[к] – согласный, глухой, твёрдый
[р] – согласный, звонкий, твёрдый
[ы] – гласный, безударный
[л’] – согласный, звонкий, мягкий
[ц] – согласный, глухой, твёрдый
[о́] – гласный, ударный
6 звуков
Крыльцо – 7 букв. Буква Ь звука не обозначает.
V. Итог урока.После ц пишется буква и в словах: ц..рк, акац…я, ц…ган, ц…фра.
Д. з. § 45. упр. 355.
83 урок | Повторение по теме «Лексика и словообразование» | 1 час |
Цели урока: Повторить основные понятия по лексике и фразеологии, подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход урока.
I. Записать текст без ошибок. См. сборник диктантов Чесноковой для 5 класса.
II. Выписать слова с орфограммами в корне.Выделите корень, нужную букву подчеркните.
III. Списать слова, вставить буквы:бе..вкусный, безаварийный, бе…сильный, бе..кровный, прил..гать, прил..жить, растение, выр..щенный, р..сли, Р…стов, Р…стислав, р..сток, отр..сль.
IV.Заполнить таблицу словами:
Омонимы | Профессиональные слова | Устаревшие слова | антонимы | Диалектные слова |
Банальный наряд – наряд на уголь Дверной косяк – косяк рыбы | Аллегория Метафора Диез диафрагма | Вельми (очень), кружало (кабак) | Храбрец – трус, крошечный кусочек – здоровенный кусочек | Варница 9котелок для варки еды над огнём вне дома), летник – изба, в которой живут летом, лягуха – лягушка, вытиральник - полотенце |
1. Подберите синоним.
Основной закон государства (конституция); точная выдержка из какого-нибудь текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция); плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками. Сильной облачностью (циклон): защитный покров черепахи (панцирь); коврик из соломки (циновка); искусство, представителем которого был Юрий Никулин (цирк); значок, обозначающий число (цифра); мифический великан, которого ослепил Одиссей (циклоп); «Лицевая часть « часов (циферблат); устаревшее название парикмахера (цирюльник); наука о лечении (медицина).
Итог урока. Игра.Доска разделена на 3 части по количеству рядов. По команде учителя представители каждого ряда в своей части доски должны подобрать и написать слова на – ция. Побеждает тот ряд, который быстрее и больше запишет слов на изученную орфограмму.
Тема: Контрольная работа по теме «Лексика, орфография».
Цели урока: 1. Проверить умение учащихся без ошибок списывать тексты.
2. Проверить умение учащихся обнаруживать орфограммы в корнях слов, а также знание видов написаний в корнях слов.
I вариант.