II. Проверка домашнего задания
Несколько учащихся выразительно читают стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья». Дети определяют лучшего чтеца.
– Что противопоставляет поэт листьям?
– Для чего он это делает?
– А какой разговор листьев смогли «услышать» вы, о чем поведал вам сорвавшийся осенний листок? Ученики зачитывают мини-сочинения.
– Какая история вам понравилась больше всего?
– Чем она вас заинтересовала?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся со стихами человека, которому были открыты все тайны живой природы, художника слова, о котором другой замечательный поэт А. К. Толстой сказал, что это поэт, не имеющий равного себе ни в одной литературе... Его поистине волшебные стихи волновали и будут волновать людей музыкальностью речи, наверное, поэтому многие его стихи были положены на музыку выдающимися русскими композиторами М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др. Имя этого поэта – Афанасий Афанасьевич Фет.
– Какие стихи А. Фета вы знаете?
– Послушайте еще одно стихотворение поэта.
Учитель читает стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...».
– Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
– Испытывали вы такую же радость, счастье от увиденного?
– Как изменилась природа? Прочитайте.
– Какие слова передают красоту наступившей зимы?
– Не правда ли, читая стихотворение, мы думали, что оно написано юным человеком, а ведь поэт написал его, когда ему было уже 67 лет.
– Как вы думаете, каждый ли поэт может так написать?
– Как бы вы прочитали стихотворение?
Перед чтением стихотворения учителю следует объяснить ученикам значение слова «тороватый».
џ Словарная работа.
Тороватый (устар.) 1. щедрый. 2. Расторопный, ловкий, проворный.
Упражнение в чтении стихотворения.
IV. Итог урока.
– Какое настроение осталось у вас от услышанного на уроке?
– Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», (с. 64, часть 1-я), по желанию выучить наизусть.
Урок 11
А. А. ФЕТ. «ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ...»
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством А. А. Фета; учить детей видеть прекрасное; развивать воображение, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить стихотворение А. Фета. Те дети, которые выучили стихотворение, рассказывают его наизусть.
После этого можно заслушать выразительное чтение стихотворения А. Фета несколькими учащимися.
Обязательно следует отметить выразительность, красоту чтения как тех учеников, которые читали стихи по книге, так и тех, что рассказывали их наизусть. Это могут сделать и учитель, и сами ученики.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Конец 50-х годов XIX века стал для Афанасия Фета временем его творческого расцвета, его «звездным часом». Стихи, которые он создает, сразу печатаются в различных журналах.
К этому времени относится и стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Учитель выразительно читает стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Беседа.
– Какая картина открылась перед вами?
– Какие запахи почувствовали, какие звуки услышали?
– Какие слова использовал поэт, чтобы показать необъятность, величие хлебного поля?
– Какие бы краски вы использовали, чтобы нарисовать картину, изображенную поэтом?
– Как бы вы передали настроение поэта при чтении стихотворения?
– Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).
IV. Итог урока.
– Что понравилось, запомнилось?
– Что бы вы сделали по-другому?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» (с. 65, часть 1-я), выучить стихотворение наизусть (по желанию учащихся), сделать рисунок к стихотворению.
Урок 12
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН.
«ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»
Цели:начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.
Ход урока