II. Проверка домашнего задания.
– Поэтическую тетрадь 2 начинают стихи одного из замечательнейших, великих русских поэтов – Николая Алексеевича Некрасова.
Учитель вывешивает на доску портрет поэта.
– Вглядитесь в лицо этого человека. Что увидели в нем?
– Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии 10 декабря 1821 г. (по новому стилю). Отец его, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через 3 года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда поселился в своем родовом имении Грешневе.
Грешнево находилось неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, будущий поэт провел все свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идет!», – как они мгновенно исчезали.
Господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке, совершал «грибные набеги».
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге с рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, которые переходили из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.
Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Этой речью поэт овладел с первых лет своей жизни. От своей няни он узнал старинные русские народные сказки.
Любовь к полям и лесам своей родины тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной природой, красотой ее зеленых просторов...
III. Работа над стихотворениями.
Учитель выразительно читает отрывок «Славная осень!..» из 1-й главы стихотворения «Железная дорога.
– Какие картины осени нарисовал Некрасов в этом стихотворении?
– Какие запахи можно почувствовать, читая стихотворение?
– Почему поэт называет осень «славной»?
– Как нужно читать это стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
Ответы на вопросы (с. 168).
Физкультминутка
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чем бы хотели поделиться с друзьями, со старшими?
– О чем бы еще хотели узнать?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень! Здоровый, ядреный...» (с. 168, часть 1-я), выучить стихотворение наизусть.
Урок 33
Н. А. НЕКРАСОВ.
«НЕ ВЕТЕР БУШУЕТ НАД БОРОМ...».
Цели:продолжить знакомить учащихся с поэзией Н. А. Некрасова; работать над развитием речи, воображения учеников; учить детей рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Расскажите выученное вами стихотворение таким образом, чтобы мы поняли, что оно вам очень понравилось.
Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение.
– Чье чтение вам особенно понравилось?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Н. А. Некрасова – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Когда вы станете старше, вы прочтете всю поэму.
– А пока послушайте этот отрывок.
Учитель выразительно читает отрывок «Не ветер бушует над бором...» из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
– Каким изобразил Мороза Н. А. Некрасов?
– Прочитайте, как об этом говорится в стихотворении.
– Как характеризует Мороза его песня?
– Каким образом надо ее читать?
– Прочитайте друг другу.
Учащиеся работают в парах.
– Как изображает Некрасов действия Мороза? Прочитайте.
– С каким чувством поэт пишет о Морозе?
– Как надо читать стихотворение в целом?
Упражнение в чтении стихотворения.
IV. Итог урока.
– Какое впечатление произвел на вас урок?
– Чью работу хотели бы отметить?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...» (с. 169–170, часть 1-я), выучить наизусть отрывок из стихотворения (по выбору учащихся), попробовать пропеть песню Мороза.
Урок 34
Н. А. НЕКРАСОВ. «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»
Цели:продолжать работу над произведениями Н. А. Некрасова, показать отношение поэта к природе; учить детей бережно относиться к природе, оценивать поступки людей.
Ход урока