III. Проверка домашнего задания

—Ксегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.

—Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.

Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наибо­лее удачные рисунки.

VI. Работа над содержанием сказки

1. Вступительная беседа.

—Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А на­зывается она... . («Сказка о мертвой царевне и семи бога­тырях».)

—Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сю­жет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, кото­рую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)

2. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».

3. Беседа по вопросам.

—Что вы узнали из начала сказки?

—Отчего умерла царица?

—Найдите описание новой царицы.

—Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?

—Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

—Какое приданое имела царевна?

—Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

—Что значит «нраву кроткого такого...»?

—Какое приданое приготовлено царевне?

—Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном сва­дебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты нака­нуне венчания, а также вообще вечеринка, на которую со­бираются девушки, женщины.)

—Что узнала царица от зеркальца?

—Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

—Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?

—Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?

—Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

—К чему привела черная зависть в сказке?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над сказкой

1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82).

2. Беседа по вопросам.

—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

—О каких чертах характера это говорит?

—Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После ка­ких слов?

—Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

—Как царевне жилось у богатырей?

—Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

—Как братья пришли свататься к царевне?

—Почему она им отказала? Какой она была?

—Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

—Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?

VII. Итог урока

— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас заду­маться?

— Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание:дочитать сказку до конца; подобрать сино­нимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «гроз­но», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вме­сте со словами, к которым они относятся.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего за­дания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгож­данный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумлен­ный — удивленный.)

—Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «ждан­ный» и «грешен»? (Жданный — нежданный; грешен — без­грешен.)

—Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы нач­нете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художе­ственную характеристику предмета (явления) в виде скры­того сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ]

Слушаются ответы детей. j

III. Работа над текстом сказкиj

1. Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...».

2. Беседа. j

—Как молодая царевна встретила нищую черницу?

—Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);

—Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.) !

—Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |

—Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а царевна — бабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.) \

—Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, по­чему она не дождалась обеда, как хотела?

—Как братья узнали о несчастье?

—Почему они не стали хоронить царевну?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над сказкой
1.Анализ отрывка.

—Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица уз­нала о гибели царевны.

—Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор?

2. Чтение отрывка по ролям до слов «Ветер дале побежал...».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич Елисей.

- Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер
и понять отношение к ним героя?

3. Чтение и анализ отдельных отрывков.

- Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту.

- Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? До­кажите.

- Прочитайте последний отрывок сказки.

4. Анализ сказки.

- Чем она заканчивается? Почему?

- Как, в виде кого представлено зло?

- Подумайте и распределите героев по группам: положи­тельные, отрицательные, нейтральные, герои-помощни­ки.

Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записы­вают их на доске в нужную группу.

- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?

- На какие части можно разделить сказку и как их озагла­вить?

VI. Итог урока

- Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?

- Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

- Почему эта история названа сказкой?

Домашнее задание:подробно пересказать одну из частей сказки.Найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение понравившегося отрывка.

Наши рекомендации