III. Проверка домашнего задания
—Ксегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.
—Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.
Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наиболее удачные рисунки.
VI. Работа над содержанием сказки
1. Вступительная беседа.
—Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А называется она... . («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
—Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сюжет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, которую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)
2. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».
3. Беседа по вопросам.
—Что вы узнали из начала сказки?
—Отчего умерла царица?
—Найдите описание новой царицы.
—Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?
—Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
—Какое приданое имела царевна?
—Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)
—Что значит «нраву кроткого такого...»?
—Какое приданое приготовлено царевне?
—Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)
—Что узнала царица от зеркальца?
—Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
—Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?
—Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?
—Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?
—К чему привела черная зависть в сказке?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы над сказкой
1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82).
2. Беседа по вопросам.
—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?
—О каких чертах характера это говорит?
—Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
—Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
—Как царевне жилось у богатырей?
—Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
—Как братья пришли свататься к царевне?
—Почему она им отказала? Какой она была?
—Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
—Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?
VII. Итог урока
— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?
— Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание:дочитать сказку до конца; подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
—Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный — удивленный.)
—Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «жданный» и «грешен»? (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.)
—Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы начнете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ]
Слушаются ответы детей. j
III. Работа над текстом сказкиj
1. Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...».
2. Беседа. j
—Как молодая царевна встретила нищую черницу?
—Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);
—Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.) !
—Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |
—Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а царевна — бабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.) \
—Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, почему она не дождалась обеда, как хотела?
—Как братья узнали о несчастье?
—Почему они не стали хоронить царевну?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над сказкой
1.Анализ отрывка.
—Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица узнала о гибели царевны.
—Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор?
2. Чтение отрывка по ролям до слов «Ветер дале побежал...».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич Елисей.
- Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер
и понять отношение к ним героя?
3. Чтение и анализ отдельных отрывков.
- Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту.
- Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? Докажите.
- Прочитайте последний отрывок сказки.
4. Анализ сказки.
- Чем она заканчивается? Почему?
- Как, в виде кого представлено зло?
- Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.
Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записывают их на доске в нужную группу.
- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?
- На какие части можно разделить сказку и как их озаглавить?
VI. Итог урока
- Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?
- Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?
- Почему эта история названа сказкой?
Домашнее задание:подробно пересказать одну из частей сказки.Найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить
выразительное чтение понравившегося отрывка.