II. Проверка домашнего задания.
— На какие части вы разделили отрывок?
Приводим примерное деление сказки на части.
XIII часть. Она стала прекрасной девушкой
До слов: «Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом», с. 184.
XIV часть.Жизнь во дворце
До слов: «День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее», с. 186.
XV часть. Отношения с принцем
До слов: «Но вот стали поговаривать, что принц женится на прелестной дочери соседнего короля», с. 187.
XVI часть. Принц встречает принцессу
До слов: «В ясную лунную ночь, когда все, кроме рулевого спали...», с. 188.
XVII часть. Русалочка узнает о решении принца
До слов: «В тот же вечер принц с молодой женой должны были отплыть на родину принца...», с. 189.
XVIII часть. Последняя ночь
1 До слов: «Русалочка оперлась о поручни и, повернувшись | лицом к востоку, стала ждать первого луча солнца...», с. 191.
XIX часть. Встреча с сестрами
До слов: «Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка молодой жены покоится на груди 1 принца», с. 191.
XX часть. Гибель русалочки
III. Пересказ последней части текста
IV часть. Продолжение работы над сказкой
1. Беседа о героях сказки.
—Распределите героев сказки на группы. Кого можно отнести к — положительным героям, а кого к отрицательным?
—Назовите нейтральных персонажей сказки.
—Кто является в сказке героями-помощниками?
—Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком?
—Виноват ли кто-нибудь в том, что ее мечты не сбылись?
—Почему конец сказки печальный и радостный одновременно?
2. Составление рассказа о русалочке.
—Составьте рассказ о русалочке. Какой она была?
—Как ты относишься к русалочке? А как к ней относится автор?
V. Физкультминутка
VI. Работа над пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл:
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Для любви нет преград.
И лютого зверя укрощают терпением и любовью. Лучше страдать да любить, чем не любя на свете-жить. Любви все возрасты покорны.
VII. Итог урока
—Чему учит эта сказка?
—Представьте свои иллюстрации к отрывку сказки, который вас особенно тронул.
Домашнее задание: читать сказки Г.Х. Андерсена.
Уроки 95-96. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; учить пересказывать текст от имени героя; прививать интерес к зарубежной литературе; развивать память, речь, мышление.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Чтение стихотворения.
Я однажды ненароком Задремала за уроком. Мне уютно и приятно: Я на лодочке плыву. И одно мне непонятно, — Что во сне, что наяву. Вдруг неведомо откуда Раздается вдалеке:
—Шура Волкова, к доске!
—Прочитайте (жужжащим чтением, шепотом, громко, с интонацией удивления, с сердитой интонацией, выразительно).
2. Словарная работа.
— Объясните значение слова «ненароком». Подберите си
нонимы к нему. (Нечаянно, невольно, случайно, неумышленно, не
преднамеренно, невзначай.)
III. Ознакомлениес жизнью и творчеством М. Твена
1. Вступительная беседа.
—Сегодня мы ознакомимся с отрывком из повести «Приключения Тома Сойера». Знакомы ли вы с ней?
—Кто герой этого произведения?
—Слышали вы что-нибудь об авторе?
2. Рассказ учителя о писателе.
Марк Твен (псевдоним Самуэля Лангхорна Клеменса) любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Самуэль Лангхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.
Родился он в семье провинциального адвоката, детство провел в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедна, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошел учеником в типографию, работал
наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. С началом Гражданской войны Клеменс из любви к приключениям записался добровольцем в армию южан, но прослужил недолго. Потом он искал серебро в Неваде, но старателем оказался неудачливым и в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже золота не искал, а только писал для газет и своими рассказами начал приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клемен-су исполнилось тридцать.
Затем была репортерская работа, поездки, выступления с «лекциями» — публичными чтениями собственных юмористических рассказов, первая книга, женитьба на дочери состоятельного предпринимателя, большие литературные успехи, путешествия по всему миру, выход в свет одного романа за другим, большой дом в Хартфорде, мировая слава, два десятилетия благополучия и богатства. В те годы Твен основал приносившее хороший доход издательство, вкладывал немалые деньги в изобретения — парогенератор, наборную машину Пейджа — отчасти из любви к технике, отчасти стремления стать настоящим капиталистом, разбогатеть, надежно обеспечить семью.
А после было банкротство издательства, потеря вложенных в изобретения денег, долги, кругосветное путешествие уж немолодого писателя с публичными чтениями, новые книги, смерть дочери, острые политические памфлеты, смерть жены, новые памфлеты, смерть другой дочери...
Марк Твен написал очень много книг самых разных жанров и самого разного литературного достоинства. Он оставил более 25 томов произведений.
С одним из них мы сегодня ознакомимся.
IV. Физкультминутка
V. Работа над содержанием отрывка
1. Чтение отрывка хорошо читающими учащимися.
2. Первичное восприятие текста.
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
3. Словарная работа.
—Подберите синонимы к словам: бойко (живо, проворно), восседать (сидеть, посиживать (разг.)), любопытство (пытливость, интерес), поразительный (удивительный, дивный, потрясающий, ошеломляющий, разительный, головокружительный, умопомрачительный).
—Подберите антонимы к словам: украдкой (открыто, явно), растерянный (находчивый).
— Объясните выражение «почтительная робость перед но
вым божеством...». (Он робел перед новенькой девочкой, ко
торую успел полюбить.)
VII. Итог урока
—С каким писателем мы ознакомились сегодня на уроке?
—Что вы о нем узнали нового?
—Какое произведение начали читать?
Домашнее задание: перечитать отрывок, приготовить выразительное чтение.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II.Речевая разминка
1. Чтение стихотворения.
Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг в гостях у нас: Проказник, плут, пират бедовый.
—Прочитайте «птичьим базаром».
—Прочитайте (с вопросительной интонацией, с утвердительной, с сердитой, с веселой, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно).
2. Словарная работа.
— Объясните значение слова «бедовый». (Шустрый, смелый.)
III.Чтение отрывка
1. Выразительное чтение.
2. Чтение по ролям (с. 197-199).
IV. Физкультминутка
V. Работа над содержанием отрывка
1. Анализ отрывка.
—О чем произведение Марка Твена?
—Как можно озаглавить этот отрывок?
—От чьего лица ведется рассказ?
—Какие детали убеждают вас в том, что действие происходило много лет назад и в другой стране?
—Что вас удивило, заинтересовало?
—Что вы узнали о Томе?
—Как можете охарактеризовать его? (Проказник, хитрец, выдумщик, любит приключения, сообразительный, любознательный, настойчивый и т.п.)
—Что вы думаете о Бекки? Почему?
—Какие уловки придумывал Том Сойер, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?
2. Работа с иллюстрациями в учебнике.
—Какими изобразил детей художник?
—Совпало ли ваше представление с представлением иллюстратора?
VI. Итог урока
— Как вы думаете, бывает ли любовь в таком возрасте? Зна
комо ли вам это чувство?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени Тома Сойера.