Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 4 страница
• списки рассылки (listsews) предоставляют возможность обмена электронными письмами внутри некоторой группы, каждый член которой может послать сообщение на адрес списка рассылки. Это сообщение будет автоматически разослано всем остальным участникам на их электронный почтовый ящик. Списки рассылки используются в сфере образования для обмена информацией между учителями, оповещения о семинарах и конференциях, рассылки документации или методических материалов из органов управления образованием и т.д.;
• электронные конференции, или «электронные доски объявлений» (Usnet, NetMeeting), обеспечивают информационное взаимодействие пользователей Интернета. Для этого пользователю необходимо войти в Интернет и набрать адрес конференции, послать сообщение в письменном виде по электронной почте, прочитать в удобное время сообщения участников (учеников, учителей или единомышленников). У каждой конференции есть свой координатор, который следит за тематикой присылаемых
сообшений. Эти системы рекомендуется использовать в школах, которые не имеют прямого доступа к широкополосным системам связи. В течение определенного периода времени участники при-сылают сообщения, читают сообщения других участников, посы-лают (отправляют) свои отклики. Электронные конференции можно использовать при проведении учебно-исследовательских проектов и в целях развития навыков общения в ходе совместной работы учащихся нескольких школ;
. форум (forum) — это инструмент для общения на сайте, который может быть использован для проведения различных дискуссий. Отправить сообщение на форум достаточно просто — нужно только заполнить на сайте определенную форму, сообщить сведения об авторе, выделить тему и набрать сообщение. Контролирует содержание сообщений и правила поведения участников форума специальный человек, которого принято называть модератор. Сообщения на форуме хранятся достаточно долго, ответ на любое сообщение можно дать в удобное время. Форумы часто используются для обсуждения тех или иных событий, а также для проведения пресс-конференции.
К настоящему времени более широкое распространение получили асинхронные средства связи. Именно эти средства информационного взаимодействия наиболее простые для использования неподготовленными пользователями и обходятся школам значительно дешевле. В ходе работы с асинхронными средствами общения учителя и ученики могут обмениваться письмами, учебными пособиями, электронными учебными материалами. Полученную корреспонденцию можно прочитать в любое удобное время и использовать на уроках, в самостоятельной работе учеников. Зачастую именно обмен электронными письмами позволяет организовать разнообразные учебно-исследовательские проекты, в том числе при проведении интегрированных уроков по информатике (информатика и иностранный язык, информатика и география и др.). Асинхронные средства необходимо использовать в тех учебных заведениях, которые не имеют доступа к широкополосным системам связи.
Синхронные средства общения
Развитие коммуникационных технологий, подключение учебных заведений к выделенным оптико-волоконным линиям связи способствуют расширению использования синхронных средств общения в учебном и воспитательном процессах. Рассмотрим возможности пользования в образовании синхронных средств общения
• видеоконференции — позволяют всем участникам общаться режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа «один ко многим» (лекция, пресс-конференция) или «многие ко многим» (телемост). В ходе общения можно использовать видеодемонстрации и видеофрагменты. С помощью видеоконференции ученики могут общаться и консультироваться с учениками, учителями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеоконференции могут быть организованы и проведены в урочное (дистанционный урок) или неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции ученикам приходится общаться на иностранном языке с носителями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки, и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения (например, проведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучаемый встречаются на экранах). Дистанционные лабораторные работы выполняются в тех случаях, когда нужно проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учебном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической совместимости программ и уточнить время и расписание работы.
Участие учеников и учителей в электронных и видеоконференциях развивает учебные и межкультурные коммуникации как на уровне ученик — учитель, так и между отдельными учениками, учителями, коллективами учебных заведений. Информационное учебное взаимодействие осуществляется уже на глобальном уровне, у школ появляется возможность выхода в мировое сообщество, общения со сверстниками из других городов и стран. В настоящее время формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные по личностным интересам пользователей. Следующим шагом в расширении использования возможностей Интернета в образовании становится формирование так называемых on-line-сообществ, распределенных коллективов, которые совместно работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и др.;
• IRC (от англ. Interactive Relay Chat — интерактивно передаваемый разговор) — специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения;
• ICQ (от англ. I seek you - я ищу тебя) — специальная служба обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые и звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою записную книжку) и получать информацию о том, находятся ли они в данный момент времени в сети или нет;
• МОО (от англ. Multi-User Object Oriented — многопользовательский объектно-ориентированный) — специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями пользователей (учениками и учителем, учителями и работниками органов управления образованием и т.д.) в реальном времени;
• MUD (от англ. Multi-User Domain — многопользовательский домен) — позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник сообщений. Технологии MUD и МОО первоначально были ориентированы на предоставление группам пользователей возможности игры в Интернете;
• Telnet (Teletype Network) — специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из классной комнаты или из дома в другие компьютеры и использовать их ресурсы.
Помимо рассмотренных средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации:
• FTP (от англ. File Transfer Protocol — протокол передачи данных). На FTP-серверах учреждений образования можно хранить файлы, содержащие разного рода цифровые информационные и образовательные ресурсы;
• IP-телефония (Internet Protocol — интернет-протокол) — специальная технология, позволяющая использовать Интернет. Для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени;
• On-line Database (он-лайновая база данных) — это форма информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернета позволяет интенсифицировать учебную, научную и творческую деятельность учителя и ученика. Например, при подготовке к занятиям по информатике ученик изучает самую последнюю информацию о достижениях в области информатики и информационных технологий,
систематизирует и анализирует ее, выбирает главное, пишет реферат и выступает на уроке с докладом;
• цифровое телевидение — применяет цифровое сжатое видео (Compressed Digital Video — CDV). Для использования цифрового телевидения компьютер оснащается адаптером для подключения к сети, видеокамерой, микрофоном и громкоговорителями. В последнее время в образовательных целях начинают использовать такие экспериментальные технологии, как кабельное (cable TV) и интерактивное телевидение (iTV).
Итак, глобальные телекоммуникации принципиально усилили роль учителя как организатора познавательной деятельности учащихся, изменив характер информационного взаимодействия между учителем и учеником, между учебными заведениями и органами управления образованием. Они позволяют формировать информационную образовательную среду учебного заведения, функционирующую на основе школьного Web сервера; позволяют создавать, хранить и использовать в учебное процессе информационные и образовательные ресурсы предметных областей, в том числе ресурсы, созданные на базе Web технологии.
В новых условиях эффективность обучения вомногом зависит от уровня подготовки учителя в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий, относящихся к его профессиональной деятельности.
Выделим основные направления примененния возможностей технологии телекоммуникации в учебном прцессе.
• дистанционный доступ к информационна ресурсам Интернета, информации на CD-ROM, кабельному или интерактивному телевидению. Этот вид доступа получает более широкое распространение. Учащиеся получают доступ к разнообразным информационным ресурсам для выполнения домашних заданий, написания рефератов; при этом традиционные источники информации используются учащимися на более качественном уровне. Увеличение доли самостоятельной работы, которая выполняется учащимися, с одной стороны, вынуждает учителя более творчески подходить к учебному процессу, а с другой — способствует развитию у учеников учебных навыков, умения планировать и организовывать работу. Избыточность информации способствует появлению критического взгляда У обучаемого и формированию аналитических способностей, что создает предпосылки для творчества.
В процессе использования в школах технологии дистанционного доступа к ресурсам Интернета следует принимать во внимание следующие соображения. Во-первых, необходимо, чтобы учителя ставили перед учениками четкие и ясные задачи и в целях сокращения времени на поиск нужной информации да-
вали им либо адреса основных сайтов и порталов, либо ключе-вые слова, по которым следует искать информацию среди неис-пользуемых ресурсов всемирной сети. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность материалов, к которым получают доступ учащиеся конкретной школы. В-третьих, необходимо учитывать стоимость доступа к информации и возможность ее копирования данного сайта или портала. Самостоятельная работа с информационными ресурсами Интернета в отличие от боты ученика и учителя позволяет защитить учеников от возможных проблематичных взаимоотношений между учеником и учителем.
Современные технологии позволяют осуществлять свободный доступ ко всем ресурсам удаленного компьютера, работать с информацией, хранящейся на этом компьютере, в том числе с информацией на CD-ROM, установленном на этом компьютере. Дистанционное использование информации с удаленного CD-ROM образовательного назначения возможно в самостоятельной деятельности учащихся или непосредственно на уроках в качестве дополнения к традиционным учебным материалам. Причем, как правило, эта информация лучше структурирована, чем в Интернете, и зачастую ей удобнее пользоваться как учащимся, так и учителям;
• создание информационных ресурсов и размещение их в Интернете. Размещение различных работ на сайтах Интернета способствует развитию творческих способностей учеников. В данном случае ученики уделяют больше внимания процессу созидания, у них возникает интерес к выполнению творческих заданий, решению проблемных ситуаций, развивается процесс взаимопомощи учителей и учеников в учебной группе. Самостоятельная работа ученика в области создания информационных ресурсов в электронном виде пока ограничена опытом и знаниями учителя. Зачастую такая работа проводится факультативно, однако вызывает неподдельный интерес у учащихся.
Созданные программные продукты и информационные ресурсы учащиеся могут использовать сами или распространять через Интернет. Особенно привлекательным для учеников является создание разнообразных программных продуктов, запись их на электронные носители, разработка Web-страниц, различных баз данных. К этому виду деятельности могут быть привлечены учащиеся разных возрастов. Даже младшим школьникам по силам создание простейших Web-страниц. Соответственно ученикам средних и старших классов можно поручить создание значитель-ных и сложных по исполнению сайтов с помощью учителя. Если учитель информатики вместе с учениками создает информационные ресурсы и размещает их в сети Интернет, то
ети получают возможность продемонстрировать свой творческий потенциал, выставить на сайтах свои работы;
• общение через электронные средства связи (электронна почта, электронные конференции и дискуссии, списки рассылки, видеоконференции, факс). Такое общение может проходить в асинхронном или синхронном режиме. Учителям следует учиты вать достоинства и недостатки той или иной технологии, а также принимать во внимание стоимость и возможные последствия применения той или иной технологии.
Данный вид общения способствует развитию у учеников коммуникативных способностей, играющих важную роль в развитии социальной адаптации индивидуума. Развитию социальных и коммуникативных способностей личности с помощью средств коммуникации способствует и то обстоятельство, что ученику при работе в сетях предоставляется возможность обучения формам социального взаимодействия между самыми разными группами людей, что, в свою очередь, позволит молодому человеку приобрести навыки общения с различными собеседниками, опыт поведения в обществе, развить его социальные способности, при обрести умение адаптироваться в социуме.
2.3.Технологии телекоммуникации в учебной и воспитательной деятельности
Особого внимания заслуживает использование в учебном процессе возможностей телекоммуникаций. Глобальные телекоммуникации на основе Web-технологии принципиально изменили роль учителя и характер информационного взаимодействия между учеником и учителем. Технология телекоммуникации может быть использована всеми участниками образовательного процесса (учителями, учениками, родителями, работниками управления системой образования).
В школах, подключенных к Интернету, можно наблюдать расширение использования распределенных информационных ресурсов сети Интернет на уроках, в самостоятельной деятельности и в воспитательных целях. Информационное взаимодействие между участниками учебного процесса (учителями, учениками, родителями, работниками органов управления системой образования) осуществляется в синхронном и асинхронном режимах. Во многих школах организуется подписка на информационные услуги образовательных порталов и сайтов, создаются собственные сайты школы. Еще одно из важнейших направлений использования телекоммуникационных технологий в системе образования — автоматизация внутришкольного управления.
Применение технологии телекоммуникации в учебной и вос-тательной деятельности позволяет:
• учителям и ученикам получить свободный доступ к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения из школы и дома, взаимодействовать с учителями и учениками, находящихся в других городах и странах, принимать участие в разнообразных учебных телекоммуникационных проектах;
• обеспечить ученикам поддержку связи с одноклассниками и учителями, общение со сверстниками в режиме реального времени, индивидуальную помощь учителей вне школы;
• сдать ученику домашнее задание в режиме on-line и получить оценку выполненного задания;
• родителям выходить на сайт школы и получать самую разную информацию (например, ознакомиться с замечаниями учителей, графиком школьных мероприятий и т.д.);
• ученикам вести разговоры на иностранном языке с носителями языка;
• организовать дистанционное общение между всеми участниками учебного процесса;
• проводить совместные уроки с учениками из других регионов и стран, обсуждать с ними наиболее актуальные вопросы современности;
• открыть ученикам доступ к школьной информации и учебным материалам в любое удобное время из школы, библиотеки или дома.
Рассмотрим особенности реализации учебных телекоммуникационных проектов при изучении информатики.
Метод проектов, или обучение в сотрудничестве, известен давно и нашел широкое распространение в системах образования различных стран.
Под методом проектов будем понимать систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения через активные способы действий, в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.
Этот метод зарекомендовал себя с положительной стороны внедрением в учебный процесс исследовательского метода обучения , возможностью установления интеллектуальных контактов между партнерами по проекту, разнообразием видов учебной и телекоммуникационной деятельности.
Рассмотрим виды телекоммуникационной деятельности, которые могут быть использованы в ходе проведения учебного теле- коммуникационного проекта. Свободная переписка. Это наиболее часто используемая, аналогичная
переписке с использованием обычной почты. Свободная переписка реализуется в виде обмена электронной почтой между группами учеников, участвующих в конкретном проекте. Свободная переписка — прекрасный источник для изучения иностранных языков, культурных традиций различных народов.
Глобальный класс. Вданном случае два или более класса (находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и ту тему, обсуждая то, что они изучают, по заранее определенному графику. Поскольку все преподаватели, имеющие доступ к Интернету, могут использовать электронную почту, многие из участников проекта применяют электронную почту как единую среду общения. Другие преподаватели и учащиеся используют группу новостей и доски объявлений, расположенные на сайтах учебных заведений или на образовательных порталах. На электронной доске объявлений вывешиваются вопросы для обсуждения и информация о полученных через электронную почту от учащихся преподавателей и ученых сообщениях, относящихся к проекту! Эти сообщения обычно красиво оформлены и их могут виде другие учащиеся, родители, администрация, посетители. В обсуждении вопросов проекта принимают участие учащиеся, учит а также все желающие.
Электронные встречи.Электронная почта, группы новостей, электронные доски объявлений могут также дополняться синхронным общением в реальном времени. При этом общение между учащимися и их гостем происходит путем поочередной печати на клавиатуре с использованием возможности переговоров в чатах или на форумах.
Электронное обучение.Специалисты различных профилей из вузов, частных и государственных учреждений и предприятий или других школ, связанные Интернетом, могут служить элек тронными преподавателями для учащихся, желающих ознакомится со специальными темами в интерактивном режиме. Так, учебных целях может быть организовано общение учащихся с руководителями, политиками, писателями и другими экспертами в определенной сфере деятельности. Другая разновидность такого рода проекта — когда в качестве электронных педагогов вы ступают студенты старших курсов некоторых вузов по отношению к школьникам в других городах и даже странах.
Ролевые игры. Впроектах, основанных на ролевых играх участники общаются друг с другом, играя определенную роль. Например, учащиеся исполняют роли исторических деятелей главных героев книг, которые изучаются в школе.
Метод проектов — один из видов исследовательской деятельности, адекватных современному уровню информатизации общества, который может быть реализован на практике в виде учебного
телекоммуникационного проекта, в процессе выполнения которого используются перечисленные ранее синхронные или асинхронные средства общения.
Учебный телекоммуникационный проект — одна из перспективных форм совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности (например, цель учебного проекта по информатике — выявить наиболее экономичные компьютеры или наиболее скоростные технологии передачи данных). Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность.
Отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:
• временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);
• использование разнообразных видов телекоммуникационной деятельности;
• четкая организация деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта.
Рассмотрим типологию и примеры использования телекоммуникационных проектов в образовательном процессе в целях организации дистанционного общения учеников с другими учениками, отдельных учеников с группами, групп с группами.
Типология телекоммуникационных проектов.Выделим основные типологические признаки телекоммуникационных проектов.
По методу или виду деятельности телекоммуникационные проекты подразделяются на исследовательские, творческие, игровые (ролевые), ознакомительно-ориентированные (информационные), практико-ориентированные (прикладные), монопроекты, межпредметные.
По характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть с открытой координацией, со скрытой координацией.
По характеру контактов телекоммуникационные проекты подразделяются на внутренние, региональные (ученики одной школы, нескольких школ), и международные (ученики из разных стран).
По количеству участников телекоммуникационные проекты подразделяются на индивидуальные, парные и групповые.
По длительности телекоммуникационные проекты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.
Рассмотрим особенности реализации телекоммуникационных проектов при изучении информатики.
1. Исследовательские проекты отличают продуманная структура, совпадающая с научным исследованием, четко обозначенные цели, актуальность предмета исследования для всех участников социальная значимость, соответствующие методы экспериментальных и опытных работ, обработки результатов. Поскольку все преподаватели, имеющие доступ к Интернету, могут использовать электронную почту, многие из проектов применяют электронную почту (иногда посредством дискуссионных групп на List-серверах) как единую среду общения. Преимущество реализации исследовательского проекта с использованием возможностей электронной почты для сферы образования заключается прежде всего в доступности и простоте средств и способов получения и отправления информации. В ходе работы над проектом постоянно осуществляются связь и обмен информацией между участниками проекта, электронное общение учеников с учениками, учеников или учителей с группами учеников, групп с группами. Учителя и учащиеся используют группы новостей и связанные с Интернетом доски объявлений. Учитель может в ходе урока использовать мировые информационные ресурсы (энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории) для организации исследовательской деятельности учащихся. Общение между участниками телекоммуникационного проекта может быть реализовано в виде свободной переписки, электронных встреч в режиме теле-или видеоконференций.
Электронные конференции могут использоваться при проведении различных учебно-исследовательских проектов учащимися нескольких школ. Работа участников проекта в режиме электронных конференций позволяет привлечь к участию в обсуждении широкий круг желающих. Именно этот режим получает наибольшее распространение благодаря тому, что для его проведения не нужно задействовать большие ресурсы памяти и широкополосный доступ в Интернет. Учителю следует обратить внимание на то, что в ходе работы над проектом каждый из участников должен принимать участие в обсуждении исследуемых проблем, высказываться по обсуждаемым вопросам, обмениваться информационными ресурсами. Общение в асинхронном режиме происходит медленнее, чем в режиме видеоконференции. Асинхронные средства связи требуют больше времени для выявления и корректировки возникающих недоразумений.
Видеоконференция — это технология, которая может быть реализована на разного рода занятиях, в ходе проведения разно-образных коммуникационных проектов. Учителю при исполь-зовании этого средства общения необходимо тщательно плани-ровать и готовить каждое учебное мероприятие, заранее обеспечивать полную совместимость в учебных программах и расписании занятий всех участников проекта, оборудовать классы специальной техникой, в том числе средствами представления аудиовизуальной информации.
2 Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Участники проекта осуществляют поиск, систематизацию информации, необходимых данных или сведений из огромного потенциала сети Интернет. Основные виды телекоммуникационной деятельности: свободная переписка, электронные встречи, глобальный класс.
3. Игровые {ролевые) проекты — структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями), встречаются в режиме теле- или видеоконференций.
4. Ознакомительно-ориентировочные {информационные) проекты — ознакомление участников проекта с информацией об объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В ходе проекта происходит информационное взаимодействие учеников и учителей, совместный поиск и анализ распределенного информационного ресурса.
этих условиях обеспечивается равенство участников в процессе диалога, что способствует демократизации обучения и усиливает его воспитательную функцию. В ходе проекта могут быть использованы свободная переписка, электронные встречи в режиме телеконференций.
5. Практико-ориентированные {прикладные) проекты отличают тщательно продуманная структура, сценарий всей деятельности участников с определением функций каждого, четкие выводы, т.е. оформление результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Реализация пректа предполагает использование свободной переписки, электронных встреч в режиме теле- или видеоконференций-. 6. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета, выбираются на наиболее сложные разделы или темы серии уроков. Работа над
проектом предусматривает применение знаний из других областей для решения проблемы. В процессе выполнения проекта лучше осуществлять поиск информации в Интернете по специфически ключевым словам. В ходе этого проекта могут быть использования свободная переписка для обмена полученной информацией, электронные встречи для обсуждения наиболее важных проблем и вопросов. Примерная тематика проектов по информатике: «Экскурсии в кабинет информатики», «Самый быстродействующий компьютер «Экскурсия в Интернет», «Здравствуйте, я — компьютер».
7. Межпредметные проекты выполняются обычно во вне урочное время. Это могут быть либо небольшие проекты, затря гивающие два-три предмета, либо объемные, продолжительные общешкольные проекты, решающие сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Межпредметные проекты могут осуществляться в ходе интегрированных уроков (например, по информатике и иностранному языку, информатике и математике и др.). Проведение интегрированных уроков способствует развитию межпредметных связей, усилению мотивации. В ходе проекта осуществляется постановка междисциплинарной проблемы, что способствует решению проблемы с позиций разных предметов. Форма проведения межпредметных проектов — семинар или конференция. В ходе проведения межпредметного телекоммуникационного проекта могут быть реализованы различные виды телекоммуникационной деятельности.