Функции компонентов учебного процесса на уроках с использованием электронного средства учебного или образовательного назначения

Этапы урока Функции ЭСОН Деятельность ученика Деятельность учителя
       

В условиях использования средств ИКТ существенному из­менению подвергается в основном деятельность учителя. Учитель планирует ход занятия в целом, а также всех его этапов, подби

рает учебный материал из разных источников, создает презента­ции, управляет, контролирует, анализирует работу учеников. Часть функций учителя выполняет ЭСОН, например: сообщает тему, цель, порядок проведения занятия; контролирует и оценивает знания; выдает информацию о правильности ответа; фиксирует результаты опроса и передает эти сведения ученику и учителю. Использование средств ИКТ способствует дифференциации и индивидуализации обучения, повышению его эффективности и качества.

К настоящему времени разработано большое количество обу­чающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются на уроках информати­ки в школе. Эти системы могут использоваться в учебной деятель­ности как средство для поиска и изучения необходимой инфор­мации, отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, проверки знаний и умения обучаемых.

Моделирующие программы позволят обучаемым не только наблюдать и изучать явления и процессы, но и исследовать их. В некоторых программах в ходе занятия обучаемый имеет воз­можность внести изменения в условия протекания процесса, провести анализ полученной компьютерной модели и количест­венные измерения, решить задачи выбора оптимальных параме­тров. В процессе данной работы обучаемый проводит экспери­мент и интерпретирует его результаты. Желательно, чтобы в программе предусматривалась возможность многократного по­вторения учебного материала, проигрывания анимации, прове­дения расчетов, возможность выбора учеником индивидуально­го темпа работы на занятии. В ходе занятия необходимо преду­смотреть:

• выбор индивидуального режима и темпа работы обучаемого в зависимости от его уровня,

• информационное взаимодействие между учителем, учеником и системой;

• управление учебной деятельностью;

• поиск, хранение, накопление и представление разного рода информации при использовании баз данных, средств телекомму­никации и связи;

• наглядность учебного материала за счет компьютерной визу­ализации изучаемого объекта и его составных частей, моделиро­вания или имитации разного рода объектов, процессов с помощью средств компьютерной графики и анимации;

• автоматизирование контроля и диагностики знаний, умений, навыков.

Применение средств ИКТ на уроках информатики повышает наглядность изложения изучаемого материала, автоматизирует процессы контроля знаний, стимулирует самостоятельную дея­тельность учащегося, обеспечивает поиск и переработку различ­ной информации, позволяет индивидуализировать и дифферен­цировать обучение.

5.3.Использование интерактивной доски и ее программно-аппаратных средств на уроках информатики

В последнее время в школах стали закупать интерактивные доски, образовательный потенциал которых пока не известен широкому кругу педагогической общественности. Поэтому мы рассмотрим основные аспекты использования интерактивной доски и ее программно-аппаратных средств в учебном процессе.

Работа с интерактивной доской позволяет учителю использо­вать уже существующие программные продукты для образования, совершенствовать их за счет новых возможностей, достаточно быстро создавать педагогические приложения различного назна­чения.

Интерактивная доска — это поверхность, на которую можно проецировать экран монитора с помощью проектора, причем это чувствительная поверхность, которая позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключенного к интерактив­ной доске, так же как мышью. Существует два основных типа интерактивных досок: твердые и мягкие. Твердые интерактивные доски имеют твердую намагниченную поверхность за экраном и предполагают использование специальных ручек. Мягкие интер­активные доски имеют упругую мембрану, по поверхности кото­рой тоже можно рисовать или писать пальцем либо специальной ручкой. Все, что можно показать на мониторе компьютера, может быть спроецировано на интерактивную доску. Изменения, кото­рые вносит пользователь в ходе работы с доской (рисование, надписи, перенос картинок и др.), пересылаются на компьютер и могут быть сохранены и использованы на последующих уроках. Применение технологии мультимедиа при работе с интерактивной доской достигается за счет подключения к компьютеру колонок и DVDвидеопроигрывателя, все эти средства мультимедиа могут быть объединены в одно целое. Если интерактивная доска под­ключена к Интернету, то учитель в ходе урока может представлять на доске Webсайты, работать с распределенными образователь­ными ресурсами в режиме реального времени. Специальные

программные средства и инструменты (компьютер, проектор, специальные цветные ручки для рисования, аудиоколонки, кла­виатура, мышь и устройства для голосования), которые прилага­ются к большинству интерактивных досок, создают разнообразные возможности для совершенствования методики проведения заня­тий. Рассмотрим некоторые основные программноаппаратные средства (приложения) интерактивной доски.

Обычный, или графический, планшет

Беспроводное оборудование, имеющее почти такой же размер, как лист бумаги формата А4, позволяет управлять интерактивной доской из любого места в классе. Это может делать учитель или ученик, держа планшет и используя специальную ручку. В этот момент курсор на интерактивной доске движется точно так же, как на планшете. Преимущество использования планшета за­ключается в том, что учитель может находиться в любом месте класса, контролируя все функции интерактивной доски. К тому же планшет позволяет ученикам, которые не хотят идти к доске или не могут физически работать с интерактивной доской, при­нимать участие на всех этапах урока.

Планшет для ПК

Используя беспроводные соединения для передачи данных спланшета на компьютер, подключенный к интерактивной доске, учитель может отображать информацию на экран доски сразу снескольких ученических планшетов, установленных в любом месте класса.

Дистанционная клавиатура

Используя дистанционную клавиатуру, учитель или ученики могут вводить текст в компьютер с любого места в классе. Кла­виатура подключена к компьютеру беспроводной связью, и на­бранный текст отображается на интерактивной доске. Это очень практично, когда нужно задействовать письменную речь, и уче­ники могут делать заметки прямо на интерактивной доске во время обсуждения в классе.

Дистанционная мышь

Этим беспроводным устройством, также известным как гиро мышь, можно управлять работой компьютера, к которому под

ключена доска из любой точки класса, причем мышь может управлять действиями на экране, перемещаясь как по твердой поверхности, так и по воздуху. Пользоваться дистанционной мы­шью можно с любого места в классе.

Устройства для голосования

Устройства для голосования позволяют учителям спрашивать и получать ответы на вопросы в электронном виде. Это могут быть вопросы с выбором ответов, или с отбором свойств чеголибо, или с выбором степени вероятности верного ответа. Некоторые устрой­ства для голосования позволяют вводить несколько ответов. Учи­тель может спросить, понимают ли ученики материал и можно ли двигаться дальше. Так как ученики голосуют анонимно, они не боятся попросить дополнительное время на размышление.

Результаты голосования мгновенно отображаются на дисплее интерактивной доски, позволяя сразу решать возникшие пробле­мы. Некоторые программные средства позволяют проводить более подробный анализ результатов, чтобы предоставить помощь тем ученикам, у которых результаты ниже среднего.

Диджитайзер (digitizer)

Диджитайзер — это средство, сделанное по типу накладного проектора, которым можно увеличивать непрозрачные объекты. Он позволяет увеличивать и отображать любой маленький пред­мет на интерактивной доске. Например, учитель может открыть книгу и поместить ее на диджитайзер. Страница ясно отобразит­ся на доске, ее можно записать в память компьютера в цифровом формате. Используя соответствующие программные средства, на изображениях можно помещать комментарии и сохранять их.

Технология видеоконференции

Компьютер с Webкамерой (webcam) позволяет вести видео­конференцию во время урока. Можно установить связи с людьми, находящимися вне класса, и отобразить прямой эфир на интер­активной доске. Технология видеоконференции позволяет «экс­пертам» участвовать в уроке (например, установив связь со спе­циалистом, который может ответить на вопросы учеников из лаборатории, музея или другой страны). Видео можно сохранить и позже показать еще раз на уроке, используя интерактивную доску, чтобы проанализировать и вспомнить то, что было сказа­но во время интервью.

Цифровые базы данных

С развитием цифровых технологий развиваются базы данных (банки ресурсов), в которых можно найти и скачать короткие видео или аудиозаписи, а затем представить их на уроке. Про­водя поиск материалов в Интернете, учитель может потратить много времени и в конце концов ничего не найти, тогда как в легкодоступных источниках, специально созданных для конкрет­ного урока и размещенных в локальной сети школы, это сделать очень просто.

Рассмотрим методические подходы к обучению с использова­нием интерактивной доски и ее программноаппаратных средств на примере предмета «Информатика и информационные техно­логии». Выделим уникальные возможности интерактивной доски, благодаря которым ученики говорят, что уроки с использованием интерактивной доски в целом более увлекательны, чем обычные уроки. Однако не все учителя знают о том, как применять про­граммные средства интерактивной доски на уроках.

В табл. 5.2 приведена краткая информация, относящаяся к использованию возможностей программных средств интерактив­ной доски на уроках. Применяя эту информацию, учителя могут реализовать на практике новые мысли, идеи, связанные с ис­пользованием интерактивной доски и ее программноаппаратных средств, разработать более эффективные методики применения новых средств обучения на уроках информатики.

Таблица 5.2

Наши рекомендации