Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 5 страница

Результатом проектной деятельности на уроке информатики могут быть сайты, презентации по различным темам курса «Ин­форматика и информационные технологии», тесты, созданные в приложениях MS PowerPoint, MS Excel и других, небольшие ани­мационные ролики и т.д.

Выделим основные этапы организации и проведения учебного телекоммуникационного проекта.

1. Планирование — выбор темы проекта и его длительности. Распределять учащихся по группам следует с учетом психологи­ческой совместимости, групповых и межличностных взаимоот­ношений.

2. Основной этап:выделение этапов проведения работы (ана­лиз, обобщение, выводы, заключение, оформление результатов); определение исходных данных, информации, необходимой ДЛ*выполнения проекта; распределение ролей в группе; уточнение учащимися поставленной задачи для группы и для каждого лично, получение при необходимости рекомендаций учителя; создание проекта (консультант — учитель или наиболее подготовленные учащиеся); подготовка к защите проекта.

3. Защита проекта — защита телекоммуникационного проекта, которая может проходить в виде круглого стола, семинара.

Презентация проекта может быть выложена на сайт или разослана учителю или ученикам. При анализе проектов учитель и участники отмечают удавшиеся и неудавшиеся стороны проектов; результаты работы над проектом объявляются в классе. Общая оценка за проект складывается из оценки деятельности учащегося в ходе работы над проектом и качества работы, оценки публичной защиты. Можно использовать рейтинговую оценку, которая формируется из оценок учителя, одноклассников и самого ученика. ° Критериями оценки качества проекта являются актуаль­ность темы и предлагаемых решений; практическая направлен­ность, значимость работы; объем и полнота разработок; творче­ский подход; оригинальность раскрытия темы; аргументирован­ность и убедительность предлагаемых решений, подходов, выводов; качество оформления работы. При работе над проектом нужно уделять внимание эффективному использованию стимулов, сочетать количественную и качественную оценки достижений группы учеников и каждого учащегося.

Выделим положительные аспекты использования метода теле­коммуникационных проектов:

• увеличение доли самостоятельной работы, выполняемой учащимися в процессе поиска и анализа информационных ресур­сов сети Интернет и традиционных источников информации;

• активизирование и интенсифицирование процессов сбора, обработки, передачи научно-педагогической, учебной, методиче­ской информации, что способствует формированию общеучеб­ных умений и навыков, умения планировать и организовывать работу;

• развитие познавательного интереса к предмету и усиление заинтересованности и мотивации за счет того, что учащиеся уде­ляют больше внимания процессу созидания, у них возникает интерес к решению проблемных ситуаций;

• стимулирование интеллектуальной активности учащихся, что Достигается с помощью определения целей изучения и примене­ния материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработ­ку и организацию учебного материала;

• развитие способностей учащегося, формирование личностных качеств (самостоятельности, творчества, ответственности перед группой), социальных и коммуникативных качеств; • установление эффективных коммуникаций между учителем и учеником позициях равноправного партнерства, развитие процесса взаимопомощи учеников в учебной группе, учителей и и учеников - роль учителя становится менее авторитарной, он больше сосредоточен на помощи ученикам. Учителю следует творчески подходить к организации учебного процесса.

Планируя проведение телекоммуникационного проекта, определяя место проекта в учебном процессе, необходимо предусмотреть организацию тематического и обобщающего повторения конце учебного года. В ряде случаев работа над проектом может сопровождаться изучением нового учебного материала.

Реализация возможностей технологии телекоммуникации системе образования видоизменяет форму и структуру информационного взаимодействия участников процесса обучения. Анализ опыта организации и проведения учебных телекомму никационных проектов в отечественной и зарубежной педаго гической практике позволяет сделать вывод о том, что, во -первых, в ходе работы над проектом происходит активизация познавательной деятельности учащихся, развиваются способ­ности и навыки обучения и самообучения, расширяется инфор­мационное взаимодействие между различными категориями учеников, учителей, ученых, специалистов, в этот процесс во­влекаются все новые ученики и учителя; во-вторых, использова­ние средств коммуникационных технологий в реальном учебном процессе улучшает подготовку обучаемых к жизнедеятельности в информационном обществе; в-третьих, средства телекоммуника­ции становятся эффективным инструментом познания окружаю­щего мира, вместе с ними в систему образования приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мыш­ления.

2.4.Технологии мультимедиа и телекоммуникации как средств для реализации активных методов обучения информатике

Рассмотрим вопросы использования коммуникационных тех­нологий как средств для реализации активных методов обуче­ния.

В соответствии с предложенной Е. Я Голант классификацией методов по уровню активности учащихся методы обучения под­разделяют на активные и пассивные. Активные методы предпо­лагают самостоятельную работу обучаемых, при пассивных мето­дах учащиеся только слушают и смотрят.

Активизация учебной деятельности может быть рассмотре­на как деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обу­чения, которые способствуют повышению интереса, самостоя­тельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом при­менении.

Компьютер предоставляет учителю возможности для активно­го вовлечения в обучение всех учеников, способствует мобилиза­ции их творческих сил, создает условия для формирования ис­следовательских навыков. Учебный процесс следует организовать таким образом, чтобы обучаемый мог самостоятельно овладеть комплексом знаний, умений, навыков, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопреде­ляться в окружающем мире, ощутить свое собственное «я», на­учиться управлять собой и обстоятельствами, уметь самообучать­ся и самосовершенствоваться.

Рассмотрим основные формы обучения с использованием активных методов.

Урок-дискуссия

Цель — рассмотрение большого количества обсуждаемых проблем и точек зрения, представляемых участниками заня­тия.

Алгоритм:

• обоснование выбора темы или вопроса;

• уточнение условий дискуссии;

• выделение основных моментов обсуждения проблемы;

• организация обсуждения проблемы — спора.

Урок - соревнование

Цель — обобщение знаний, проверка навыков и умений, развитие познавательного интереса и активности. Алгоритм:

• подготовительный этап;

• игра;

• подведение итогов.

Урок—деловая игра

Цель — поиск решения некоторой проблемы, которая смо­делирована участниками (каждому участнику отведена опреде­ленная роль).

Алгоритм:

• знакомство с реальной ситуацией;

• построение имитационной модели;

• создание игровой проблемной ситуации;

• постановка перед командами главной задачи, уточнение их Роли в игре;

• вычленение необходимого теоретического материала;

• разрешение проблемы;

• реализация принятого решения;

• обсуждение полученных результатов, коррекция;

• анализ результатов.

Урок—ролевая игра

Цель — усвоение тактики нахождения эффективного решения (алгоритма) поставленной проблемы, стиля поведения. Алгоритм:

• ввод различных ролей (например, оппонент, логик, эксперт, пессимист, оптимист);

• решение ситуации согласно выбранной роли;

• подведение итогов.

Интегрированный урок

Цель — усиление межпредметных связей и мотивации. Алгоритм:

• постановка междисциплинарной проблемы;

• актуализация межпредметных связей;

• решение проблемы с позиций разных предметов;

• выводы.

Урок- консультация

Цель — ликвидация пробелов, обобщение материала, раз­витие умений. Алгоритм:

• формулировка вопросов;

• решение задач.

Коллективный тренинг

Цель — формирование культуры ведения научного спора, развитие способности аргументированного изложения точки зре­ния по проблеме, отстаивание своей позиции.

Алгоритм:

• постановка ученика в ситуацию, в которой учебное знание ориентировано на решение практико-ориентированных задач;

• имитация деятельности по определенному сценарию, вклю­чающему в себя описание структуры и назначение моделируемых процессов.

Урок- экскурсия

Цель — обогащение знаний, установление кросс-функцио­нальных связей, развитие творческих способностей. Алгоритм:

• восприятие особенностей объектов изучения, первичное осознание информации; . обобщение.

Завершая краткий анализ форм обучения с использованием активных методов, рассмотрим, к чему приводит применение средств ИКТ в учебном процессе.

Активизация деятельности обучаемого в процессе обучения с использованием возможностей средств ИКТ обеспечивается за счет применения следующих методов, форм, средств и приемов.

1.Улучшение наглядности за счет применения технологий мультимедиа и гипермедиа, позволяющих сочетать зрительную наглядность со слуховой, применять видео, анимацию. Исполь­зование средств компьютерной графики и анимации позволяет моделировать сложные явления и процессы (например, передачу информации в сетях), имитировать работу сложноорганизованных систем (например, работу процессора), осуществлять аудиосо-провождение учебной информации.

2. Обеспечение оперативной обратной связи в ходе интерак­тивного диалога между учителем, учеником и средством обучения; улучшение методов контроля и оценки знаний.

3. Повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера.

4. Моделирование, наблюдение, анализ и изучение моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию У обучаемых умения принимать решения в экстремальных ситуа­циях; активизация творческих возможностей; развитие навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, на­глядно-действенного, наглядно-образного и творческого мышле­ния; формирование информационной культуры.

5. Улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовлен­ности обучаемых, способствует развитию творческого мышления.

6. Реализация проблемного обучения в «интеллектуальных» обучающих программах, что позволяет осуществлять, во-первых, Моделирование проблемных ситуаций для выполнения трениро­вочных упражнений, развивающих и закрепляющих навыки ос­ваиваемой деятельности; во-вторых, последовательное наращи-

вание умственных и психологических нагрузок, рефлексивное управление учебной деятельностью.

7. Создание условий для самостоятельного приобретения обучаемыми большей части знаний в процессе самостоятельного поиска, извлечения и систематизации информации, что позволяет учащимся удовлетворить потребности в свободе выбора, действий и поступков, формирует у обучаемых ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого, формирует психологическую, теоретическую и практическую готовность обучаемых к саморазвитию и самообразо­ванию.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения технологий гипертекст, мультимедиа и гипер­медиа.

2. Чем отличаются технологии мультимедиа от технологий гиперме­диа?

3. Перечислите основные возможности мультимедиа обучающих си­стем.

4. В чем заключаются особенности технологии телекоммуникаций? Как можно использовать коммуникационные технологии для активиза­ции познавательной деятельности обучаемых?

5. Чем отличаются синхронные средства общения от асинхронных?

6. Опишите виды телекоммуникационной деятельности, которые могут быть использованы в ходе проведения учебного телекоммуника­ционного проекта.

7. Как влияет использование технологии телекоммуникаций в учеб­ной и воспитательной деятельности на активизацию деятельности обу­чаемого?

8. Приведите примеры организации деятельности учащихся на уро­ках информатики в условиях использования возможностей средств те­лекоммуникаций .

9. Каким образом проведение телеконференций активизирует по­знавательную активность обучаемых?

10. Приведите типологию телекоммуникационных проектов по раз­ным критериям.

11. В чем сущность метода проектов? Опишите основные этапы про­ведения образовательных и учебных проектов. Как реализуется метод проектов на базе средств информационных и коммуникационных тех­нологий?

12. Приведите примеры проведения семинаров и круглых столов с использованием средств коммуникационных технологий.

13. Каким образом применение мультимедиа и коммуникационных технологий позволяет реализовывать активные методы обучения ин­форматике?

14. На материале конкретного урока по информатике покажите пути активизации учащихся при использовании средств ИКТ.

15. Какие возможности технологий гипертекст, мультимедиа и ги­пермедиа и телекоммуникаций следует применять при изучении инфор­матики?

Глава 3

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Электронные средства учебного назначения, их состав и типология

Отечественный и зарубежный опыт применения электронных средств учебного назначения в учебном процессе позволяет утверж­дать, что повышения эффективности и качества обучения в усло­виях использования этих средств можно добиться только тогда, когда учитель знаком с уникальными возможностями этих средств, умеет создавать собственные педагогические приложения, находить и грамотно оценивать электронные образовательные ресурсы.

В этом случае в процессе обучения наблюдаются индивидуа­лизация и дифференциация обучения, учет психофизиологиче­ских особенностей обучаемых, развитие интеллектуальных спо­собностей обучаемых, повышение уровня эмоционального вос­приятия учебной информации за счет увеличения наглядности предоставляемого учебного материала; имеется возможность ви­зуализации сложных конструкций, деталей, машин, моделирова­ния и исследования разнообразных явлений и процессов.

Вопросы типологии программных продуктов для образования вызывают неутихающие дискуссии. Эта задача осложняется боль­шим разнообразием подходов к определению одних и тех же по­нятий, поэтому названия некоторых программных продуктов не всегда правильно отражают их содержание.

Рассматривая вопрос типологии программных продуктов, пред­назначенных для образования, отметим, что с момента создания программных средств для учебного процесса и до настоящего вре­мени в педагогической литературе употреблялись следующие по­нятия для обозначения подобных программ (программных систем): «обучающие программы», «компьютерные обучающие программы», «автоматизированные обучающие системы», «автоматизированные учебные курсы» и «педагогические программные средства».

В настоящее время чаще всего употребляются понятия «про­граммные средства учебного назначения», «электронные средства

(издания) учебного (образовательного) назначения», «электрон­ные учебники», «информационные ресурсы образовательного назначения» и т.д.

Программное средство учебного назначения

Прежде чем выделить особенности и состав современных электронных средств учебного назначения, рассмотрим класси­фикацию более простых по назначению и содержанию программ­ных средств, которые могут быть созданы учителями и с успехом использованы в учебном процессе.

Программным средством учебного назначения будем называть программное средство, в котором отражается некая предметная область, в той или иной степени реализуется технология ее изучения. Применение программных средств в учебном процессе обеспечивает условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Приведем типологию программных средств по методическому назначению.

1. Обучающие — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Программы называются обуча­ющими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.д.).

2. Программные средства (системы) — тренажеры — пред­назначены для отработки разного рода умений и навыков, осу­ществления самоподготовки, повторения или закрепления прой­денного материала.

3. Контролирующие — предназначены для контроля (само­контроля) уровня овладения учебным материалом.

4. Информационные (информационно-поисковые программ­ные системы, информационно-справочные программные средст­ва) — предоставляют пользователю возможность выбора, вывода, сохранения информации; формируют умения и навыки по систе­матизации информации.

5. Имитационные — представляют определенный аспект ре­альности для изучения его структурных или функциональных характеристик; позволяют имитировать протекание различных явлений и процессов, работу агрегатов и машин.

6. Моделирующие — позволяют моделировать объекты, явле­ния, процессы в целях их исследования и изучения. Спектр реа­лизации такого рода программ достаточно широк. В последнее

ремя создаются различные программы, позволяющие моделиро­вать реально протекающие явления и процессы с возможностью задания и изменения начальных и граничных условий, проведения замеров физических величин, обработки результатов замеров и построения на экране компьютера графиков, диаграмм и таблиц. Существуют программы, позволяющие конструировать реальные или виртуальные объекты в двух- или трехмерном пространстве, задавать перемещения, изменять параметры и формы объектов во времени и в пространстве. Современные программы позволя­ют моделировать и визуализировать явления и процессы, протека­ющие в сложных системах или агрегатах при высоких или низких температурах, слишком быстро или медленно.

Основная цель компьютерного моделирования — изучение разнообразных явлений, закономерностей их протекания с вне­сением изменений в последовательность работы системы, про­ведением замеров необходимых данных и их последующей об­работкой. В некоторых моделирующих программах предусматри­вается возможность продвижения в глубь экрана, наглядное представление на экране компьютера процесса или явления в развитии, во временном и пространственном движении (напри­мер, исследование работы компьютера, зависимость скорости обработки информации от характеристик компьютера).

7. Демонстрационные — позволяют визуализировать изучае­мые схемы, чертежи, объекты, их составные части во всевозмож­ных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутрен­них взаимосвязей составных частей; обеспечивают наглядное представление учебного материала и графической интерпретации исследуемой закономерности. К настоящему времени созданы программы для демонстрации инструкций, правил техники без­опасности и др.

8. Расчетные — предназначены для автоматизации различных расчетов.

9. Учебно-игровые программные — предназначены для «про­игрывания» учебных ситуаций (например, в целях формирования умений принимать оптимальное решение или выработки опти­мальной стратегии действия).

10.. Игровые (программные средства для досуга, развиваю­щие память, реакцию, внимание) — используются для органи­зации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе.

Иногда между перечисленными ранее типами средств учебного назначения нельзя провести четкую границу. Так, все они реали­зуют (в различной степени) функции обучения, поскольку при работе с этими средствами происходит развитие интеллекта уче­ника. Однако использование учителями именно этой типологии

позволяет избежать многих недоразумений. Ведь именно основы­ваясь на этой типологии, учитель создает свои собственные про­граммные средства и использует их в учебном процессе. Учителю сложно конкурировать с медиафирмами в аспекте реализации в авторских программах всего спектра возможностей технологий мультимедиа, гипермедиа и телекоммуникации, однако использо­вание именно этих программ зачастую позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Электронные средства учебного назначения

Электронное средство учебного назначения представляет собой комбинацию двух или нескольких программных средств учебно­го назначения и, следовательно, позволяет расширить использо­вание возможностей средств ИКТ в учебном процессе.

Электронным средством учебного назначения (элек­тронным изданием учебного назначения) будем называть учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей:

• предоставление учебной информации с привлечением средств технологий гипертекст, мультимедиа, гипермедиа;

• осуществление обратной связи с пользователем при ин­терактивном взаимодействии;

• контроль за результатами обучения и продвижения в учебе;

• автоматизация процессов информационно-методиче­ского обеспечения учебно-воспитательного процесса и ор­ганизационного управления учебным заведением.

Электронным средством учебного назначения можно называть компьютерный тест, электронную энциклопедию, информацион­ную систему и т.д. Важнейшими функциями электронных средств образовательного назначения (ЭСОН) являются предоставление Учебной информации, контроль за результатами обучения, воз­можность многократного повторения учебного материала, опытов и экспериментов. Как следует из определения, электронные сред­ства учебного назначения представляют собой программные про­дукты, созданные с привлечением профессиональных програм­мистов. Эти программы разрабатываются специально для учебных Целей и могут быть не только реализованы на жестких носителях, CD-ROM, DVD, различных дискетах, но и распределены в ло­кальной или глобальной сети на специальных образовательных сайтах.

Электронные учебники

Электронным учебником называют программную реализацию информационной системы комплексного назначения, которая реализует в той или иной мере дидактические возможности средств ИКТ. Как правило, электронный учебник состоит из большего или меньшего числа статей, расположенных авторами по тематическому принципу. Тематический доступ к статьям до­полняется хронологическим доступом, который позволяет вы­бирать год из списка или на «оси времени»; в итоге появляется перечень событий, относящихся к этому году. Существует еще один доступ — топологический.

Топологический доступ осуществляется следующим образом. На карте или схеме выбирается определенная область или точка, щелчком мыши вызывается список связанных с данной областью или точкой статей. Иногда авторы используют еще одну классифи­кацию — по типу информационной среды (текст, графика, звук или видео). Почти во всех электронных учебниках имеется орга- низованная тем или иным образом система словесного поиска.

Входящая в электронные средства учебного назначения и электронные учебники информация может быть представлена в разном виде: текст, гипертекст, графика, анимационные ролики, аудио- и видеоинформация. Гипертекстовая структура программы позволяет пользователю продвигаться в глубь экрана, переме- щаться по произвольной траектории из одного раздела в другой, концентрируя внимание на нужной информации, осуществлять произвольный выбор последовательности ознакомления с инфор-мацией.

Электронные книги условно можно подразделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие.

Энциклопедические электронные книги (учебники) содержат большой объем информации по определенной тематике.

Информационные электронные книги (учебники) содержат не столь обширную информацию, причем эта информация носит более целенаправленный характер. Подобные продукты обычно используются в реальном учебном процессе в качестве хорошо иллюстрированного дополнительного справочного пособия.

Обучающие электронные книги (учебники) могут быть ис- 1 пользованы в процессе обучения любой дисциплине. К ним иногда относят мультимедиа-книги (организованы линейно) и гипермедиа-книги (организованы нелинейно).

В экзаменующих электронных книгах (учебниках) имеется обычно три существенных компонента: банк вопросов (задач), модуль тестирования и экспертная система для анализа и оценки

ответов. Такие программные продукты получили широкое рас­пространение в реальном учебном процессе.

Учителю следует знать, что электронный учебник на лазерном диске может использоваться как для самообразования, так и для методического обеспечения какого-либо курса (точно так же, как и обычный бумажный учебник). Электронные учебники, которые используются как для самообразования, так и для обучения в классе, должны быть универсальными, т. е. полными по содержа­нию, информативными, иметь понятный и удобный интерфейс. Такой учебник может быть использован в учебном процессе как учителем, так и учеником.

Электронным учебником довольно часто и не всегда обосно­ванно называют традиционный учебник, снабженный дискетой с задачами, упражнениями и компьютерными моделями изучае­мых явлений.

Такая форма книги представляет бесспорный интерес, по­скольку позволяет значительно улучшить навыки практического применения учащимися полученных теоретических сведений.

Это достигается с помощью программы, реализующей функ­цию бесконечно терпеливого учителя, который исправляет ошиб­ки ученика, возникающие в процессе решения задачи, на что трудно рассчитывать в реальном учебном процессе.

Трудность практической реализации электронных книг в учеб­ном заведении вызвана тем, что эти программные продукты предназначены в основном не для проведения занятий в классе, а для самостоятельного обучения.

Эти сложности обусловлены в первую очередь тем, что совре­менные электронные учебники, созданные ведущими отечествен­ными медиафирмами, содержат большое количество дополни­тельной информации и поэтому с трудом вписываются в канву реального учебного процесса.

Как показывает отечественная и зарубежная практика, широ­кое распространение электронные учебники, электронные сред­ства учебного назначения получают только тогда, когда они жестко привязаны к учебной программе. Досадное несоответствие между школьным учебником и электронным учебником, а глав­ное — отсутствие детально проработанных методических реко­мендаций для учителя по его использованию в учебном процессе (желательно, чтобы это было поурочное планирование) не вы­зывает энтузиазма у учителей. Учителя крайне редко применяют подобные программы на уроках.

Расширение использования электронных учебников в школах станет возможно только тогда, когда эти учебники станут частью современного учебно-методического комплекса. Состав подобных комплексов был рассмотрен ранее (см. рис. 1.1).

Информационные ресурсы образовательного назначения

Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 5 страница - student2.ru Понятие «информационные ресурсы образовательного назна­чения» является собирательным понятием. Информационные ресурсы образовательного назначения можно подразделить на распределенные и локализованные ресурсы (рис. 3.1).

Распределенные информационные образовательные ресур­сы — это ресурсы, которые распределены в локальной или гло­бальной сети и могут быть доступны многим пользователям од­новременно.

Локализованные информационные образовательные ресур­сы — это электронные издания образовательного назначения, которые издаются, записываются на жестких носителях, CD-ROM, DVD, различных дискетах. В эти издания уже сложно внести дополнения, изменения, коррективы.

Перспективы

Одним из направлений развития программных продуктов для образования является создание программно-аппаратных систем и комплексов, позволяющих управлять действиями реальных объ­ектов, устройств, роботов.

Такие комплексы позволяют моделировать работу реальной системы, агрегата, машины с возможностью руководства этой работой и снятия показаний специальных датчиков, сопрягаемых с компьютером.

Полученные данные обрабатываются системой, на экране компьютера строятся таблицы, диаграммы и графики.

В настоящее время ведутся активные работы по созданию сле­дующего поколения электронных средств учебного назначения, которые позволят, во-первых, реализовать в создаваемых про­граммных продуктах возможности интерактивной доски, обеспечив тем самым новые условия для творчества как учителей, так и уче­ников; во-вторых, расширить использование в учебном процессе образовательных ресурсов Интернета, в том числе за счет наличия в электронных средствах образовательного назначения гиперссылок на специализированные образовательные порталы и сайты Интер­нета. На этих порталах можно получить дополнительную инфор­мацию по изучаемой дисциплине, новые примеры, задачи и за­дания. Это позволяет организовать разнообразные формы деятель­ности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний. Информация на порталах постоянно обновляется и до­полняется, в то время как изданные на CD-ROM программы, как правило, уже не подлежат изменениям и модернизации.

Наши рекомендации