Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 1 страница

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.В.ПАНЮКОВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Информатика»

УДК 681.518(075.8) ББК 74.202.5я73 П16

Рецензенты:

зам. директора Института информатизации образования Российской академии образования по учебно-методической работе, д-р пед. наук, канд. техн. наук, проф., заслуженный работник высшей школы РФ О.А.Козлов; ст. науч. сотр. ИСМО РАО, гл. ред. науч.-методического журнала «Информатика и образование», д-р пед. наук, проф. А. Ю. Кравцова

Панюкова СВ.

П16 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Панюкова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.

ISBN 978-5-7695-5705-7

Рассмотрены аспекты глобального процесса информатизации образо­вания. Представлены дидактические, психолого-педагогические и методи­ческие основы применения информационных и коммуникационных тех­нологий для решения задач обучения и образования. Обобщен отечественный и зарубежный опыт практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности обучаемого с помощью указанных технологий. Изло­жены современные подходы к созданию и использованию средств инфор­мационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Основное внимание уделено наиболее важным теоретическим и практическим аспектам оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий в общеоб­разовательных учреждениях.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 681.518(075.8) ББК 74.202.5я73

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многих учителей в настоящее время интересуют вопросы ис­пользования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Техника и технологии, которые развивались после появления книгопечатания, не ока­зывая особого влияния на систему образования, неожиданно стали влиять на педагогические технологии, не всегда адекватно трансформировать формы и методы обучения. Использование возможностей этих технологий приводит к изменению традици­онных методик обучения всем предметам, внесению коррективов в педагогическую теорию и практику, поиску новых моделей об­разования.

Основная цель данного учебного пособия — объяснить, что компьютер — друг и помощник учителей и учеников. Конечно, в одной книге невозможно описать все многообразие инновацион­ных процессов, поэтому здесь рассмотрены важнейшие аспекты глобального процесса информатизации образования, а также наиболее значимые теоретические и практические аспекты ис­пользования современных средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя.

Основное внимание уделяется описанию возможности при­менения современного оборудования и программного обеспече­ния на уроках информатики, методики создания учителями электронных средств учебного назначения и их использования на Уроках и во внеурочной деятельности.

В данном учебном пособии представлен список семинарских и лабораторных занятий, которые рекомендуется проводить в рамках дисциплины «Использование ИКТ в образовании» (Приложении 1).

В ходе лабораторных и семинарских занятий студенты смогут ознакомиться с современными приемами и методами использо­вания средств ИКТ в учебной и внеучебной деятельности.

У некоторых педагогов вызывают беспокойство стремительное Развитие компьютерной техники, распространение систем авто­матизации управления учебным заведением, расширение спектра электронных средств образовательного назначения, лавинообраз­ное информационное наполнение Интернета. Прежде всего учи-

теля беспокоит не столько трансформация методики обучения,

сколько возможность замены его на электронного педагога, ко­торый будет беспристрастно «закачивать» знания в головы уча­щихся. Пессимисты говорят даже о возможности увольнения преподавателей и закрытия традиционных учебных заведений.

Постараемся развеять мрачные прогнозы.

Во-первых, «умные» технологии нуждаются в умных людях. В странах с более высоким уровнем информатизации, где техно­логии широко используются во всех сферах жизни общества, возрастает и роль педагога. Именно педагог становится штурма­ном в океане знаний, сохраняющим и передающим информацию в потоке стремительно развивающихся технологий. У учителя по­является больше свободного времени для индивидуальной рабо­ты с учащимися. Многие педагоги отмечают, что их профессио­нальная деятельность в условиях широкого использования воз­можностей современных технических и аудиовизуальных средств становится более интересной, творческой.

Во-вторых, уровень информатизации общества определяет уровень и темпы развития науки и технологии, а следовательно, экономическое и социальное будущее страны. С одной стороны, в таком обществе высокий уровень образования перестает быть привилегией элитарных слоев и становится доступным большей части населения. С другой стороны, каждому активному члену общества необходимо постоянно работать над повышением сво­ей квалификации самостоятельно либо получать дополнительное образование, что неизбежно приводит к увеличению числа обу­чаемых в учреждениях образования разного уровня и, как след­ствие, к увеличению числа педагогов. Поэтому опасения, касаю­щиеся сокращения числа педагогов в учебных заведениях, совер­шенно не обоснованы.

Сочетание теоретической и практической составляющих по­зволит сформировать компетентность в области использования возможностей современных средств ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя информатики.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, об­разования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно-технического и общественного прогресса.

Процесс информатизации общества затрагивает жизненные интересы всех членов общества. Информатизация активно про­никает во все сферы социальной практики. Вместе с тем система отечественного образования значительно отстает в понимании и принятии этих тенденций. Приведем лишь несколько причин этого отставания.

Первая причина вызвана тем, что современная педагогика не использует на должном уровне достижения смежных наук: со­циологии, психологии, возрастной физиологии, теории управле­ния. Вторая причина обусловлена тем, что в педагогической на­уке явно недостаточно изучены и реализованы на практике ди­дактические возможности современных средств ИКТ. Третья причина объясняется укоренившейся традицией усовершенство­вания практики обучения через индивидуальный опыт отдельных педагогов. Однако динамику развития процесса информатизации образования эти традиции явно не ускоряют.

Одним из приоритетных направлений информатизации со­временного общества является процесс информатизации обра­зования. Информатизация в сфере образования сопровождает­ся внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятель­ность педагогов и организацию управления учебно-воспитательным процессом.

Информатизация образования неизбежно приводит к транс­формации всех компонентов образовательной системы. Для того чтобы эта трансформация выражалась в совершенствовании Форм и методов обучения и воспитания, необходимо не только поставлять в школы современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательно­го назначения, но и организовать специальную подготовку ра-отников системы образования в области создания и использо-

вания средств информационных технологий в повседневной профессиональной деятельности.

Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что совре­менный учитель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, но и хорошо знать уни­кальные возможности ИКТ и уметь применять их в учебном про­цессе. Учитель информатики должен уметь использовать эти средства как в качестве объекта изучения, так и в качестве сред­ства обучения. Данные средства постоянно развиваются, поэто­му учитель информатики должен не только следить за развитием цифровых технологий, но и постоянно совершенствовать методы, средства обучения и способы организации практической и по­знавательной деятельности учащихся, реализуемые с использова­нием средств ИКТ; осваивать и использовать на практике авто­матизированные системы управления учебно-воспитательным процессом.

Современные обучающие системы позволяют учителю отка­заться от утомительных повторов информации и сосредоточить внимание на индивидуальной помощи обучаемым, решении задач гармоничного развития интеллектуальной и творческой состав­ляющих личности. Наибольшую ценность средства ИКТ в каче­стве средств обучения приобретают в руках квалифицированного, творческого педагога. Следовательно, роль учителя в этих усло­виях не только остается ведущей, но и становится более сложной. Данное обстоятельство обусловлено следующим:

• учителю требуется дополнительная подготовка, чтобы педа­гогически целесообразно использовать в учебном процессе но­вейшие средства информатизации и коммуникации;

• учителю следует владеть методикой эффективного использо­вания учебного времени в новых условиях;

• учитель должен уметь выбирать электронные средства учеб­ного назначения, подбирать для урока или самостоятельной ра­боты обучаемых учебный материал из распределенных ресурсов сети Интернет, разрабатывать методику проведения занятий с использованием этих средств;

• учитель должен уметь не только педагогически целесообраз­но использовать уже готовые электронные средства учебного назначения, программные пакеты и системы в учебном процессе, но и адаптировать и даже разрабатывать собственные.

Все это дает основание полагать, что о снижении роли учите­ля и упрощении его работы в новых условиях не может быть и речи.

Развитие технологий и их применение в учебном процессе потребует непрерывного профессионального самосовершенство­вания педагогов. Подготовка учителя в области создания и ис-

пользования средств ИКТ в образовании должна носить опере­жающий характер. Прежде всего это связано с тем, что педагогам необходимо «разговаривать на одном языке» с «продвинутыми» учащимися, чтобы усилия, направленные на достижение ими высокого уровня образования и подготовку к жизни в информа­ционном обществе, были не напрасны. Число разного рода учеб­ных и методических материалов, представленных на электронных носителях, постоянно увеличивается. Учитель должен следить за техническими новинками, знать о новых учебниках, учебных и методических пособиях, учебно-методических комплексах, уметь оценивать их качество и выбирать лучшие.

Информатизация образования влечет за собой изменения как в области технико-технологического обеспечения деятельности учителя информатики, так и в области физиолого-гигиенических аспектов этой деятельности. Ученые предполагают, что темпы развития технологий в следующее десятилетие будут, по крайней мере, соответствовать научному и технологическому прогрессу прошедшего десятилетия. Следовательно, можно прогнозировать неизбежное расширение использования в профессиональной деятельности любого специалиста различных средств информа­тики и информационных и коммуникационных технологий.

В связи с этим учителю информатики следует обеспечить такую базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать ему не только необходимый уровень информационной культуры члена современного общества, но и определенный уровень профессиональной подготовки.

Гл а в а 1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ

1.1 Цели и задачи дисциплины

В последнее время в нашей стране предпринимаются попытки изучения и активного распространения опыта учителей-новато­ров, которые используют в практической деятельности те или иные возможности средств ИКТ. Однако эти попытки не имеют особого успеха и большинство разработок исчезают бесследно, заменяются другими пробами и сопровождаются другими ошиб­ками. Еще К. Д. Ушинский писал, что заимствовать надо идею, а не факт и не явление. Педагогу-практику трудно самостоятельно обобщить факты и выделить основную идею, поэтому он заим­ствует ту или иную методику, методическую разработку. В резуль­тате развитие процесса информатизации идет опытным путем проб и ошибок.

Научный анализ разного рода инноваций в области информа­тизации образования показывает, что в них, как правило, ничего нового для науки нет. Учитель, не зная научных основ процесса информатизации образования, заново открывает ту или иную закономерность, то или иное условие успешности учебного про­цесса. Однако известно, что любая новая технология обучения должна быть научно обоснована, тогда как эмпирический опыт опирается обычно на личный опыт педагога.

Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к появлению и развитию новых направлений в теории педагогики. Педагогика и частные методики используют дидак­тические возможности современных технологий в новых прин­ципах построения содержания дисциплин, новых формах и методах обучения. Движение от достижений науки позволит ис­пользовать все условия, известные науке. Учитывая это обстоя­тельство, рассмотрим научные основы создания и применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Социальный заказ общества, находящегося на этапе инфор­матизации, требует от учителя информатики не только фундамен­тальных знаний, но и умения осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в условиях широкого использования возможностей ИКТ. Современный учитель — это учитель, готовый к педагогическим инновациям и способный использовать инно­вационные подходы в учебном процессе.

Информатика — один из немногих инновационных и востре­бованных предметов, делающих школу современной, приближен­ной к жизни и запросам общества. Результат обучения напрямую зависит от того, какие инновационные методы, приемы и средства ИКТ использует учитель на уроке. Особенно важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы богатый арсенал средств информатизации и коммуникации использовался на уроках ин­форматики не только в качестве объекта изучения, но и в качестве средства обучения. Уроки информатики должны стать истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения.

Цель дисциплины — сформировать у будущих учителей ин­форматики систему знаний, умений и навыков в области исполь­зования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании. Именно эти знания, умения и навыки составляют основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных техно­логий в учебном процессе.

Задачи дисциплины:

• раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагоги­ческих и методических основ применения информационных и коммуникационных технологий для решения задач обучения и образования;

• сформировать компетентность в области использования возмож­ностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;

• обучить учащихся использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работа­ющего в системе образования;

• ознакомить учителей с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учеб­ных занятий;

• развить творческий потенциал будущего учителя информа­тики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореали­зации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные средства ИКТ и уметь использовать их в своей про­фессиональной деятельности. Он должен:

• владеть методикой применения средств ИКТ в предметной области, знать приемы и методы организации всех видов учебной деятельности на базе этих средств;

• иметь представление о возможностях практической реализа­ции личностно ориентированного обучения в условиях исполь­зования мультимедиа-технологий, систем искусственного интел­лекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию вво­да, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

• уметь осуществлять информационную деятельность, связан­ную с накоплением, обработкой, продуцированием, транслиро­ванием, тиражированием информации различного вида (аудио­визуальной, статической, динамической, графической, стереоско­пической), в том числе представленной в виде мультимедиа-при­ложений в сетях;

• обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ, создания информационного ресурса нового поколения на базе технологий мультимедиа и те­лекоммуникаций с использованием инструментальных программ­ных систем,

• владеть навыками модификации и адаптации информацион­ного ресурса предметной области, представленного в виде элек­тронных средств учебного назначения, реализуемых на CD-ROM или в сети Интернет;

• уметь организовывать информационное взаимодействие на базе интерактивных программных средств (систем) как между отдельными пользователями в локальной сети учреждения, так и между учреждениями и организациями различных регионов и стран в глобальной информационной сети Интернет;

• владеть методикой педагогико-эргономической оценки средств информационных и коммуникационных технологий, ис­пользуемых в сфере образования;

• уметь применять системы автоматизации управления обра­зовательным учреждением.

1.2.Основные понятия и определения предметной области — информатизации образования

Информатизация общества и образования — неизбежная за­кономерность развития современной цивилизации, которая рас­пространяется на все страны мирового сообщества. Поэтому будущему учителю важно знать новую терминологию, основные закономерности развития этого процесса и результаты его воздействия на систему образования, понимать неизбежность по­стоянных изменений структуры образования, влияющих на сферу профессиональной деятельности учителя.

Появление новых программных, программно-аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации приво­дят к постоянной корректировке терминологии.

Скорость появления новых определений в области теории и практики информатизации общества и образования сопоставима со скоростью происходящих изменений.

В современном понимании информатизация общества пред­ставляет собой бурно развивающийся глобальный социальный процесс.

Информатизация — процесс широкого внедрения со­временных высокотехнологичных систем обработки и ис­пользования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллекту­ального потенциала общества в цифровом формате.

Доминирующим видом деятельности человека становится ин­формационная деятельность, осуществляемая на основе совре­менных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационная деятельность — деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отраже­нию, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих.

Отличительная особенность информационной деятельности с использованием современных средств ИКТ — скоростная пере­дача любых объемов информации, представленной в цифровом Формате.

Под воздействием процесса информатизации происходят кар­динальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной Деятельности человека, интеллектуализация трудовой деятельности, развитие всех сфер общественного производства, интеграция информационных технологий с наукой и производством и, как следствие, ускорение научно-технического прогресса.

Эти изменения столь масштабны и глубоки, что можно говорить о формировании принципиально новой информационной среды обитания человека, позволяющей использовать любому члену общества всю информацию открытых информационных систем.

Новое информационное окружение человека проявляется по­всеместно: в деловой сфере, сфере быта и отдыха, общественной и политической деятельности, образовании. Информация начи­нает обладать первостепенной значимостью не только в науке, производстве и образовании, но и в искусстве, сфере обслужи­вания, социальной сфере. Мощность и динамика роста инфор­мационных ресурсов общества таковы в настоящее время, что для их обработки необходимо применять современные средства ин­форматики и информационных технологий. Для передачи инфор­мации на расстояние создана всемирная глобальная информаци­онная сеть Интернет.

Происходящие в обществе изменения не могут не касаться и сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные средства учебного назначения, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.

Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки — информати­зация образования. Рассмотрим понятие «информатизация обра­зования» как область педагогического знания и как процесс.

Информатизация образования — новая область педагогиче­ского знания, которая изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.

Особое внимание в этой области педагогического знания уде­ляется вопросам разработки методических систем обучения, ос­нованных на широком использовании средств современных технологий, в целях подготовки обучаемого к жизни в информа­ционном обществе, развития его личностных качеств и интеллек­туального потенциала, повышения эффективности и качества образовательного процесса. Ведется активная работа по двум на­правлениям: совершенствование существующих педагогических технологий, в том числе форм, методов и средств обучения с по­мощью средств информатизации и коммуникации, и создание инновационных технологий на базе средств ИКТ. Если первое направление связано с повышением эффективности существу­ющей системы в условиях информатизации образования, то ак­тивное развитие второго направления определяется появлением новых форм и методов обучения, основанных на использовании современных технических и аудиовизуальных средств обучения, средств информатизации и коммуникации.

В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социаль­ные и коммуникативные способности в целях успешной адапта­ции к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Инновационные технологии обучения раздвигают рамки тради­ционной классно-урочной системы и основаны на использова­нии в учебном процессе новых средств обучения: экспертных и интеллектуальных обучающих систем, систем автоматизации управления учебным заведением и системой образования, рас­пределенного информационно-образовательного ресурса Интер­нета и т. д.

Рассмотрим понятие «информатизация образования» в качест­ве процесса, выделим его цели и задачи.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования реализуется в три эта­па. Первый этап — массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подклю­чение к сети Интернет. Второй этап — разработка учебно-мето­дических комплексов нового поколения. Третий этап — транс­формация традиционного образования.

Перечислим важнейшие цели процесса информатизации об­разования и рассмотрим их более подробно.

1. Реализация социального заказа современного общества.

2. Развитие личности обучающегося.

3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образова­ния.

В условиях постоянного роста числа людей, занятых в инфор­мационной сфере, первая и важнейшая цель информатизации образования — реализация социального заказа современного общества на подготовку молодого человека в области информа­тики, информационных и коммуникационных технологий.

Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и дея­тельности человека средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании новой информационной среды, в которой нам предстоит жить и работать в ближайшие годы. В учебном учреждении должны быть созданы такие условия Для осуществления сбора, обработки, продуцирования, трансли­рования, архивирования информации, деятельности по представлению и извлечению знания из различных информационных источников, которые будут максимально приближены к деятель­ности в новой социокультурной среде. Это позволит выпускнику школы быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям окру­жающего мира. Причем подготовка молодого человека должна быть не только достаточной для реализации им возможностей ИКТ во всех сферах жизни и деятельности в информационном обществе, но и, что особенно важно, носить опережающий ха­рактер.

Вторая цель — развитие личности обучающегося, формиро­вание его творческих способностей, социальных и коммуника­тивных качеств в целях подготовки к эффективной жизнедеятель­ности в информационном обществе. Достижение этой цели по­требует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации; максимального учета индивидуальных особен­ностей обучаемого и предпочитаемых способов работы с учебным материалом.

Новые формы и методы обучения должны обеспечивать раз­витие творческой, активной, инициативной личности; удовлет­ворение познавательных и духовных потребностей обучаемых; создание условий для гармоничного развития личности. Инфор­мационная деятельность ученика и информационное взаимодейст­вие (между учеником, учителем и средством обучения) должны способствовать становлению таких личностных качеств ученика, как способность к самообразованию, самовоспитанию, самообу­чению, саморазвитию, развитию познавательного интереса, трудолюбия, умения применять полученные знания на практи­ке.

Третья цель информатизации образования — интенсифика­ция, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования. Информатиза­ция образования сопровождается массовым внедрением в педа­гогическую практику новых методов и средств обучения на базе микропроцессорной техники, средств передачи информации и педагогических технологий, основанных на этих средствах, что создает условия для серьезных качественных изменений в мето­дологии и практике организации учебного процесса. Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффектив­ность учебно-воспитательного процесса, обеспечивает одновре­менное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений самостоятельно со­бирать, обрабатывать, передавать информацию об изучаемых объектах, явлениях, процессах. Быстрое развитие технологий мультимедиа, гипермедиа и теле­коммуникации сопровождается проникновением их в сферу об­разования.

В современных школах расширяется использование средств глобальной массовой коммуникации, что способствует формиро­ванию у обучаемых умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной информаци­онной деятельности, реализовывать идею открытого образования. Средства телекоммуникаций не только делают доступными ис­точники самой разнообразной информации, хранящейся в базах и банках данных библиотек и разного рода учебных учреждений и организаций, но и позволяют осуществлять совместную инфор­мационную деятельность и информационное взаимодействие с другими людьми независимо от их географического местополо­жения.

Под информационным взаимодействием, реализован­ным на базе средств ИКТ, будем понимать деятельность, направленную на осуществление процесса передачи-приема, сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транс­лирования информации, представленной в любом виде (текст, графика, анимация, аудио- и видеоинформация).

Информационное взаимодействие возможно как между двумя или более пользователями, подключенными к локальной или глобальной сети, так и между пользователями и системой (при реализации интерактивного диалога).

Информационное взаимодействие образовательного назначе­ния осуществляется между субъектами образовательного процес­са, к которым относятся учитель, ученик и средство обучения, Функционирующее на базе средств информационных и комму­никационных технологий.

Развитие средств компьютерной графики и анимации позволя­ет учащемуся осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные научные исследования разнообразных явлений и процессов. Реа­лизация в программных продуктах для образования возможностей систем искусственного интеллекта позволит усовершенствовать тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки Уровня знаний за счет возможности самоконтроля, индивидуаль­ного, дифференцированного подхода к каждому обучаемому.

Наши рекомендации