Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 8 страница

Интерфейс программы многоязычный, имеется возможность перевести его на английский, немецкий, русский и другие языки.

Основные возможности пакета программ SunRav TestOffi­cePro:

• созданные тесты могут быть интегрированы в различные электронные учебники и электронные пособия;

• система позволяет создавать тесты двух типов: тест достиже­ний и психологический тест, которые отличаются системой оцен­ки (в психологическом тесте каждый вариант ответа имеет вес, а в тесте достижений вес имеется только у верного ответа);

• система позволяет создавать тесты с различными типами от­ветов на вопрос (одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, установление соответствия);

• в рамках одного теста может быть несколько разделов или тем, что облегчает труд учителя по доработке уже созданного теста;

• вопросы могут сопровождаться аудиофайлами (.wav, .mрЗ), видеофайлами (.avi, .mov), изображениями (.bmp, .gif, .jpg), HTML- и RTF-документами и различными OLE-документами;

• каждый вопрос может сопровождаться кратким или расши­ренным комментарием;

• экзаменационный режим (случайная выборка определенного числа вопросов из теста);

• ведение протокола тестирования по каждому ученику (коли­чество правильных ответов, затраченное время);

• тестирование может быть ограничено по времени как для теста в целом, так и для любого вопроса в отдельности;

• для каждого теста можно задать вступительное слово, которое может содержать информацию о целях и задачах тестирования или же любую другую информацию;

• тест может быть закрыт паролями;

• публикация тестов в сети Интернет/Интранет, что делает тестирование доступным независимо от месторасположения те­стируемого и операционной системы, установленной на его ком­пьютере, так как для прохождения подобного теста необходим только броузер (Internet Explorer или Netscape Navigator);

• создание и печать бумажных вариантов теста.

Данный программный продукт имеет интуитивно понятный интерфейс, однако для программы подобного уровня недостает подробной инструкции для пользователя.

TeachLab TestMaster — пакет программ, представляющий со­бой комплексное решение диагностики знаний в учебном за­ведении. Этот программный продукт разработан компанией TeachLab Software (Россия) и состоит из трех программ:

• TestMaster — программа для создания тестов;

• Test Player — программа для проведения тестирования;

• TestReport — программа для просмотра результатов тестиро­вания.

Возможности тестов, создаваемых с помощью программы TeachLab TestMaster:

• выставление веса или балла каждого вопроса в тесте в соот­ветствии с дидактическими показателями В. П. Беспалько;

• поддержка различных типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, вопрос на со­ответствие, указание области на рисунке, сортировка (по убыва­нию, возрастанию, значимости), вопросы с присоединенной процедурой вывода и анализа ответа;

• поддержка различных вариантов тестирования: смешивание вопросов — вопросы для тестирования выбираются случайным

образом, однако в первую очередь задаются вопросы с высокой степенью важности; последовательно — вопросы задаются в по­рядке их расположения в тесте; с учетом тем — сначала тема 1 затем тема 2 и т.д.). Количество вопросов по каждой теме может быть различно;

• поддержка работы в сети;

• ведение полного протокола тестирования;

• использование рисунков, мультимедийных файлов и любых OLE-объектов непосредственно в тексте вопроса;

• форматирование теста вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.);

• ограничение времени тестирования;

• предварительный просмотр теста;

• печать теста: только вопросы; вопросы и ответы; вопросы, ответы и правильные ответы;

• защита теста паролем и шифрование текстов тестов, что за­щищает от фальсификации результаты тестирования.

Данная программа имеет простой и интуитивно понятный интерфейс.

Один из недостатков системы — отсутствие модуля статистики. Возможно, это упущение будет учтено в следующих версиях про­граммы.

Рассмотрим наиболее известные отечественные и зарубежные инструментальные средства (системы) для разработки электрон­ных средств учебного назначения.

Программный пакет eLearning Office 3000 компании HyperMethod Company (Россия) предназначен для создания электронных учебных пособий, дистанционных мультимедийных курсов, систем для тестирования знаний. В пакете заложены но­вые возможности управления интерактивными лекциями, семи­нарами, конференциями в сети Интернет.

Платформа Ю.Образование разработана фирмой «1С». Это универсальное средство, которое позволяет учителю создавать несложные обучающие программы и тесты.

Универсальный редактор обучающих курсов («УРОК») — разработка научно-производственной фирмы «ДиСофт» (Россия). Этот программный комплекс обеспечивает создание учителями электронных средств учебного и образовательного назначения, тестов и контрольных заданий, презентаций, демонстрационных комплексов и проектов.

Система Hyper Studio разработана фирмой Roger Wagner (Великобритания) и предназначена для самостоятельной разра­ботки учителем не очень сложных обучающих программ, элек­тронных средств учебного или образовательного назначения. Данная система позволяет реализовать в программных продуктах

текст (в том числе гипертекст), графические изображения, звук, злимацию и видеофрагменты. В процессе разработки мультимедиа-приложений для создания более сложных программ можно ис­пользовать встроенный язык HyperLogo, расширяющий возмож­ности системы. Однако изучение встроенного языка потребует от учителя дополнительного времени.

Система ToolBook разработана компанией Click2Learn (США) и предназначена для опытных пользователей. Она позво­ляет разрабатывать сложные интерактивные гипертекстовые мультимедиа-приложения, программировать базы данных и базы знаний, размещать их в локальной сети, в Интернете или на CD-ROM. В готовых программных продуктах используются гипертек­стовая технология, активные слова и кнопки. Данная система позволяет поддерживать цифровые, текстовые, графические, аудио- и видеоформаты. В системе ToolBook присутствует специ­альный компонент для имитации работы приложений с обратной связью. Эта возможность позволяет оценивать знания непосред­ственно в ходе обучения, направляя действия пользователей со­общениями обратной связи. Однако в представлении структуры курса системе ToolBook не хватает наглядности, отсутствует блок-схема, что не позволяет реализовать достаточно сложные траек­тории обучения. Система ToolBook содержит встроенный язык программирования OpenScript, что позволяет называть этот пакет объектно-ориентированной средой программирования.

Программная обучающая среда Learning Space компании Lotus/IBM реализует современные Web-технологии. Основным достоинством среды является то, что учитель может создавать со­держание курса в любых приложениях и затем размещать этот материал в Learning Space. Программа позволяет не только редак­тировать созданные обучающие приложения, но и администриро­вать курс, следить за текущими результатами работы учащихся.

Отличительная особенность перечисленных ранее инструмен­тальных систем — возможность использования шаблонов, готовых объектов каталога и встроенного языка объектно-ориентирован­ного программирования в целях создания мультимедийных, ин­терактивных обучающих приложений. Специализированные инструментальные системы для создания несложных информа­ционных образовательных ресурсов (педагогических приложений, электронных средств учебного назначения и т.д.) предназначены Для учителей, которые имеют только навыки пользователя. По­этому создание гипертекстовых обучающих программ, презента­ций, демонстраций не представляет особой сложности для учи­теля информатики.

Однако инструментальные системы, основанные на идеологии «программирование без программирования», предоставляют учи-

телю ограниченные возможности для создания педагогических приложений. В одних системах невозможны анализ и моделиро­вание сложных объектов, в других системах возникают серьезные проблемы с диагностикой уровня знаний студентов. Эти системы справляются с каким-либо узким классом задач и не в состоянии удовлетворить запросы учителей, стремящихся к созданию более сложных педагогических приложений, экспертных и интеллекту­альных обучающих систем. К тому же педагогические приложе­ния, как правило, разрабатываются небольшими коллективами учителей и не могут конкурировать по качеству с программными продуктами известных фирм. Создание более сложных обучаю­щих, тестирующих программ, гипермедийной информационно-справочной системы потребует от учителя знания языков про­граммирования или использования инструментальных систем, обладающих большими функциональными возможностями. К таким системам можно отнести программные продукты компании Macromedia, предназначенные в основном для подготовленных пользователей. Именно поэтому учителя информатики могут ис­пользовать их для создания обучающих приложений.

Перечислим наиболее известные программные продукты ком­пании Macromedia.

1. Macromedia Authorware — визуальное средство создания педагогических приложений, отличающихся разнообразием форм представления информации, Web-узлов, для организации интерак­тивного обучения. Программный продукт Authorware — одно из лучших средств для создания интерактивных обучающих программ. Перечислим достоинства визуального средства Authorware:

• простота (учителя могут быстро изучить и начать разрабаты­вать собственные интерактивные обучающие программы с по­мощью таких средств Authorware, как ось событий (flowline), значки и шаблоны);

• широкий спектр возможностей для создания интерактивных, информационно-насыщенных форм представления учебного ма­териала, реализации полнотекстового поиска, технологии гипер­медиа, различных сценариев информационного взаимодействия;

• встроенные средства для создания тестов и контроля успе­ваемости.

2. Пакет программ Director Shockwave Studio предназначен для разработки сайтов и сложных мультимедиа-презентаций, для упрощения управления ресурсами. Программа Macromedia Director позволяет объединять графику, звук, анимацию, текст и видео для создания многопользовательского интерактивного информаци­онного наполнения в потоковом формате, который можно раз­местить как на Web-страницах, так и на компакт-дисках CD и DVD. Программа Macromedia Director Shockwave Studio позволя-

отредактировать сложные анимации, формировать графические изображения и создавать учебные материалы в цифровом формате, пригодные для передачи по низкоскоростным каналам связи.

Перечислим основные инструменты программы Macromedia Director:

• инструмент Fireworks — для создания графики в надежной среде проектирования и разработки;

• звуковые редакторы — BIAS Peak LE (для операционной системы Macintosh) и Sonic Foundry SoundForgeXP (для операци­онной системы Windows) — для создания и редактирования зву­ковых эффектов;

• библиотеки реакций на события (behavior libraries) — для создания средств интерактивного взаимодействия;

• инструмент Shockwave Multiuser Server 2 — для обслуживания пользователей;

• инструмент Shockwave (Shockwave rendering engine) — для создания изображений и демонстрации зрительных эффектов, для манипулирования изображениями и генерации векторной графики.

В программный продукт Macromedia Director встроен объектно-ориентированный язык Lingo, который включает в себя более 800 команд для управления изображениями, звуком, векторными фигурами, масштабированием, вращением и связи с Интернетом. Программа Director позволяет поддерживать обширные проекты, включая Web-узлы, сайты, обучающие программы с большим объемом текста и иллюстрациями, интегрируется с гипертекстовым форматом, поддерживает интернет-протоколы, осуществляет син­таксический анализ XML, имеет встроенную Web-палитру.

3. Программный пакет Dreamweaver MX предназначен для визуальной компоновки Web-страниц и для работы с HTML-кодом. Интерфейс программы достаточно прост. Даже начинаю­щий пользователь сможет быстро создать Web-сайт. Непосред­ственно в пакете Dreamweaver можно создавать анимацию в формате Macromedia Flash, использовать данные из пакета про­грамм Microsoft Office, легко импортировать графику, меню и кнопки из инструмента Fireworks.

К основным достоинствам данного программного пакета от­носятся следующие:

• полный контроль над исходным текстом — редактор тегов (Quick Tag Editor), позволяющий отредактировать HTML-код любого объекта;

• проектирование сложных страниц, возможность рисования, компоновки, создания таблицы в любом Web-броузере;

• импорт файлов из пакета программ Microsoft Office;

• создание элементов векторной графики;

• совместное редактирование документов в формате HTML и графики в программных пакетах Dreamweaver и Fireworks;

• управление информационным наполнением за счет интегра­ции с системами управления документами, которые используют протокол WebDAV.

Пакет Dreamweaver MX предполагает использование единой интегрированной среды разработки для создания сайтов с исполь­зованием языков HTML, XHTML, XML или среды Macromedia ColdFusion. Пользователь может настраивать и совершенствовать среду разработки с помощью более 700 расширений, свободно распространяемых через специализированный сайт.

Пакет Dreamweaver MX позволяет использовать преимущества новых стандартов и технологий Интернета, а также возможности языка XML, Web-служб для обновления существующих сайтов и создания приложений нового поколения благодаря поддержке языка XML, включающей в себя возможность создания, редакти­рования и проверки XML-кода, а также импорта XML-схем. В па­кете Dreamweaver MX существует возможность инспектирования Web-службы на основе формата XML на соответствие стандартам, удобное преобразование из формата HTML в XHTML и расши­ренную поддержку каскадных таблиц стилей (CSS2).

Пакет Dreamweaver MX позволяет применять инструменты проверки соответствия Web-страниц, Web-сайтов, справочной системы и интерактивного интерфейса для Web-разработки уста­новленным требованиям для тестирования доступности и удобст­ва использования.

4. Программа Macromedia Flash предназначена для создания красочных и компактных Web-ресурсов, Web-сайтов благодаря сочетанию векторной графики с растром, звуком, анимацией. Перечислим основные достоинства данной программы:

• среда разработки Macromedia Flash интегрируется в суще­ствующий процесс создания Web-узла благодаря возможностям импорта из программных приложений Macromedia FreeHand и Fireworks;

• среда Macromedia Flash предоставляет широкий набор средств разработки насыщенных Web-приложений, включая тесную ин­теграцию с программой Macromedia Generator; импорта графики из программы Macromedia FreeHand для подготовки иллюстраций и их печати;

• создание с помощью инструментов программы FreeHand сложных композиций для Интернета, в которых векторные и растровые изображения сочетаются с текстами, элементами ин­терфейса и анимацией;

• просмотр в броузере Интернета flash-странички и печать ее с помощью инструмента Flash player;

• среда Macromedia Flash поддерживает импорт с помощью технологии drag-and-drop и работу с документами, созданными в приложении FreeHand. При импортировании графики пользова­телю предоставляются возможности перевода многостраничного документа из приложения FreeHand во flash-сцены или ключевые кадры, перевода или объединения слоев в один слой, точной передачи цвета и многое другое.

Программа Fireworks — профессиональное средство разработ­ки Web-графики. С ее помощью можно быстро создавать и ре­дактировать растровые и векторные изображения, а также много­кадровые GIF-анимации. Работа с Web-графикой в программе Fireworks позволяет создавать интерактивные приложения, в ви­зуальной среде разрабатывать кнопки, rollover-эффекты и слож­ные навигационные схемы с многоуровневыми всплывающими меню. Кроме того, данная программа поддерживает форматы графических файлов, а также позволяет проектировать и создавать графику, HTML-коды и сценарии языка JavaScript.

Программа FreeHand позволяет создавать сложные иллюстра­ции и принимать дизайнерские решения как для печатных, так и для электронных изданий. Она имеет следующие художественные инструменты: многоцветная градиентная заливка, создание ил­люстраций, сохранение мазков кисти и распылителя, функция Live Enveloping (трансформирует графику и текст непосредствен­но на странице, позволяет создавать flash-публикации и др.).

Мы рассмотрели лишь малую часть программных пакетов, кото­рые может использовать учитель для создания авторских электрон­ных средств учебного или образовательного назначения. Каждый год на рынке появляются все новые и более совершенные инстру­ментальные системы для создания обучающих приложений.

Совсем недавно появились такие понятия, как «виртуальная образовательная среда» (virtual learning environment — VLE), «управляемая образовательная среда» (managed learning environ­ment — MLE), «образовательная платформа» (Learning Platform), которые все активнее используются специалистами в области информатизации образования. Рассмотрим возможности этих комплексов в плане создания электронных средств учебного на­значения, педагогических приложений и тестов.

Комплекс программных продуктов виртуальная {электрон­ная) образовательная среда больше ориентирован на процесс обучения, организацию информационно-образовательного про­странства учебного заведения. Данный комплекс совмещает средства для создания учебного плана, расписания, системы те­стирования, средства информационного взаимодействия между Учеником, учителем и средой, а также систему управления об­разовательным процессом.

Комплекс программных продуктов управляемая образова­тельная среда больше ориентирован на процесс автоматизации документооборота и управления учебным заведением, однако в данный программный комплекс помимо многофункциональной системы организации и управления образовательным процессом входят и электронные средства учебного назначения, информа­ционные образовательные ресурсы, средства рассылки заданий, проведения тестирования, обработки результатов учебной деятель­ности.

Современное понятие образовательная платформа инте­грирует широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу устанавливаются самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная плат­форма — интегрированное понятие; так называют разнообразные многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образователь­ные среды.

Основными задачами использования образовательной плат­формы в учебном заведении являются организация образователь­ного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровнях; автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения (более подробно эти вопросы рассмотрены далее).

Практическая реализация образовательных платформ в учеб­ном заведении позволит:

• разрабатывать принципиально новые педагогические под­ходы к организации учебного процесса;

• упрощать процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на обра­зовательные порталы и сайты, а также встроенных инструмен­тальных систем);

• использовать в учебном процессе тестирующие и диагности­рующие системы, которые содержат банк вопросов, заданий и упражнений по всем школьным предметам с возможностью вне­сения изменений и дополнений в вопросы и задания;

• отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка и профессионализма учителей с помощью e-portfolio;

• осуществлять обмен документами с вышестоящими органами управления образованием.

Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания учителями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых

электронных средств учебного назначения, моделирующих про­грамм. Эти программные продукты размещаются на сервере школы и могут быть доступны для учащихся и учителей в син­хронном или асинхронном режиме работы независимо от места их нахождения.

Завершая рассмотрение современных подходов к созданию электронных средств учебного и образовательного назначения, информационных ресурсов и прочих программных продуктов для образования, отметим их роль в повышении эффективности обучения за счет реализации различных способов представления содержания образования, развития творческого мышления ребен­ка, создания образовательной среды вне классной комнаты, обе­спечения учеников доступом к образовательным ресурсам сети Интернет и др.

4.2.Этапы разработки электронных средств учебного назначения

Успешность использования в учебных заведениях средств обу­чения нового поколения во многом определяется их возможностя­ми, назначением, содержанием и, что особенно важно, наличием методической документации. Рассмотрим основные этапы разра­ботки электронных средств учебного назначения.

1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении. На­пример, количество рабочих мест для учеников и учителей, на­личие мультимедиапроектора, экрана, интерактивной доски, принтера, сканера, планшетов, цифровых фотоаппаратов и видео­камер, устойчивость работы локальной сети, возможность вы­хода в Интернет и др.

2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее слож­ных разделов и тем; определение видов занятий, на которых це­лесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следую­щих задач:

• предъявление нового учебного материала, хранящегося в базах данных, системах гипермедиа и мультимедиа;

• компьютерная визуализация учебной информации, модели­рование протекания различных процессов и явлений;

• имитация работы изучаемых объектов, машин;

• автоматизация процессов расчета, контроля, управления Учебной деятельностью и др.

3. Изучение и анализ передового опыта, созданных и исполь­зуемых в других школах электронных средств учебного назначе­ния, гипертекстовых систем, электронных учебников, распреде

ленных ресурсов сети Интернет, выбор нужного типа электрон­ного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или раз­работка авторских педагогических приложений с использованием перечисленных ранее подходов.

4. Формирование структуры, состава и содержания электрон­ных средств учебного назначения. Исходными данными для фор­мирования структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения являются цели, задачи и содержание обуче­ния информатике, форма итогового контроля, состав имеющихся в школе средств информационных и коммуникационных техно­логий.

При прочих равных условиях выбор следует остановить на тех разделах информатики, при изучении которых использование богатых возможностей средств современных технологий будет способствовать существенному повышению эффективности обу­чения. Прежде всего это изучение технологии мультимедиа, гра­фических редакторов, электронных таблиц с использованием интеллектуальных систем, управляющих ходом учебного процес­са, генерирующих задания различной степени сложности, отсле­живающих работу на занятии каждого обучаемого. Если учитель принял решение об использовании уже имеющихся электронных средств учебного назначения, нужно провести анализ их струк­туры, содержания и возможностей.

Наибольший дидактический эффект достигается за счет ком­плексного использования возможностей ИКТ при проведении разного рода занятий, при организации различных видов учебной деятельности.

Следовательно, учителю необходимо ориентироваться на соз­дание комплекта электронных средств различного учебного на­значения (например, обучающих, моделирующих, демонстраци­онных, контролирующих и др.); на поиск и копирование учебно­го видеоматериала и анимационных роликов с аудиосопровождением (в том числе в Интернете); на наполнение баз данных, необходи­мых для хранения различной информации (текстовой, графиче­ской, справочной).

5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения:

• психологопедагогическим требованиям;

• техническим требованиям;

• эргономическим требованиям;

• эстетическим требованиям;

• требованиям к оформлению документации.

Обучение с использованием средств информационных и ком­муникационных технологий должно быть основано прежде всего на реализации психологопедагогических требований. Психолого педагогические требования включают в себя дидактические и методические требования, обоснование выбора тематики, про­верку эффективности применения. Выделим основные из них:

• направленность обучения на решение задач образования, воспитания и развития обучаемого предполагает всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого, формирова­ние его нравственных и эстетических качеств;

• научность содержания электронного средства учебного на­значения, предъявление научнодостоверных сведений, объектив­ных научных фактов, теорий, законов;

• доступность предъявляемого учебного материала контин­генту обучаемых; соответствие ранее приобретенным учениками умениям и навыкам в целях предотвращения их интеллектуальных и физических перегрузок;

• систематичность и последовательность обучения основа­ны на таком построении содержания учебного материала, когда существует определенная логическая связь между системами по­нятий, фактов и способов деятельности в целях обеспечения по­следовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками;

• информационная упорядоченность теоретического матери­ала предполагает, что содержание учебного материала, входящего в электронное средство учебного назначения, должно быть рацио­нально распределено по кадрам в подсказках и методических указаниях;

• проблемность обучения, реализуемая за счет создания таких учебных ситуаций, попадая в которые ученик вынужден искать выход из затруднительного положения, принимать самостоятель­ные решения, что позволит ему не только открыть новые истины, но и усвоить их творчески;

• обеспечение сознательности, самостоятельности и ак­тивности обучаемых предполагает создание условий для прояв­ления познавательной активности обучаемых, выраженной в их умении самостоятельно ставить цели учения, планировать и ор­ганизовывать учебную деятельность, индивидуально выбирать режим работы на занятии;

• осуществление индивидуализации обучения в условиях кол­лективного усвоения знаний (возможность выбора индивидуаль­ного темпа работы, траектории обучения и уровня сложности);

• учет субъективного опыта каждого ученика, накопление и анализ данных о его знаниях и умениях, генерация заданий в зависимости от этих данных;

• наличие средств активизации познавательной деятель­ности обучаемого, развития его мышления за счет повышения наглядности учебного материала, формирования умения прини­мать оптимальные решения в сложных ситуациях за счет поста­новки проблемных задач в ходе занятия;

• обеспечение прочности усвоения результатов обучения и развития интеллектуального потенциала обучаемого предпо­лагает, что знание становится частью сознания обучаемых в том случае, когда сформировано положительное отношение к учению и изучаемому материалу, обеспечен контроль за результатами обучения;

• организация интерактивного взаимодействия пользова­теля с системой, обеспечение суггестивной связи (от англ. suggest — предполагать, советовать) в ходе работы на занятии, что предполагает обеспечение реакции программы на незапланиро­ванное действие пользователя, возможность получить совет, под­сказку, рекомендацию;

• неразрывная связь практических задач с теоретическим материалом за счет реализации деятельностной технологии обу­чения;

• соблюдение адекватности функций средств ИКТ функци­ям учителя.

Технические требования содержат условия обеспечения устой­чивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программноаппаратных средств, защиты от несанкциониро­ванных действий.

Эргономические требования учитывают возрастные особен­ности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, определяют требования к изображению информации и режимам работы.

Эстетические требования устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению элек­тронных средств учебного назначения; упорядоченность и вы­разительность графических и изобразительных элементов учебной среды.

Наши рекомендации