Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 6 страница

С появлением в сети Интернет большого количества разнород­ной информации, предназначенной для различных категорий пользователей, возникло понятие распределенное электронное обучение.

Распределенное электронное обучение основано на эффектив­ном использовании учащимися возможностей ИКТ в учебной и внеучебной деятельности. Расширение платных и бесплатных информационных образовательных ресурсов Интернета не толь­ко открывает учащемуся доступ к учебной информации, но и позволяет управлять собственным обучением, изучать более глу­боко различные дисциплины на специальных курсах, обучаться одновременно в различных учебных заведениях.

Возможности электронного обучения в школе следует рассма­тривать с позиций сокращения времени на выполнение рутинных операций, обеспечения доступа к разнообразной информации и обучающим программам, автоматизации процессов поиска и представления учебной информации учениками и учителями. Последнее поколение систем (платформ) для электронного обу­чения интегрировано с автоматизированными системами управ­ления учебным заведением.

В модели распределенного электронного обучения цели, со­держание, методы и организационные формы обучения становят­ся подвижными и доступными для изменения в рамках конкрет­ной школы. Это надо иметь в виду, потому что в условиях инфор­мационного общества учитель должен уметь быстро находить все необходимые информационные и методические ресурсы (соот­ветствующие текстовые, графические, видео- и аудиоматериалы, обучающие программы, инструментальные средства организации Данных, средства хранения, обработки и поиска информационных

ресурсов, методические разработки, планы занятий, тесты), иметь доступ к мировым образовательным ресурсам.

Что же касается идеологии распределенного электронного обучения на основе Web-технологии, то она принципиально из­менила роль учителя как организатора познавательной деятель­ности учащихся, стимулирования и мотивации учебной деятель­ности, контроля и самоконтроля, изменив характер информаци­онных взаимодействий в учебном процессе.

3.2.Дидактические и методические цели использования электронных средств учебного назначения в образовательном процессе

Учитывая результаты педагогических исследований и совре­менные представления о личностно ориентированной и деятель­ностной технологии обучения, выделим дидактические цели использования информационных образовательных ресурсов, программных и электронных средств учебного назначения на уроке:

• формирование знаний и умений;

• сообщение сведений;

• закрепление знаний;

• контроль усвоения;

• обобщение;

• совершенствование умений.

Принимая во внимание современный уровень развития средств информационных и коммуникационных технологий, рассмотрим основные методические цели использования электронных средств учебного назначения в образовательном процессе.

1. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Индивидуализация обучения основана на индивидуальном под­ходе к каждому обучаемому, выборе индивидуального содержания обучения, индивидуальной траектории обучения и развития лич­ности обучаемого. Индивидуальный и дифференцированный подходы реализуются за счет включения обучаемых в те или иные виды самостоятельной деятельности, обучения по индивидуаль­ному плану (например, за счет возможности поэтапного продви­жения к цели по линиям различной степени сложности).

Обучение не может стать индивидуализированным до тех пор, пока группа обучаемых рассматривается только как нечто целое, единое. Полноценное развитие личности каждого обучаемого основано на максимальном учете его психофизиологических осо­бенностей и при условии его активного самовыражения и само­развития.

В свою очередь, психофизиологические особенности ребенка (личностные предпочтения, склонности, мотивация, уровень подготовленности к восприятию учебного материала) выявляют­ся с помощью серьезного психологического тестирования. С применением различных диагностирующих и тестирующих программ осуществляется комплексная диагностика как интел­лектуального потенциала обучаемых, так и уровня знаний, уме­ний, навыков. Полученные данные учитываются при составлении индивидуальной карты обучаемого, т.е. «траектории» его обуче­ния, включающей в себя обязательные учебные курсы, представ­ленные на различных уровнях. В процессе разработки карты обучаемого следует учитывать возможность самостоятельного вы­бора обучаемым режима изучения данного предмета. Предлагае­мые режимы обучения должны быть дифференцированы по уровню сложности и видам учебной деятельности.

Это означает разделение учебного материала, вопросов и за­даний по уровню сложности, видам учебной деятельности, объему изучаемого материала. Наиболее полно этим требованиям удо­влетворяют обучающие системы, которые позволяют работать на разных уровнях сложности, генерировать задания, учитывать осо­бенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных про­цессов, темперамента и волевых качеств обучаемых, их индиви­дуальной мотивации.

Таким образом, индивидуальная траектория развития личности обучаемого учитывает уровень и, если это возможно, профиль обучения при обязательном изучении предусмотренного в про­грамме учебного материала.

Итак, использование средств ИКТ способствует существенно­му расширению возможностей индивидуализации и дифферен­циации обучения, предоставляет каждому обучаемому персональ­ного педагога, роль которого выполняет компьютер.

2. Осуществление автоматизированного контроля с ди­агностикой ошибок, самоконтроля и самокоррекции.Совре­менные программы позволяют не только оценивать результаты учебной деятельности, но и фиксировать ошибки и затруднения в ответах обучаемого, выявлять наиболее часто встречаемые ошибки, констатировать причины ошибочных действий обучае­мого и предъявлять на экране компьютера соответствующие комментарии, выдавать рекомендации обучаемым и обобщенные Данные педагогам. Система обеспечивает возможность анализи­ровать действия ученика, использовать коммуникации между Учеником и учителем, реализовать широкий спектр обучающих воздействий, генерировать задания в зависимости от интеллекту­ального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, Умений, навыков, особенностей его мотивации, осуществлять

компьютерное управление рассылкой заданий и т.д. Например, система может показать, что ббльшая часть класса не отвечает на вопросы по какой-то теме, или обратить внимание учителя на то, что ученики хорошо отвечают на простые вопросы, но не умеют решать задачи.

3. Предоставление каждому ученику возможности само­стоятельного приобретения знаний, а также обеспечение условий, способствующих его саморазвитию, самообучению и самообразованию. Использование электронных средств учебного назначения и электронных учебников позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность каждого ученика на за­нятии, предоставляя таким образом ему возможности для само­обучения, формирования культуры учебной деятельности; созда­ет условия для возникновения активности обучаемого. Самосто­ятельная работа обучаемого с электронным средством приводит к смещению акцентов на самоконтроль, самоуправление, что способствует развитию волевых качеств личности и творческого мышления, становлению неповторимой индивидуальности ре­бенка.

4. Автоматизация трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом. Автоматизация сложных вычислений позволит обучаемому сконцентрировать внимание на понимании сущности изучаемого явления или про­цесса. В данном случае освободившееся учебное время можно использовать на занятии более продуктивно. Умение перевести проблему из реальной действительности в адекватную модель, исследовать эту модель, правильно интерпретировать результаты исследования — важнейшие элементы информационной культу­ры обучаемых.

5. Моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, демонстрация на экране компьютера объекта, его составных частей или их моделей — компьютерная визуализация учебной информации. Компьютер­ные моделирующие программы не только являются электронным дополнением к традиционным учебным пособиям, но и позволя­ют использовать компьютер в качестве настольной мини-лаборатории, реализуя при этом интерактивный режим работы обучаемого с системой.

Выделим два основных направления развития компьютерного моделирования: имитационное и математическое.

Имитационное моделирование отражает сущность протека­ющих явлений и процессов без построения строгой математиче­ской модели. Такая разновидность компьютерного моделирования осуществляется посредством анимации и иногда называется физическим моделированием. Проведение лабораторных заня-

тий с использованием средств компьютерного моделирования позволяет визуализировать разного рода явления и процессы, ко­торые не поддаются непосредственному наблюдению. Современные моделирующие программы позволяют ученикам не только увидеть и изучить явления и процессы, но и исследовать их, собрать ин­формацию, провести наблюдения в ходе исследования, внести изменения в условия протекания процесса, представить результаты измерений в наглядной форме, а затем проанализировать получен­ную информацию и решить задачи выбора оптимальных параме­тров. В ходе данной работы ученик выполняет роль исследователя, который проводит эксперимент и интерпретирует его результаты. Программа предусматривает следующие возможности: многократ­ное повторение того или иного фрагмента, помощь и подсказки, выбор индивидуального темпа работы на занятии.

Моделирование явлений и процессов может реализовываться и на основе построения математической модели, что позволяет изменять условия протекания процессов, с высокой точностью проводить замеры и рассчитывать необходимые параметры. Ма­тематическое моделирование еще называют вычислительным экспериментом. Целесообразность разработки компьютерных моделей в данном случае определяется возможностью создания математической модели, адекватно описывающей протекание реального процесса или явления. Компьютерное моделирование физических процессов интегрирует теоретические и эксперимен­тальные методы исследования. Система позволяет при наличии заданной математической модели легко получить результаты мо­делирования (как правило, в числовом выражении, а если это в принципе возможно, то и в формульном). Обучаемому остается самая тонкая работа: построение математической модели, пони­мание области ее применимости, интерпретация результатов моделирования. В ходе построения модели обучаемый вынужден более глубоко изучить предмет исследования.

К методическим целям использования электронных средств учебного назначения в образовательном процессе можно также отнести создание и применение информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности; усиление мотивации обу­чения (например, за счет изобразительных средств ЭСОН или использования игровых ситуаций); формирование умения при­нимать оптимальное решение или вариативные решения в слож­ной ситуации; формирование информационной культуры учени­ка (за счет применения текстовых редакторов, электронных таб­лиц, баз данных).

Реализация перечисленных требований позволит учителю сформировать у ученика умение самостоятельно приобретать знания, развивать способности к самообучению, саморазвитию,

самообразованию; усилить познавательную мотивацию за счет возможности самоконтроля, индивидуального, дифференциро­ванного подхода к каждому обучаемому.

3.3.Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе

Возросший интерес к использованию баз данных в учебном заведении можно объяснить следующими причинами: базы данных являются хранилищем специально организованных и логически связанных информационных элементов; состоят из самих данных и их описания; представляют собой сконструи­рованную совокупность фактов, относящихся к определенному предмету.

База данных (БД) — поименованная целостная совокуп­ность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области.

Базы данных предназначены для хранения различной инфор­мации: текстовой, графической, аудио, видео. В развитые базы данных включаются архивы, содержащие справочный и статисти­ческий материал за длительный промежуток времени.

Базы данных обеспечивают использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускают решение задач планирования, проектирования, исследования, причем инфор­мация, хранящаяся в базах данных, связана между собой.

Например, если имеются список обучаемых, учителей, роди­телей, результаты контроля знаний по разным темам и предметам, посещаемости занятий, результаты учебной деятельности обучае­мых по различным дисциплинам, информация об имеющейся методической документации, можно провести анализ данной информации (построить графики успеваемости в классе, диа­грамму зависимости успешности обучения ребенка от уровня образования родителей и т.д.).

В процессе функционирования баз данных для систематиза­ции, хранения и представления информации используются спе­циальные сервисные программные средства — системы управле­ния базами данных (СУБД). Системы управления базами данных играют центральную роль в их функционировании как хранили­ща специально организованных и логически связанных инфор­мационных элементов.

В настоящее время термины «база данных» и «система управ­ления базами данных» употребляются как относящиеся к ком-

компьтерами В общем смысле термин «база данных» можно при менить к любой совокупности связанной информации, объединенной по определенному признаку. Например, в качестве базы можно рассматривать расписание занятий или посещаемости учеников в школе.

Существует огромное количество программ, которые позволяют организовать информацию и поместить ее в таблицу. Од-нако это не означает, что любая из программ предоставляет широкие возможности по эффективному управлению базой

данных. Например, программы подготовки текстов имеют очень ограниченные возможности при их использовании в качестве систем управления базами данных.

Основное назначение баз данных — быстрый поиск содержа­щейся в них информации. Компьютерные базы данных обеспе­чивают высокую скорость поиска информации. В таких базах данных пользователь может выполнить поиск как по фамилии, так и по адресу абонента. Кроме того, компьютерные базы данных обладают высокой компактностью. База данных, содержащая несколько тысяч записей, может поместиться на одной дискете.

Педагогу полезно знать о том, что базы данных могут исполь­зоваться в учебном процессе в целях оперативного управления учебным заведением, для самостоятельной работы всех участни­ков учебного процесса с разнообразной информацией, контроля за ходом учебного процесса и анализа данных. Сразвитием циф­ровых технологий развиваются базы данных, в которых учитель и ученик могут найти и переписать короткие видео- или аудио­записи, а затем представить их на уроке. Ведя поиск материалов в Интернете, учитель может потерять время и в конце концов ничего не найти, тогда как на образовательных порталах, специ­ально сделанных для конкретного предмета, значительно проще найти нужный для урока материал.

Рассмотрим, каким образом база данных позволяет учителю Решать различные административные вопросы. База данных представляет собой ряд модулей для регистрации оценок, посе­щаемости и дисциплины. Они могут работать независимо друг

Друга или в режиме интеграции, исключая повторяющиеся входные данные. Существует также гибкая система безопасности. Каждому учителю предоставляется доступ к разрешенной только ему информации. Доступ устанавливается администрацией школы. Управления школой может быть установлена для большого количества пользователей, связанных между собой школьными локальными сетями. База данных может содержать информацию о накопленном практическом опыте педагогов, методистов разнообразную информацию для руководителей и управленцев.

Выделим возможности использования баз данных разными категориями пользователей (учениками, родителями, учителя­ми):

• доступ пользователей к программе, осуществляемый с по­мощью идентификационной карты и пароля;

• предоставление демографической информации о родителях, учителях, об оценках учеников и их посещаемости;

• предоставление списка предметов классов с фотографиями всех учеников;

• предоставление информации об оценках учеников в настоя­щее время и сравнение их с предыдущими оценками;

• сведения о посещаемости занятий;

• текстовые или аудиокомментарии учителя для каждого уче­ника, класса;

• предоставление информации о достижениях учеников (гра­моты, медали), копий работ учеников с оценками;

• неограниченные архивы информации.

В качестве примера рассмотрим базу данных учащихся школы. Здесь должны быть зарегистрированы все ученики, их оценки и даже время, которое ушло на выполнение того или иного задания, а также должна быть предусмотрена возможность просмотра письменных ответов учеников или прослушивания устных отве­тов. Результаты могут быть представлены в виде диаграмм или графиков, перенесены в другие документы для редактирования.

Дальнейший поиск в области создания и использования баз данных в системе образования привел к появлению так называе­мых баз знаний. База знаний является более сложной системой, которая представляет собой организованную совокупность зна­ний, хранящихся в памяти компьютера. Эти знания представлены в форме, которая допускает автоматическое или автоматизиро­ванное использование данных знаний на основе реализации воз­можностей средств информационных технологий.

База знаний учебного назначения представляет собой информационную систему, содержащую, во-первых, систе­матизированные сведения из определенной предметной об­ласти, во-вторых, модель конкретной предметной области (определенный объем учебной информации по этой дисцип­лине), а также данные о формируемых умениях обучаемого и способах использования этих умений.

Учебная информация в базах знаний может быть представлена в виде текста, графиков, иллюстраций, анимационных роликов, видеофрагментов. Данные о формируемых умениях обучаемого обрабатываются в системе управления базами знаний с помощью

специальных языков, что позволяет контролировать процесс обучения и управлять им. По своим возможностям базы знаний представляют собой упрощенный вариант экспертной обучающей системы или ее часть.

3.4. Экспертные обучающие системы и системы искусственного интеллекта

Следующим шагом в развитии электронных средств учебного назначения можно назвать появление в образовательной практи­ке экспертных систем.

Экспертная обучающая система — это компьютерная си­стема, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, а также логику принятия решения человеком-экспертом в трудноформализуемых или неформализуемых задачах.

Экспертные системы способны в сложной ситуации (при не­достатке времени, информации или опыта) дать квалифициро­ванную консультацию (совет, подсказку), помогающую специа­листу (в нашем случае — учителю) принять обоснованное решение. Над созданием этих систем работают опытные специалисты высо­кой квалификации (эксперты) в данной предметной области. Специалистами высокой квалификации в педагогике принято называть опытных методистов. Обычно экспертные системы соз­даются в узких предметных областях.

Следует иметь в виду, что экспертные системы не заменяют специалиста, а являются его советчиком, интеллектуальным парт­нером. Преимущество экспертной системы заключается в том, что объем информации, хранящейся в системе, практически не ограничен. Введенные в машину один раз знания сохраняются навсегда.

Человек имеет ограниченную базу знаний. Если данные долгое время не используются, то они забываются и теряются безвоз­вратно. После того как были разработаны первые технологии экспертного оценивания, возможности их практического ис­пользования сильно преувеличивались.

Необходимо правильно понимать реальные возможности при­менения подобных систем. Безусловно, далеко не все проблемы могут быть решены с помощью экспертных оценок, хотя кор­ректное использование экспертных технологий во многих слу­чаях остается единственным способом подготовки и принятия обоснованных решений.

Рассмотрим, каким образом экспертные обучающие системы способны имитировать работу человека-эксперта в данной пред-

метной области. На этапе создания системы формируется модель обучаемого, в основе которой лежат знания экспертов в данной предметной области. Затем в процессе функционирования систе­мы знания обучаемых диагностируются, фиксируются ошибки и затруднения в ответах. В память компьютера заносятся данные о знаниях, навыках, ошибках, способностях каждого обучаемого. Система проводит анализ результатов учебной деятельности каж­дого обучаемого, группы или нескольких групп, выявляет наибо­лее часто встречаемые затруднения и ошибки.

Экспертные системы включают в себя следующие подсистемы: база знаний, механизм вывода информации, интеллектуальный интерфейс и подсистема пояснений. Рассмотрим эти подсистемы подробнее.

База знании в данном случае содержит формальное описание знаний экспертов, представленное в виде набора фактов и пра­вил.

Механизм вывода информации, или решатель, — это блок, представляющий собой программу, реализующую прямую или обратную цепочку рассуждений в качестве общей стратегии по­строения вывода. Экспертные обучающие системы можно ис­пользовать как средство представления знаний, организации диалога между пользователем и системой, способной по требова­нию пользователя представить ход рассуждений при решении учебной задачи в приемлемом для ученика виде.

С помощью интеллектуального интерфейса экспертная си­стема задает вопросы пользователю и отображает сделанные вы­воды, представляя их обычно в символьном виде.

Основное преимущество экспертных систем перед человеком-экспертом — отсутствие субъективного подхода, который может быть присущ некоторым экспертам.

Проявляется это прежде всего в возможности использования системы пояснений хода решения задачи или примера. Техноло­гии экспертного оценивания позволяют генерировать рекомен­дации ученикам и обобщенные данные педагогам. Анализируя данные, полученные системой, учитель выявляет плохо усвоенные разделы, причины недопонимания учебного материала и устра­няет их.

В курсе информатики подобные системы можно использовать не только для представления учебного материала, но и для конт­роля знаний, умений, навыков, для сопровождения решения задач на уровне репетитора. В этом случае система может осуществлять пошаговый контроль за правильностью хода решения задачи. Еще одним достоинством экспертной системы является возможность диагностики уровня усвоения учебного материала в ходе контро­ля знаний, умений, навыков.

В процессе разработки экспертных обучающих систем авторам следует учитывать не только уровень подготовки (низкий, средний, высокий), но и уровни усвоения (узнавание, алгоритмиче­ский, эвристический, творческий), а в некоторых случаях — пси­хологические особенности, личностные предпочтения обучаемо­го (например, выбор режима и темпа работы, дизайна экрана, вариантов интерактивного взаимодействия).

Необходимо учитывать также реализацию возможности полу­чения объяснения целесообразности того или иного решения, получения объяснения действий системы, воспроизведения це­почки правил, используемых системой. Система должна фикси­ровать и запоминать ошибки в рассуждениях пользователя, чтобы он в любой момент мог вернуться к ним. Ошибки должны быть диагностированы, а помощь пользователю должна быть равно­значна этим ошибкам.

Эффективность использования экспертной обучающей систе­мы зависит прежде всего от опыта эксперта или группы экспертов, чьи обобщенные знания и опыт положены в основу работы си­стемы, а также от технических возможностей средств ИКТ, качест­ва конкретного программного обеспечения.

Практическая реализация персонализированного обучения, осно­ванного на выборе индивидуальных обучающих воздействий, осу­ществляется за счет обеспечения максимальной свободы в выборе ответа на вопросы, а также возможности помощи или подсказки.

Системы искусственного интеллекта развиваются в на­правлении понимания процессов человеческого познания. Ин­теллектуальной обучающей системой принято считать комплекс организационно-методического, информационного, математи­ческого и программного обеспечения. Однако в это понятие должны быть включены и «человеческие» составляющие данной системы: ученик и учитель. В связи с этим интеллектуальную обучающую систему необходимо рассматривать как сложную человекомашинную систему, работающую в режиме интерактив­ного взаимодействия в схеме ученик — система — педагог. По­добные системы принято ориентировать на конкретную пред­метную область.

Интеллектуальные обучающие системы состоят из двух частей: основной части, включающей в себя учебную информацию (об­разовательный контент), и вспомогательной части, реализующей интеллектуальное управление ходом учебного процесса. Структура интеллектуальной обучающей системы представлена на рис. 3.2.

Основная часть программы состоит из следующих модулей: информационный, моделирующий, расчетный и контролирую­щий. Основная часть системы включает в себя разного рода Учебную информацию: текст, таблицы, рисунки, анимацию и

Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 6 страница - student2.ru

видеофрагменты. Текст может содержать активные окна, которые позволяют пользователю продвигаться в глубь экрана, переме­щаться по произвольной траектории из одного раздела в другой, концентрируя внимание на нужной информации, осуществлять произвольный выбор последовательности ознакомления с инфор­мацией.

Информационный модуль включает в себя базу данных и базу знаний учебного назначения. База данных содержит учебный, информационный, информационно-справочный материал, спи­сок обучаемых, успеваемость и т.д. В процессе создания базы знаний можно использовать весь спектр дидактических возмож­ностей технологии мультимедиа, гипермедиа и телекоммуника­ций.

В моделирующем модуле содержатся компьютерные модели (имитация работы компьютера, визуализация передачи данных по компьютерным сетям и др.). Компьютерное моделирование позволяет визуализировать разного рода явления и процессы, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Работа с компьютерными моделями позволяет существенно сократить время на подготовку и проведение сложных экспериментов, вы­делить самое важное, организовать интересное научное исследо­вание. Возможность многократного повторения эксперимента

позволит обучаемым приобрести навыки анализа результатов эксперимента, сформировать умение обобщать полученные ре­зультаты и формулировать выводы. Ученик имеет возможность исследовать частные случаи исходя из общих законов или, наобо­рот, в результате изучения частных установить общий закон или закономерность.

Расчетный модуль предназначен для автоматизации разли­чных расчетов.

Контролирующий модуль содержит вопросы, задания, упраж­нения, предназначенные для контроля знаний обучаемых.

Вспомогательная часть системы обеспечивает интел­лектуальную работу системы. Именно здесь заложена схема обу­чающей последовательности, содержатся механизмы адаптации системы к конкретному объекту обучения, средства интеллекту­ального анализа объема и структуры знаний, необходимых для организации и управления учебным процессом. Помимо этого в вспомогательную часть входит подсистема интеллектуального управления ходом учебного процесса, реализующая интерактив­ный диалог пользователя с системой; контрольно-диагностирующий модуль, позволяющий рассчитывать и оцени­вать параметры субъекта обучения для определения обучающих воздействий, оптимальной стратегии и тактики обучения на каж­дом этапе занятия. Подсистема позволяет выявить уровень зна­ний, проверить правильность решения разного рода задач, а также произвести статистическую обработку результатов контро­ля и, что немаловажно, диагностику ошибок. Реакция системы зависит от ответа ученика на контрольные вопросы. Система осуществляет контроль за прохождением обучаемыми этапов за­нятия и выводит эту информацию на компьютер учителя.

Преподаватель работает в тесном контакте с системой, полу­чает от нее информацию о ходе процесса обучения, посылает запросы и вводит изменения в программу.

Внесение изменений возможно только в том случае, если си­стема является открытой, тогда в ней должен присутствовать сервисный модуль. Именно этот модуль позволяет учителю вно­сить необходимые изменения и дополнения во все модели основ­ной части, вносить новую учебную информацию, вставлять ани­мацию, рисунки, изменять текст вопросов и заданий.

Каждый из модулей является автономным, поэтому при вне­сении изменений в один из модулей содержание остальных мо­дулей основной части не изменяется.

Интеллектуальная обучающая система может быть использова­на не только на уроках, но и во время самостоятельной работы обучаемых, в процессе научно-исследовательской деятельности. Системам искусственного интеллекта свойственны те же недо-

Наши рекомендации