Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 9 страница
Требования к оформлению документации обосновывают необходимость грамотного и подробного оформления методических указаний и инструкций пользователя.
В процессе разработки, модернизации и адаптации электронных средств учебного назначения учителю необходимо ориентироваться не на отдельные требования, а на их систему, что обеспечивает научно обоснованный выбор целей, содержания и методов организации учебной деятельности.
6. Разработка сценария программы и методики проведения занятий с его использованием, определение функций обучаемого,
учителя и системы на каждом этапе занятия. В сценарии должны быть отражены все этапы занятия, а также должны быть подробно расписаны функции машины (системы), работа учеников и работа учителя на всех этапах занятия, определены те функции учителя и обучаемого, которые предстоит автоматизировать (более подробно вопросы написания сценария и методики проведения занятия изучаются на лабораторных занятиях; пример приведен в Приложении 2). Каждый сценарий представляет собой определенную последовательность фрагментов программы. Размер фрагментов подбирается таким образом, чтобы он помещался на экране и был легко читаем. Количество строк фрагмента (заголовок с текстом, задача, вопрос с ответами) обычно составляет 10...20. Количество символов в строке не превышает 60, т.е. среднее число символов в стандартной строке книги. Текст, поступающий на экран дисплея, усваивается иначе, чем текст, написанный на бумаге. Здесь имеют значение и свечение букв, и неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть лаконичным, конкретным и ясным. Предъявление учебного материала может осуществляться в любом временном режиме (быстрее, медленнее) и многократно. Это зависит от уровня знаний обучаемого и требуемого уровня его подготовки. Значительно улучшает восприятие учебного материала выделение той или иной информации (подчеркиванием, мерцанием, наличием абзаца и т.д.). Компоновка учебного материала, его изложение должны вестись с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.
Выделим основные функции компонентов процесса обучения информатике с применением электронных средств учебного назначения:
1) функциональное назначение электронного средства учебного назначения (электронного учебника и т.п.). Использование электронного средства учебного назначения в учебном процессе позволяет реализовать следующие основные функции:
• информационносправочная, за счет представления разного рода информации при использовании баз данных, средств телекоммуникации и связи; представления на экране теоретического материала, методики решения задач и т.д.;
• демонстрация наглядного материала, компьютерной визуализации изучаемого объекта и его составных частей;
• индивидуализация и дифференциация процесса усвоения Учебного материала в ходе плановых занятий, самоподготовки и тренировки обучаемых, за счет генерации заданий различного Уровня сложности, выдачи справок и подсказок;
• рационализация учебного процесса, за счет возможностей поэтапной работы, работы в определенном темпе;
• контролирующая, за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок; осуществления самоконтроля и индивидуальной корректировки знаний, умений, навыков, умения правильно решать задачи;
• корректирующая, за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;
• диагностирующая, так как система диагностирует ошибки в работе обучаемых, в ходе ответов на вопросы тестов и информирует учителя о результатах обучения, наиболее часто встречающихся ошибках;
• автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети;
• моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных стендов, объектов, процессов и явлений;
2) функциональное назначение базы знаний учебного назначения. Функции базы знаний во многом аналогичны функциям обычного учебника, поэтому одна из основных функций — обучающая функция. Дело в том, что работа с базой знаний развивает у обучаемых способность к самообразованию, умение учиться, добывать знания доступными способами, в том числе с помощью современных средств информационных и коммуникационных технологий.
Информационная функция обеспечивает обучаемых необходимой и достаточной информацией в рамках учебной программы по данному предмету, развивает у них умение самостоятельно обрабатывать информацию. Иногда эту функцию подразделяют на информационно-предъявляющую и информационно-иллюстрирующую. Информационно-предъявляющая функция заключается в предъявлении текстовой и справочной информации, а информационно-иллюстрирующая функция — в предъявлении иллюстративного материала с помощью иллюстраций, рисунков, графиков, анимационных видеороликов.
Систематизирующая функция реализует требование систематичности и последовательности в изложении материала. Учебный материал расположен в базе данных в определенной последовательности, что позволяет обучаемым в процессе работы на занятии изучать его последовательно. Система позволяет обучаемым продвигаться в глубь экрана посредством активных окон. В том случае, когда обучаемый считает, что он уже хорошо знает теорию, он может самостоятельно выбирать траекторию дальнейшей работы на занятии.
Трансформационная функция заключается в том, что учебный материал, находящийся в базе знаний, обучаемый может ис
пользовать с учетом потребностей в той или иной информации.
Предусматривается интегрирующая функция, которая заключается в том, чтобы дать возможность обучаемым использовать на уроках информатики дополнительную информацию из смежных наук.
Координирующая функция заключается в том, что во время работы обучаемого с учебным средством ему предоставляется возможность использования дополнительного материала. В качестве дополнительного материала могут быть применены рисунки, иллюстрации, анимационные ролики, видеосюжеты.
Функции закрепления и контроля реализуются в основном в контролирующем модуле, но и работая с базой знаний, обучаемый имеет возможность многократного повторения материала.
Развивающевоспитательная функция заключается в том, что реализация системы гипермедиа развивает наглядное, образное мышление ребенка. Самостоятельная работа с базой знаний формирует у обучаемого способность к творчеству, стимулирует мыслительную активность, активизирует самостоятельную деятельность, развивает личностные качества.
Консультативная функция реализуется в результате запросов обучаемых, возникающих при выполнении определенных учебных действий; объем помощи обучаемый выбирает самостоятельно;
3) функции учителя в процессе обучения с использованием средства обучения на базе ИКТ:
• организация обучения и управление учебным процессом, планирование собственной деятельности и деятельности учеников, контроль за ходом учебного процесса;
• разработка, адаптация, модернизация электронных средств учебного назначения; подбор материалов для урока среди ресурсов сети Интернет; подбор и компоновка учебного материала, формул, схем, таблиц, рисунков;
• разработка методики проведения уроков, методической и инструкторскометодической документации;
• разработка и переработка вопросов, ответов и задач; выявление ошибок в ответах учеников; осуществление их коррекции для конкретного обучаемого, если это не предусмотрено в системе;
• выполнение аналитических функций по выявлению общих для всех учеников затруднений в целях коррекции методики преподавания;
• прогнозирование направления личностного развития обучаемых;
• осуществление подбора и коррекции критериев оценки деятельности учеников; адаптация программных средств учебно
го назначения к условиям конкретного класса; выбор режима работы; обновление и дополнение учебного материала.
Значительная часть обучающих функций переходит к средству обучения, компьютер выполняет большую часть рутинных операций по сбору и обработке информации, учитель сохраняет за собой часть функций управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всего класса. Следует также отметить, что функции учителя зависят от формы учебного занятия и вида учебной деятельности, а главное — от возможностей средств ИКТ, которые используются на конкретном уроке.
Приведем ряд примеров. При изложении нового учебного материала учитель следит за полнотой и наглядностью информации, представляемой на экран компьютера или на интерактивную доску, реагирует на потребности и интересы конкретной аудитории. На практических и лабораторных занятиях основная цель деятельности учителя: постановка перед классом задач, обеспечение рабочей обстановки, контроль за ходом занятия, выявление ошибок и затруднений, корректировка методики проведения занятия в зависимости от уровня готовности конкретного класса;
4) функции ученика на уроке в условиях использования электронного средства учебного назначения (смещаются в направлении поиска, выбора, обработки, продуцирования информации). Увеличение доли самостоятельной работы обучаемого способствует тому, что ученик не просто является потребителем учебной информации, а он становится активным участником учебного процесса, творцом. Он получает возможность выбора самостоятельной траектории обучения и темпа работы с программой. Применение учеником информации, которую он добыл самостоятельно, переводит его с уровня пассивного потребителя информации на уровень активного преобразователя информации.
7. Проведение предварительного психологопедагогического анализа изменения эффективности обучения при использовании средств информатизации образования. Например, анализируются возможности активизации учебнопознавательной деятельности обучаемых. Соответственно рассматриваются вопросы использования методов проблемного обучения, увеличения доли самостоятельной работы ученика и степень реализации интерактивного учебного диалога между пользователем и системой, вопросы эффективности методов контроля, оценки знаний и др.
8. Программирование или создание электронных средств учебного назначения с помощью специализированных инструментальных систем, оболочек, образовательных платформ, отладка программы. Затем созданные программы подвергаются экспер
тизе опытных педагогов; при необходимости в них вносятся коррективы.
9. Анализ и корректировка содержания курса, программ и сценариев.
10. Подготовка методической документации для практического применения. По окончании разработки электронных средств учебного назначения следует подготовить необходимый методический материал. В методической документации нужно самым подробным образом описать возможности системы, инструкцию пользователя (обычно отдельно пишутся инструкции для учеников, учителей и администратора сети). Затем автор или коллектив авторов разрабатывает и оформляет методические разработки уроков. Грамотное и детальное оформление методической документации упростит использование разработанного средства другими учителями.
4.3.Анализ, оценка и экспертиза электронных программнометодических и технологических средств учебного назначения
Выделим основные подходы к проблеме оценки качества электронных программнометодических и технологических средств учебного назначения:
• экспериментальная проверка педагогической целесообразности применения электронных программнометодических и технологических средств, основанная на их практическом использовании в процессе обучения в течение определенного периода времени;
• экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов;
• критериальная оценка их методической пригодности, основанная на использовании критериев оценки качества;
• комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из перечисленных ранее подходов.
В настоящее время именно экспериментальная проверка педагогической целесообразности применения электронного средства учебного назначения, созданного учителем или закупленного школой, позволяет учителю лично оценить эффективность собственной разработки или готового электронного учебника. В данном случае нужно быть готовым к тому, что мнения учителей будут сильно отличаться. В ходе экспериментального обучения следует провести предварительный и итоговый анализ электронного средства учебного назначения, заполнив представленную Далее анкету, а затем сравнить заявленные авторами характери
стики и мнения учителей, которые использовали данный программный продукт в учебном процессе.
Анкета
Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию