Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 9 страница

Требования к оформлению документации обосновывают необходимость грамотного и подробного оформления методиче­ских указаний и инструкций пользователя.

В процессе разработки, модернизации и адаптации электрон­ных средств учебного назначения учителю необходимо ориенти­роваться не на отдельные требования, а на их систему, что обес­печивает научно обоснованный выбор целей, содержания и ме­тодов организации учебной деятельности.

6. Разработка сценария программы и методики проведения занятий с его использованием, определение функций обучаемого,

учителя и системы на каждом этапе занятия. В сценарии должны быть отражены все этапы занятия, а также должны быть подроб­но расписаны функции машины (системы), работа учеников и работа учителя на всех этапах занятия, определены те функции учителя и обучаемого, которые предстоит автоматизировать (более подробно вопросы написания сценария и методики проведения занятия изучаются на лабораторных занятиях; пример приведен в Приложении 2). Каждый сценарий представляет собой опреде­ленную последовательность фрагментов программы. Размер фрагментов подбирается таким образом, чтобы он помещался на экране и был легко читаем. Количество строк фрагмента (заголо­вок с текстом, задача, вопрос с ответами) обычно составляет 10...20. Количество символов в строке не превышает 60, т.е. сред­нее число символов в стандартной строке книги. Текст, посту­пающий на экран дисплея, усваивается иначе, чем текст, напи­санный на бумаге. Здесь имеют значение и свечение букв, и неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть лако­ничным, конкретным и ясным. Предъявление учебного материа­ла может осуществляться в любом временном режиме (быстрее, медленнее) и многократно. Это зависит от уровня знаний обу­чаемого и требуемого уровня его подготовки. Значительно улучшает восприятие учебного материала выделение той или иной информации (подчеркиванием, мерцанием, наличием абзаца и т.д.). Компоновка учебного материала, его изложение должны вестись с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.

Выделим основные функции компонентов процесса обучения информатике с применением электронных средств учебного на­значения:

1) функциональное назначение электронного средства учеб­ного назначения (электронного учебника и т.п.). Использование электронного средства учебного назначения в учебном процессе позволяет реализовать следующие основные функции:

• информационносправочная, за счет представления разного рода информации при использовании баз данных, средств теле­коммуникации и связи; представления на экране теоретического материала, методики решения задач и т.д.;

• демонстрация наглядного материала, компьютерной визу­ализации изучаемого объекта и его составных частей;

• индивидуализация и дифференциация процесса усвоения Учебного материала в ходе плановых занятий, самоподготовки и тренировки обучаемых, за счет генерации заданий различного Уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

• рационализация учебного процесса, за счет возможностей поэтапной работы, работы в определенном темпе;

• контролирующая, за счет осуществления объективного кон­троля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок; осуществления самоконтроля и индиви­дуальной корректировки знаний, умений, навыков, умения пра­вильно решать задачи;

• корректирующая, за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

• диагностирующая, так как система диагностирует ошибки в работе обучаемых, в ходе ответов на вопросы тестов и информи­рует учителя о результатах обучения, наиболее часто встречаю­щихся ошибках;

• автоматизация процессов управления учебной деятель­ностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хране­ния информации об обучаемых, рассылки необходимого мате­риала и информации по сети;

• моделирование реальных опытов, имитация работы разно­образных стендов, объектов, процессов и явлений;

2) функциональное назначение базы знаний учебного назначе­ния. Функции базы знаний во многом аналогичны функциям обыч­ного учебника, поэтому одна из основных функций — обучающая функция. Дело в том, что работа с базой знаний развивает у обу­чаемых способность к самообразованию, умение учиться, добывать знания доступными способами, в том числе с помощью современных средств информационных и коммуникационных технологий.

Информационная функция обеспечивает обучаемых необходи­мой и достаточной информацией в рамках учебной программы по данному предмету, развивает у них умение самостоятельно обра­батывать информацию. Иногда эту функцию подразделяют на информационно-предъявляющую и информационно-иллюстри­рующую. Информационно-предъявляющая функция заключается в предъявлении текстовой и справочной информации, а информа­ционно-иллюстрирующая функция — в предъявлении иллюстра­тивного материала с помощью иллюстраций, рисунков, графиков, анимационных видеороликов.

Систематизирующая функция реализует требование систе­матичности и последовательности в изложении материала. Учеб­ный материал расположен в базе данных в определенной после­довательности, что позволяет обучаемым в процессе работы на занятии изучать его последовательно. Система позволяет обуча­емым продвигаться в глубь экрана посредством активных окон. В том случае, когда обучаемый считает, что он уже хорошо знает теорию, он может самостоятельно выбирать траекторию дальней­шей работы на занятии.

Трансформационная функция заключается в том, что учебный материал, находящийся в базе знаний, обучаемый может ис

пользовать с учетом потребностей в той или иной информа­ции.

Предусматривается интегрирующая функция, которая заклю­чается в том, чтобы дать возможность обучаемым использовать на уроках информатики дополнительную информацию из смеж­ных наук.

Координирующая функция заключается в том, что во время работы обучаемого с учебным средством ему предоставляется возможность использования дополнительного материала. В каче­стве дополнительного материала могут быть применены рисунки, иллюстрации, анимационные ролики, видеосюжеты.

Функции закрепления и контроля реализуются в основном в контролирующем модуле, но и работая с базой знаний, обучаемый имеет возможность многократного повторения материала.

Развивающевоспитательная функция заключается в том, что реализация системы гипермедиа развивает наглядное, образ­ное мышление ребенка. Самостоятельная работа с базой знаний формирует у обучаемого способность к творчеству, стимулирует мыслительную активность, активизирует самостоятельную дея­тельность, развивает личностные качества.

Консультативная функция реализуется в результате запросов обучаемых, возникающих при выполнении определенных учеб­ных действий; объем помощи обучаемый выбирает самостоя­тельно;

3) функции учителя в процессе обучения с использованием средства обучения на базе ИКТ:

• организация обучения и управление учебным процессом, планирование собственной деятельности и деятельности учени­ков, контроль за ходом учебного процесса;

• разработка, адаптация, модернизация электронных средств учебного назначения; подбор материалов для урока среди ресур­сов сети Интернет; подбор и компоновка учебного материала, формул, схем, таблиц, рисунков;

• разработка методики проведения уроков, методической и инструкторскометодической документации;

• разработка и переработка вопросов, ответов и задач; выявле­ние ошибок в ответах учеников; осуществление их коррекции для конкретного обучаемого, если это не предусмотрено в системе;

• выполнение аналитических функций по выявлению общих для всех учеников затруднений в целях коррекции методики пре­подавания;

• прогнозирование направления личностного развития обуча­емых;

• осуществление подбора и коррекции критериев оценки деятельности учеников; адаптация программных средств учебно

го назначения к условиям конкретного класса; выбор режима работы; обновление и дополнение учебного материала.

Значительная часть обучающих функций переходит к средству обучения, компьютер выполняет большую часть рутинных опе­раций по сбору и обработке информации, учитель сохраняет за собой часть функций управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всего класса. Следует также отме­тить, что функции учителя зависят от формы учебного занятия и вида учебной деятельности, а главное — от возможностей средств ИКТ, которые используются на конкретном уроке.

Приведем ряд примеров. При изложении нового учебного материала учитель следит за полнотой и наглядностью инфор­мации, представляемой на экран компьютера или на интерактив­ную доску, реагирует на потребности и интересы конкретной аудитории. На практических и лабораторных занятиях основ­ная цель деятельности учителя: постановка перед классом задач, обеспечение рабочей обстановки, контроль за ходом занятия, выявление ошибок и затруднений, корректировка методики про­ведения занятия в зависимости от уровня готовности конкретно­го класса;

4) функции ученика на уроке в условиях использования электронного средства учебного назначения (смещаются в на­правлении поиска, выбора, обработки, продуцирования инфор­мации). Увеличение доли самостоятельной работы обучаемого способствует тому, что ученик не просто является потребителем учебной информации, а он становится активным участником учебного процесса, творцом. Он получает возможность выбора самостоятельной траектории обучения и темпа работы с програм­мой. Применение учеником информации, которую он добыл самостоятельно, переводит его с уровня пассивного потребителя информации на уровень активного преобразователя информа­ции.

7. Проведение предварительного психологопедагогического анализа изменения эффективности обучения при использовании средств информатизации образования. Например, анализируют­ся возможности активизации учебнопознавательной деятельно­сти обучаемых. Соответственно рассматриваются вопросы ис­пользования методов проблемного обучения, увеличения доли самостоятельной работы ученика и степень реализации интерак­тивного учебного диалога между пользователем и системой, во­просы эффективности методов контроля, оценки знаний и др.

8. Программирование или создание электронных средств учеб­ного назначения с помощью специализированных инструмен­тальных систем, оболочек, образовательных платформ, отладка программы. Затем созданные программы подвергаются экспер

тизе опытных педагогов; при необходимости в них вносятся кор­рективы.

9. Анализ и корректировка содержания курса, программ и сценариев.

10. Подготовка методической документации для практическо­го применения. По окончании разработки электронных средств учебного назначения следует подготовить необходимый методи­ческий материал. В методической документации нужно самым подробным образом описать возможности системы, инструкцию пользователя (обычно отдельно пишутся инструкции для учени­ков, учителей и администратора сети). Затем автор или коллектив авторов разрабатывает и оформляет методические разработки уроков. Грамотное и детальное оформление методической доку­ментации упростит использование разработанного средства дру­гими учителями.

4.3.Анализ, оценка и экспертиза электронных программнометодических и технологических средств учебного назначения

Выделим основные подходы к проблеме оценки качества элек­тронных программнометодических и технологических средств учебного назначения:

• экспериментальная проверка педагогической целесообраз­ности применения электронных программнометодических и технологических средств, основанная на их практическом исполь­зовании в процессе обучения в течение определенного периода времени;

• экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов;

• критериальная оценка их методической пригодности, осно­ванная на использовании критериев оценки качества;

• комплексная оценка качества, интегрирующая все или не­которые из перечисленных ранее подходов.

В настоящее время именно экспериментальная проверка пе­дагогической целесообразности применения электронного сред­ства учебного назначения, созданного учителем или закуплен­ного школой, позволяет учителю лично оценить эффективность собственной разработки или готового электронного учебника. В данном случае нужно быть готовым к тому, что мнения учите­лей будут сильно отличаться. В ходе экспериментального обучения следует провести предварительный и итоговый анализ электрон­ного средства учебного назначения, заполнив представленную Далее анкету, а затем сравнить заявленные авторами характери

стики и мнения учителей, которые использовали данный про­граммный продукт в учебном процессе.

Анкета

Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию

Наши рекомендации