Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 4 страница

• списки рассылки (listsews) предоставляют возможность об­мена электронными письмами внутри некоторой группы, каждый член которой может послать сообщение на адрес списка рассыл­ки. Это сообщение будет автоматически разослано всем осталь­ным участникам на их электронный почтовый ящик. Списки рассылки используются в сфере образования для обмена инфор­мацией между учителями, оповещения о семинарах и конферен­циях, рассылки документации или методических материалов из органов управления образованием и т.д.;

• электронные конференции, или «электронные доски объ­явлений» (Usnet, NetMeeting), обеспечивают информационное взаимодействие пользователей Интернета. Для этого пользовате­лю необходимо войти в Интернет и набрать адрес конференции, послать сообщение в письменном виде по электронной почте, прочитать в удобное время сообщения участников (учеников, учителей или единомышленников). У каждой конференции есть свой координатор, который следит за тематикой присылаемых

сообшений. Эти системы рекомендуется использовать в школах, которые не имеют прямого доступа к широкополосным системам связи. В течение определенного периода времени участники при-сылают сообщения, читают сообщения других участников, посы-лают (отправляют) свои отклики. Электронные конференции можно использовать при проведении учебно-исследовательских проектов и в целях развития навыков общения в ходе совместной работы учащихся нескольких школ;

. форум (forum) — это инструмент для общения на сайте, ко­торый может быть использован для проведения различных дис­куссий. Отправить сообщение на форум достаточно просто — нужно только заполнить на сайте определенную форму, сообщить сведения об авторе, выделить тему и набрать сообщение. Конт­ролирует содержание сообщений и правила поведения участников форума специальный человек, которого принято называть моде­ратор. Сообщения на форуме хранятся достаточно долго, ответ на любое сообщение можно дать в удобное время. Форумы часто используются для обсуждения тех или иных событий, а также для проведения пресс-конференции.

К настоящему времени более широкое распространение полу­чили асинхронные средства связи. Именно эти средства инфор­мационного взаимодействия наиболее простые для использования неподготовленными пользователями и обходятся школам значи­тельно дешевле. В ходе работы с асинхронными средствами обще­ния учителя и ученики могут обмениваться письмами, учебными пособиями, электронными учебными материалами. Полученную корреспонденцию можно прочитать в любое удобное время и использовать на уроках, в самостоятельной работе учеников. За­частую именно обмен электронными письмами позволяет орга­низовать разнообразные учебно-исследовательские проекты, в том числе при проведении интегрированных уроков по инфор­матике (информатика и иностранный язык, информатика и гео­графия и др.). Асинхронные средства необходимо использовать в тех учебных заведениях, которые не имеют доступа к широкопо­лосным системам связи.

Синхронные средства общения

Развитие коммуникационных технологий, подключение учебных заведений к выделенным оптико-волоконным линиям связи способствуют расширению использования синхронных средств общения в учебном и воспитательном процессах. Рассмотрим возможности пользования в образовании синхронных средств общения

• видеоконференции — позволяют всем участникам общаться режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа «один ко многим» (лекция, пресс-конференция) или «многие ко многим» (телемост). В ходе общения можно использовать видеодемонстрации и видеофрагменты. С помощью видеоконференции ученики могут общаться и консультироваться с учениками, учителями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеокон­ференции могут быть организованы и проведены в урочное (дис­танционный урок) или неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции ученикам приходится общаться на иностранном языке с носите­лями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки, и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими орга­низационными формами и методами обучения (например, про­ведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучаемый встречаются на экранах). Дистан­ционные лабораторные работы выполняются в тех случаях, когда нужно проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учеб­ном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической со­вместимости программ и уточнить время и расписание работы.

Участие учеников и учителей в электронных и видеоконферен­циях развивает учебные и межкультурные коммуникации как на уровне ученик — учитель, так и между отдельными учениками, учителями, коллективами учебных заведений. Информационное учебное взаимодействие осуществляется уже на глобальном уров­не, у школ появляется возможность выхода в мировое сообщество, общения со сверстниками из других городов и стран. В настоящее время формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные по личностным интересам пользователей. Сле­дующим шагом в расширении использования возможностей Ин­тернета в образовании становится формирование так называемых on-line-сообществ, распределенных коллективов, которые совмест­но работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и др.;

• IRC (от англ. Interactive Relay Chat — интерактивно переда­ваемый разговор) — специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматри­вать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения;

• ICQ (от англ. I seek you - я ищу тебя) — специальная служба обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые и звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою записную книжку) и получать информацию о том, находятся ли они в данный момент времени в сети или нет;

• МОО (от англ. Multi-User Object Oriented — многопользова­тельский объектно-ориентированный) — специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями поль­зователей (учениками и учителем, учителями и работниками органов управления образованием и т.д.) в реальном времени;

• MUD (от англ. Multi-User Domain — многопользовательский домен) — позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник со­общений. Технологии MUD и МОО первоначально были ориен­тированы на предоставление группам пользователей возможности игры в Интернете;

• Telnet (Teletype Network) — специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из классной комнаты или из дома в другие компьютеры и использо­вать их ресурсы.

Помимо рассмотренных средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации:

• FTP (от англ. File Transfer Protocol — протокол передачи данных). На FTP-серверах учреждений образования можно хра­нить файлы, содержащие разного рода цифровые информацион­ные и образовательные ресурсы;

• IP-телефония (Internet Protocol — интернет-протокол) — специальная технология, позволяющая использовать Интернет. Для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени;

• On-line Database (он-лайновая база данных) — это форма информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернета позволяет интенсифицировать учебную, научную и творческую деятельность учителя и ученика. Например, при подготовке к занятиям по информатике ученик изучает самую последнюю информацию о достижениях в области информатики и информационных технологий,

систематизирует и анализирует ее, выбирает главное, пишет ре­ферат и выступает на уроке с докладом;

• цифровое телевидение — применяет цифровое сжатое видео (Compressed Digital Video — CDV). Для использования цифрово­го телевидения компьютер оснащается адаптером для подключе­ния к сети, видеокамерой, микрофоном и громкоговорителями. В последнее время в образовательных целях начинают использо­вать такие экспериментальные технологии, как кабельное (cable TV) и интерактивное телевидение (iTV).

Итак, глобальные телекоммуникации принципиально усилили роль учителя как организатора познавательной деятельности уча­щихся, изменив характер информационного взаимодействия между учителем и учеником, между учебными заведениями и органами управления образованием. Они позволяют формировать информационную образовательную среду учебного заведения, функционирующую на основе школьного Web сервера; позволя­ют создавать, хранить и использовать в учебное процессе инфор­мационные и образовательные ресурсы предметных областей, в том числе ресурсы, созданные на базе Web технологии.

В новых условиях эффективность обучения вомногом зависит от уровня подготовки учителя в области использования возмож­ностей информационных и коммуникационных технологий, от­носящихся к его профессиональной деятельности.

Выделим основные направления примененния возможностей технологии телекоммуникации в учебном прцессе.

• дистанционный доступ к информационна ресурсам Ин­тернета, информации на CD-ROM, кабельному или интерак­тивному телевидению. Этот вид доступа получает более ши­рокое распространение. Учащиеся получают доступ к разнооб­разным информационным ресурсам для выполнения домашних заданий, написания рефератов; при этом традиционные источ­ники информации используются учащимися на более качествен­ном уровне. Увеличение доли самостоятельной работы, которая выполняется учащимися, с одной стороны, вынуждает учителя более творчески подходить к учебному процессу, а с другой — способствует развитию у учеников учебных навыков, умения планировать и организовывать работу. Избыточность информации способствует появлению критического взгляда У обучаемого и формированию аналитических способностей, что создает пред­посылки для творчества.

В процессе использования в школах технологии дистанцион­ного доступа к ресурсам Интернета следует принимать во вни­мание следующие соображения. Во-первых, необходимо, чтобы учителя ставили перед учениками четкие и ясные задачи и в целях сокращения времени на поиск нужной информации да-

вали им либо адреса основных сайтов и порталов, либо ключе-вые слова, по которым следует искать информацию среди неис-пользуемых ресурсов всемирной сети. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность материалов, к которым получают доступ учащиеся конкретной школы. В-третьих, необходимо учитывать стоимость доступа к информации и возможность ее копирования данного сайта или портала. Самостоятельная рабо­та с информационными ресурсами Интернета в отличие от боты ученика и учителя позволяет защитить учеников от воз­можных проблематичных взаимоотношений между учеником и учителем.

Современные технологии позволяют осуществлять свободный доступ ко всем ресурсам удаленного компьютера, работать с ин­формацией, хранящейся на этом компьютере, в том числе с ин­формацией на CD-ROM, установленном на этом компьютере. Дистанционное использование информации с удаленного CD-ROM образовательного назначения возможно в самостоятельной деятельности учащихся или непосредственно на уроках в качестве дополнения к традиционным учебным материалам. Причем, как правило, эта информация лучше структурирована, чем в Интер­нете, и зачастую ей удобнее пользоваться как учащимся, так и учителям;

• создание информационных ресурсов и размещение их в Ин­тернете. Размещение различных работ на сайтах Интернета спо­собствует развитию творческих способностей учеников. В данном случае ученики уделяют больше внимания процессу созидания, у них возникает интерес к выполнению творческих заданий, реше­нию проблемных ситуаций, развивается процесс взаимопомощи учителей и учеников в учебной группе. Самостоятельная работа ученика в области создания информационных ресурсов в элек­тронном виде пока ограничена опытом и знаниями учителя. За­частую такая работа проводится факультативно, однако вызывает неподдельный интерес у учащихся.

Созданные программные продукты и информационные ресур­сы учащиеся могут использовать сами или распространять через Интернет. Особенно привлекательным для учеников является создание разнообразных программных продуктов, запись их на электронные носители, разработка Web-страниц, различных баз данных. К этому виду деятельности могут быть привлечены учащиеся разных возрастов. Даже младшим школьникам по силам создание простейших Web-страниц. Соответственно ученикам средних и старших классов можно поручить создание значитель-ных и сложных по исполнению сайтов с помощью учителя. Если учитель информатики вместе с учениками создает информационные ресурсы и размещает их в сети Интернет, то

ети получают возможность продемонстрировать свой творческий потенциал, выставить на сайтах свои работы;

• общение через электронные средства связи (электронна почта, электронные конференции и дискуссии, списки рассылки, видеоконференции, факс). Такое общение может проходить в асинхронном или синхронном режиме. Учителям следует учиты вать достоинства и недостатки той или иной технологии, а также принимать во внимание стоимость и возможные последствия применения той или иной технологии.

Данный вид общения способствует развитию у учеников ком­муникативных способностей, играющих важную роль в развитии социальной адаптации индивидуума. Развитию социальных и коммуникативных способностей личности с помощью средств коммуникации способствует и то обстоятельство, что ученику при работе в сетях предоставляется возможность обучения формам социального взаимодействия между самыми разными группами людей, что, в свою очередь, позволит молодому человеку приоб­рести навыки общения с различными собеседниками, опыт по­ведения в обществе, развить его социальные способности, при обрести умение адаптироваться в социуме.

2.3.Технологии телекоммуникации в учебной и воспитательной деятельности

Особого внимания заслуживает использование в учебном про­цессе возможностей телекоммуникаций. Глобальные телекомму­никации на основе Web-технологии принципиально изменили роль учителя и характер информационного взаимодействия меж­ду учеником и учителем. Технология телекоммуникации может быть использована всеми участниками образовательного процес­са (учителями, учениками, родителями, работниками управления системой образования).

В школах, подключенных к Интернету, можно наблюдать рас­ширение использования распределенных информационных ре­сурсов сети Интернет на уроках, в самостоятельной деятельности и в воспитательных целях. Информационное взаимодействие между участниками учебного процесса (учителями, учениками, родителями, работниками органов управления системой образо­вания) осуществляется в синхронном и асинхронном режимах. Во многих школах организуется подписка на информационные услуги образовательных порталов и сайтов, создаются собствен­ные сайты школы. Еще одно из важнейших направлений исполь­зования телекоммуникационных технологий в системе образова­ния — автоматизация внутришкольного управления.

Применение технологии телекоммуникации в учебной и вос-тательной деятельности позволяет:

• учителям и ученикам получить свободный доступ к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения из школы и дома, взаимодействовать с учителями и учениками, находящихся в других городах и странах, принимать участие в разнообразных учебных телекоммуникационных проектах;

• обеспечить ученикам поддержку связи с одноклассниками и учителями, общение со сверстниками в режиме реального време­ни, индивидуальную помощь учителей вне школы;

• сдать ученику домашнее задание в режиме on-line и получить оценку выполненного задания;

• родителям выходить на сайт школы и получать самую разную информацию (например, ознакомиться с замечаниями учителей, графиком школьных мероприятий и т.д.);

• ученикам вести разговоры на иностранном языке с носите­лями языка;

• организовать дистанционное общение между всеми участни­ками учебного процесса;

• проводить совместные уроки с учениками из других регионов и стран, обсуждать с ними наиболее актуальные вопросы совре­менности;

• открыть ученикам доступ к школьной информации и учебным материалам в любое удобное время из школы, библиотеки или дома.

Рассмотрим особенности реализации учебных телекоммуни­кационных проектов при изучении информатики.

Метод проектов, или обучение в сотрудничестве, известен давно и нашел широкое распространение в системах образования различных стран.

Под методом проектов будем понимать систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения через ак­тивные способы действий, в процессе планирования и выполне­ния постепенно усложняющихся практических заданий — про­ектов.

Этот метод зарекомендовал себя с положительной стороны внедрением в учебный процесс исследовательского метода обучения , возможностью установления интеллектуальных контактов между партнерами по проекту, разнообразием видов учебной и телекоммуникационной деятельности.

Рассмотрим виды телекоммуникационной деятельности, которые могут быть использованы в ходе проведения учебного теле- коммуникационного проекта. Свободная переписка. Это наиболее часто используемая, аналогичная

переписке с использованием обычной почты. Свободная переписка реализуется в виде обмена электронной почтой между группами учеников, участвующих в конкретном проекте. Свободная переписка — прекрасный источник для изучения иностранных языков, культурных традиций различных народов.

Глобальный класс. Вданном случае два или более класса (находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и ту тему, обсуждая то, что они изучают, по заранее определенному графику. Поскольку все преподаватели, имеющие доступ к Интернету, могут использовать электронную почту, многие из участников проекта применяют электронную почту как единую среду общения. Другие преподаватели и учащиеся используют группу новостей и доски объявлений, расположенные на сайтах учебных заведений или на образовательных порталах. На электронной доске объявлений вывешиваются вопросы для обсуждения и ин­формация о полученных через электронную почту от учащихся преподавателей и ученых сообщениях, относящихся к проекту! Эти сообщения обычно красиво оформлены и их могут виде другие учащиеся, родители, администрация, посетители. В обсуждении вопросов проекта принимают участие учащиеся, учит а также все желающие.

Электронные встречи.Электронная почта, группы новостей, электронные доски объявлений могут также дополняться син­хронным общением в реальном времени. При этом общение между учащимися и их гостем происходит путем поочередной печати на клавиатуре с использованием возможности переговоров в чатах или на форумах.

Электронное обучение.Специалисты различных профилей из вузов, частных и государственных учреждений и предприятий или других школ, связанные Интернетом, могут служить элек тронными преподавателями для учащихся, желающих ознакомится со специальными темами в интерактивном режиме. Так, учебных целях может быть организовано общение учащихся с руководителями, политиками, писателями и другими экспертами в определенной сфере деятельности. Другая разновидность такого рода проекта — когда в качестве электронных педагогов вы ступают студенты старших курсов некоторых вузов по отношению к школьникам в других городах и даже странах.

Ролевые игры. Впроектах, основанных на ролевых играх участники общаются друг с другом, играя определенную роль. Например, учащиеся исполняют роли исторических деятелей главных героев книг, которые изучаются в школе.

Метод проектов — один из видов исследовательской деятельности, адекватных современному уровню информатизации общества, который может быть реализован на практике в виде учебного

телекоммуникационного проекта, в процессе выполнения которого используются перечисленные ранее синхронные или асинхронные средства общения.

Учебный телекоммуникационный проект — одна из перспективных форм совместной (коллективной) деятель­ности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед уча­щимися, носит не учебный характер и моделирует цель ка­кой-либо научной или производственной деятельности (на­пример, цель учебного проекта по информатике — выявить наиболее экономичные компьютеры или наиболее скорост­ные технологии передачи данных). Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в кол­лективе с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность.

Отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:

• временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);

• использование разнообразных видов телекоммуникационной деятельности;

• четкая организация деятельности учащихся, которая устанав­ливается координатором проекта.

Рассмотрим типологию и примеры использования телекомму­никационных проектов в образовательном процессе в целях ор­ганизации дистанционного общения учеников с другими учени­ками, отдельных учеников с группами, групп с группами.

Типология телекоммуникационных проектов.Выделим основные типологические признаки телекоммуникационных проектов.

По методу или виду деятельности телекоммуникационные проекты подразделяются на исследовательские, творческие, игровые (ролевые), ознакомительно-ориентированные (информационные), практико-ориентированные (прикладные), монопроекты, межпредметные.

По характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть с открытой координацией, со скрытой координацией.

По характеру контактов телекоммуникационные проекты подразделяются на внутренние, региональные (ученики одной школы, нескольких школ), и международные (ученики из разных стран).

По количеству участников телекоммуникационные проекты подразделяются на индивидуальные, парные и групповые.

По длительности телекоммуникационные проекты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Рассмотрим особенности реализации телекоммуникационных проектов при изучении информатики.

1. Исследовательские проекты отличают продуманная структура, совпадающая с научным исследованием, четко обозначенные цели, актуальность предмета исследования для всех участников социальная значимость, соответствующие методы экспериментальных и опытных работ, обработки результатов. Поскольку все преподаватели, имеющие доступ к Интернету, могут использовать электронную почту, многие из проектов применяют электронную почту (иногда посредством дискуссионных групп на List-серверах) как единую среду общения. Преимущество реализации исследо­вательского проекта с использованием возможностей электронной почты для сферы образования заключается прежде всего в до­ступности и простоте средств и способов получения и отправле­ния информации. В ходе работы над проектом постоянно осу­ществляются связь и обмен информацией между участниками проекта, электронное общение учеников с учениками, учеников или учителей с группами учеников, групп с группами. Учителя и учащиеся используют группы новостей и связанные с Интернетом доски объявлений. Учитель может в ходе урока использовать ми­ровые информационные ресурсы (энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории) для организации иссле­довательской деятельности учащихся. Общение между участни­ками телекоммуникационного проекта может быть реализовано в виде свободной переписки, электронных встреч в режиме теле-или видеоконференций.

Электронные конференции могут использоваться при прове­дении различных учебно-исследовательских проектов учащимися нескольких школ. Работа участников проекта в режиме электрон­ных конференций позволяет привлечь к участию в обсуждении широкий круг желающих. Именно этот режим получает наиболь­шее распространение благодаря тому, что для его проведения не нужно задействовать большие ресурсы памяти и широкополосный доступ в Интернет. Учителю следует обратить внимание на то, что в ходе работы над проектом каждый из участников должен при­нимать участие в обсуждении исследуемых проблем, высказывать­ся по обсуждаемым вопросам, обмениваться информационными ресурсами. Общение в асинхронном режиме происходит медлен­нее, чем в режиме видеоконференции. Асинхронные средства связи требуют больше времени для выявления и корректировки возникающих недоразумений.

Видеоконференция — это технология, которая может быть реализована на разного рода занятиях, в ходе проведения разно-образных коммуникационных проектов. Учителю при исполь-зовании этого средства общения необходимо тщательно плани-ровать и готовить каждое учебное мероприятие, заранее обеспечивать полную совместимость в учебных программах и расписании занятий всех участников проекта, оборудовать классы специальной техникой, в том числе средствами представления аудиовизуальной информации.

2 Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только на­мечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Участники проекта осуществляют поиск, систематизацию инфор­мации, необходимых данных или сведений из огромного потен­циала сети Интернет. Основные виды телекоммуникационной деятельности: свободная переписка, электронные встречи, гло­бальный класс.

3. Игровые {ролевые) проекты — структура только намечает­ся и остается открытой до завершения работы. Участники при­нимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные персонажи, выдуманные герои, имити­рующие социальные или деловые отношения, осложняемые при­думанными участниками ситуациями), встречаются в режиме теле- или видеоконференций.

4. Ознакомительно-ориентировочные {информационные) проекты — ознакомление участников проекта с информацией об объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначен­ных для широкой аудитории. В ходе проекта происходит инфор­мационное взаимодействие учеников и учителей, совместный поиск и анализ распределенного информационного ресурса.

этих условиях обеспечивается равенство участников в процес­се диалога, что способствует демократизации обучения и усили­вает его воспитательную функцию. В ходе проекта могут быть использованы свободная переписка, электронные встречи в ре­жиме телеконференций.

5. Практико-ориентированные {прикладные) проекты отличают тщательно продуманная структура, сценарий всей деятельности участников с определением функций каждого, четкие выводы, т.е. оформление результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Реализация пректа предполагает использование свободной переписки, электронных встреч в режиме теле- или видеоконференций-. 6. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета, выбираются на наиболее сложные разделы или темы серии уроков. Работа над

проектом предусматривает применение знаний из других областей для решения проблемы. В процессе выполнения проекта лучше осуществлять поиск информации в Интернете по специфически ключевым словам. В ходе этого проекта могут быть использования свободная переписка для обмена полученной информацией, электронные встречи для обсуждения наиболее важных проблем и вопросов. Примерная тематика проектов по информатике: «Экскурсии в кабинет информатики», «Самый быстродействующий компьютер «Экскурсия в Интернет», «Здравствуйте, я — компьютер».

7. Межпредметные проекты выполняются обычно во вне урочное время. Это могут быть либо небольшие проекты, затря гивающие два-три предмета, либо объемные, продолжительные общешкольные проекты, решающие сложную проблему, значи­мую для всех участников проекта. Межпредметные проекты могут осуществляться в ходе интегрированных уроков (например, по информатике и иностранному языку, информатике и математике и др.). Проведение интегрированных уроков способствует раз­витию межпредметных связей, усилению мотивации. В ходе про­екта осуществляется постановка междисциплинарной проблемы, что способствует решению проблемы с позиций разных предме­тов. Форма проведения межпредметных проектов — семинар или конференция. В ходе проведения межпредметного телекоммуни­кационного проекта могут быть реализованы различные виды телекоммуникационной деятельности.

Наши рекомендации