Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 2 страница

Внедрение средств информатизации и коммуникации в систему управления учебным заведением способствует совершенствованию механизмов управления системой образования, созданию и использованию автоматизированных банков данных научно-

педагогической информации, информационно-методических материалов.

Информатизация образования и как процесс, и как область научного знания нацелена на решение комплекса задач и проблем. Выделим основные задачи, стоящие перед системой образова­ния.

1. Разработка новых методов и организационных форм обуче­ния.

2. Создание учебно-методических комплексов нового поколе­ния.

3. Разработка и внедрение в учебном заведении автоматизиро­ванных систем управления, наполнение баз и банков данных научно-педагогической информацией для осуществления инфор­мационного взаимодействия между работниками системы обра­зования.

4. Наполнение и использование распределенного информаци­онного ресурса сети Интернет в образовательных целях.

Рассмотрим перечисленные задачи и обозначим возможности их решения.

Реализация идей информатизации образования требует разра­ботки специальных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимо­действия.

Особое внимание в процессе информатизации уделяется влиянию новых средств обучения на личность обучаемого. Обу­чаемый в новых условиях является не просто потребителем учеб­ной информации. Он становится мыслителем, генератором новых для себя знаний.

Электронные информационные ресурсы на базе средств ИКТ — это не просто база учебно-методических материалов, а мощное средство для развития мышления, становления творческой, ак­тивной, инициативной личности.

Разработка новых моделей образования в условиях расширения спектра применения компьютеров в учебном процессе потребует серьезной работы по созданию новых учебно-методических ком­плексов.

Современные учебно-методические комплексы включают в себя не только бумажные варианты учебных пособий (учебников, рабочих тетрадей и т.д.) для учеников, методических материалов для учителей (детальное описание методики проведения каждого занятия), но и разнообразные электронные учебно-методические материалы для всех участников учебного процесса. Эти электрон­ные учебные материалы могут включать в себя информационные, моделирующие, демонстрационные и другие типы электронных средств образовательного назначения; тестирующие, диагностирующие программы для контроля и оценки уровня знаний обу­чаемых, установления интеллектуального потенциала, проведения психодиагностики; системы автоматизации процессов обработки учебного, исследовательского, демонстрационного лабораторно­го эксперимента, как реального, так и виртуального.

Автоматизация процессов обработки информационных потоков внутри учебного заведения, обработки нормативной, учебно-методической, технической и другой информации, поступающей в учреждения образования, упрощает ведение делопроизводства, определяет действенность принимаемых управленческих решений.

Автоматизация управления учебным заведением на базе средств ИКТ позволит использовать современные системы обработки, анализа и хранения информации (текстовой, графической, визу­альной, речевой); предоставить обучаемым, учителям, родителям, работникам органов управления образованием возможность уда­ленного доступа в учебное заведение и дистанционного общения друг с другом. Учителя могут ознакомиться с новыми приказами и распоряжениями, идеями учителей-новаторов, узнать о новых учеб­никах, семинарах и конференциях; работники органов управления образованием — собрать исчерпывающий материал о той или иной школе, а также получить другую необходимую информацию.

Современные системы управления учебным заведением имеют модули для создания сайтов, организации информационного взаимодействия образовательного назначения в локальных и гло­бальных сетях, модули тестирования и контроля знаний, модули создания электронных учебников, учебно-методических мате­риалов, ведения электронных журналов и многое другое. Одно из средств индивидуальной оценки достижений учащегося называют «портфолио достижений ученика».

Электронный портфолио (е-портфолио) на базе средств ИКТ представляет собой совокупность документов, включающую в себя результаты квалификационных работ ученика и их примеры, под­тверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений, в том числе и вне образо­вательной системы.

Информатизация образования инициировала создание мето­дических подходов, предполагающих активное использование в Учебном процессе распределенного информационного ресурса сети интернет геоинформационных технологий. Интернет-технологии позволяют применять в учебном процессе информационную среду науки и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).

Следующий этап информатизации общества и образования проф. Стэфен Хеппл (Великобритания) назвал эрой пост - РC. Ученый предположил, что на этом этапе возрастет роль мини-компьютеров, мобильных телефонов с расширенными функция­ми в области обработки, воспроизведения и передачи аудио- и видеоинформации.

Более подробно перечисленные цели и задачи информатизации образования рассмотрены далее.

Рассмотрим современную трактовку понятия информационных и коммуникационных технологий, средств информационных и коммуникационных технологий. Данные понятия следует отнес­ти к числу основных, базовых понятий предметной области «ин­форматизация образования».

Сначала отметим основные отличия понятий «технология» и «средства».

Технология — это совокупность производственных опе­раций, методов и процессов в определенной отрасли произ­водства, приемов, применяемых в каком-либо деле.

Средства — это орудие (предмет, приспособление или их совокупность), необходимое для осуществления какой-либо деятельности.

Например, технические средства обучения (ТСО) представляют собой совокупность технических устройств с дидактическим обе­спечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе в целях его оптимизации, предъявления и обработки информации.

Рассмотрим понятия «информационные технологии», «комму­никационные технологии» и «средства информационных и ком­муникационных технологий». Одно из основополагающих понятий научной области «информатика» — понятие «информационные технологии».

Информационные технологии представляют собой совокуп­ность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов. Следовательно, использование информационных технологий в образовании позволяет осуществлять сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.

Информационные технологии включают в себя базовые тех­нологические процессы, базовые и специализированные инфор­мационные технологии, инструментальную базу. Выделим основ­ные возможности информационных технологий:

• реализация современных программных, программно-аппа-оатных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;

• использование специальных формализмов (логико-лингви­стических моделей) для представления декларативных и процедур­ных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудноформализуемых или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;

• обеспечение интерактивного режима взаимодействия поль­зователя и системы при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;

• обеспечение информационного взаимодействия пользовате­ля с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.

Коммуникационные технологии предназначены для обеспе­чения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости, обеспечения информационного взаимодействия пользователей на локальном или глобальном уровне.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — это программные, программ­но-аппаратные и технические средства и устройства, функ­ционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники. Это средства и системы транслирования информа­ции, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обра­ботке, передаче информации и возможности доступа к ин­формационным ресурсам локальных и глобальной компью­терных сетей.

Состав средств ИКТ показан на рис. 1.1. К средствам ИКТ относятся электронные вычислительные машины (ЭВМ), персо­нальные электронные вычислительные машины (ПЭВМ); комп­лекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; ло­кальные вычислительные сети, современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие поль­зователей как на локальном, так и глобальном уровне; устройст-ва ввода-вывода информации всех видов; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной ин­формацией и ее транслирования; средства архивного хранения любых объемов информации; устройства для преобразования

Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 2 страница - student2.ru

данных из графической или звуковой формы представления в цифровую и обратно; системы компьютерной графики; программ­ные системы и комплексы (языки программирования, трансля­торы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и др.); системы искусственного интеллекта; электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа и телекоммуникации.

Электронные средства образовательного назначения, реализо­ванные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации также можно отнести к средствам ИКТ.

Средствами информатизации и коммуникации обра­зовательного назначения называют средства информаци­онных и коммуникационных технологий, которые использу­ются вместе с учебно-методическими, нормативно-техниче­скими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

Педагогический эффект от использования таких средств ИКТ, как интерактивная доска, электронные средства учебного и об­разовательного назначения, программно-аппаратные комплексы для изучения той или иной дисциплины, во многом зависит от уровня проработанности учебно-методической документации. Именно отсутствие детально прописанных методических реко­мендаций по использованию электронных средств учебного на­значения (электронных учебников, образовательных ресурсов сети Интернет и др.) ограничивает использование этих программных продуктов в педагогической практике.

1.3.Дидактические возможности средств ИКТ

Средства обучения использовались всегда в целях возбуждения интереса к предмету, улучшения наглядности и концентрации внимания ученика на наиболее важном или сложном учебном материале.

К традиционным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия, макеты, таблицы, модели, учебно-технические средства, лабораторное оборудование и многое другое. Эти сред­ства подразделялись на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Исполь­зование в учебном процессе всех этих средств позволяло в той или иной степени влиять на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие обучаемых, однако ни одно из этих средств не обладало теми уникальными дидактическими возможностями, которыми обладают средства ИКТ.

 
  Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 2 страница - student2.ru

Перечислим наиболее важные дидактические возможности средств ИКТ (рис. 1.2).

1. Реализация интерактивного диалога — обеспечивается незамедлительной обратной связью между пользователем и средствами ИКТ. Интерактивность в переводе с английского означа­ет взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга. Интерак-тивность диалога предоставляет ученику возможность активного взаимодействия с системой, каждый его запрос вызывает ответное действие системы, и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

2. Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе — предполагает наглядное статическое представление на экране компьютера изучаемого объекта и(или) его составных частей, любого процесса или его модели с возможностью про­движения в глубь экрана, более детального рассмотрения изучае­мого объекта, стенда или агрегата. В некоторых программах представлены процессы, протекающие в микро- и макромирах, а также процессы, которые невозможно изучить с помощью учеб­ных лабораторных стендов. Возможна и графическая интерпре­тация изучаемой закономерности.

3. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, имитация работы лабораторных стендов, агрегатов и машин, интерпретация информации об изучаемых или исследуе­мых объектах в виде таблиц, графиков (например, моделирование процессов и явлений, протекающих при высоких или низких температурах, в космическом пространстве; создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей про­фессиональной деятельности).

4. Хранение больших объемов информации в цифровом фор­мате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния; автоматизация сбора, накопле­ния, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности.

5. Автоматизация процессов вычислительной деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента (в том числе в масштабе реального времени) — реализуется с помощью специ­альных лабораторных стендов на базе микропроцессорной техни­ки, программно-аппаратных комплексов, снабженных датчиками, сопрягаемыми с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран ком­пьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их статистическую обработку, строить графики, таблицы, диа­граммы.

6. Автоматизация управления учебной деятельностью и конт­роля за результатами усвоения, продвижения в обучении, трени­ровки, тестирования; автоматизация информационной деятельности информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса в локальных и глобальных компьютерных сетях в целях улучшения управления образовательным процессом в учебном заведении.

В современных программных разработках, предназначенных для образования, уже реализуются в той или иной степени пере­численные ранее уникальные дидактические возможности средств ИКТ. Это позволяет повышать эффективность обучения прежде всего за счет усиления наглядности демонстрации учебного мате­риала, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, обеспечения объективности контроля, оценки знаний, умений и навыков.

1.4.Совершенствование педагогических технологий и моделей обучения в условиях информатизации образования

Глобальные перемены в обществе, развитие техники и техно­логии оказывают большое влияние на развитие педагогики как науки. Происходит неизбежная трансформация форм и методов обучения, педагогических технологий и моделей обучения. Рас­смотрим более подробно понятие «педагогические технологии». В современной практике работы образовательных учреждений реализуется множество подходов к организации учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и множество техно­логий. Любая из этих технологий представляет собой синтез традиционных и инновационных подходов. Приведем ряд опреде­лений понятия «педагогическая технология».

«Педагогическая технология — это строго научное проекти­рование и точное воспроизведение гарантирующих успех педаго­гических действий».*

Педагогическая технология — это системный метод созда­ния, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Перечислим основные педагогические технологии и модели обучения, а также рассмотрим пути их дальнейшего развития в Условиях информатизации общества и образования.

Информационно-развивающие (когнитивные) технологии обучения ориентированы на прочное усвоение информации,

А И Сласитенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / [В. А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов]. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2004.

формирование стройной системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями. Данная технология имеет ряд преимуществ:

она экономична, облегчает понимание сложного мате­риала, обеспечивает достаточно эффективное управление об­разовательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. К недостаткам относятся сложности практической реализации индивидуализации и диф­ференциации обучения.

Развивающие, проблемные модели обучения направлены на развитие мыслительной активности обучаемых. У истоков разви­вающей технологии обучения стояли такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.В.Выгодский, Л.В Занков, Д. Б. Эльконин, В.В..Давыдов и др. Решающая роль в развивающей технологии отводится принципу обучения на высоком уровне трудности, тогда перед обучаемым возникает препятствие, которое необходимо

­преодолеть, что и способствует его ускоренному развитию. В технологии развивающего обучения особое внимание уделяется

­ понятию «рефлексия». Под рефлексией понимается осознание и осмысление учеником своих действий, приемов и способов учебной деятельности. Большое внимание уделяется и процедуре оценки и самоконтроля. К дискуссионным положениям техноло­гии развивающего обучения следует отнести то, что далеко не все дети в классе способны обучаться быстрым темпом и на высоком уровне сложности. Особенно это касается детей с замедленными динамическими характеристиками личности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой

деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Преимущества технологии проблемного обучения в том, что она способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний в процессе творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатками технологии проблемного обучения являются большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью обучаемых.

Деятельностные технологии обучения ориентированы на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности

(контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе). Деятельностные технологии

обучения широко используются при изучении информатики в школе и вузе. В основу деятельностной технологии обучения положен тезис о том, что изучение любого предмета в конечном итоге нужно для решения тех или иных жизненных задач. Таким образом, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевид­но что любые знания человек приобретает для того, чтобы поль­зоваться ими, решать с их помощью важные для него задачи.

Каждый цикл обучения, основанного на деятельностной тех­нологии, включает в себя несколько этапов. На первых этапах обеспечивается необходимая учебная мотивация обучаемых и объяснение вводимых знаний и умений. На всех последующих этапах цикла должно быть обеспечено управление процессом усвоения (обратная связь, коррекция); обучаемые при этом усваивают материал через решение задач. Процесс обучения идет без заучивания — обучаемые непроизвольно запоминают введен­ные знания, так как они используют их при решении предложен­ных задач, выполнении заданий и упражнений.

В настоящее время накоплен большой опыт использования деятельностного подхода в процессе изучения информатики и информационных технологий. Этот опыт убедительно доказыва­ет эффективность деятельностного подхода к построению учеб­ного процесса.

Демократические социальные преобразования в обществе способствовали тому, что традиционные педагогические техно­логии обучения в настоящее время развиваются и совершенству­ются в направлении индивидуализации и личностной ориентации обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть хотя бы в самом общем виде понятие «личностно ориентированное образование», его основные цели и принципы.

Личностно ориентированные технологии обучения направ­лены прежде всего на развитие личности обучаемого, они акку­мулируют в себе в той или иной степени все перечисленные ранее педагогические технологии. Основная цель личностно ориенти­рованного образования — создание таких условий организации Учебного процесса, которые не только способствовали бы усиле­нию познавательной мотивации каждого ребенка, развитию его интеллектуального и духовного начала, но и гарантировали бы гуманное отношение к каждому обучаемому.

Личностная ориентация, персонализация образования пред­ставляются не революцией в педагогике, но существенным до­полнением к сложившейся системе обучения, предназначенным Для максимальной дифференциации и индивидуализации обучения в целях удовлетворения потребностей отдельных личностей,

переориентации системы обучения в школе от общих потребно-

стей к частным нуждам каждого ребенка.

Личностно ориентированные технологии обучения в условиях использования средств ИКТ создают условия для развития у обучаемых способности к самообразованию и саморазвитию самостоятельности и самореализации. Личностно ориентирован­ный (персонализированный) подход позволяет более полно про­явить и реализовать возможности ребенка в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особен­ностями. Индивидуальный подход к каждому ученику в процессе его работы с компьютером осуществляется за счет определенного стиля и характера информации, заложенной в интерфейс системы. Существует понятие «дружественный интерфейс». Дружественным принято называть интерфейс, который соответствует различным потребностям пользователя, генерирует положительные отклики на любые запросы, способствует созданию ситуации успеха, по­ложительному эмоциональному настрою. Компьютер должен восприниматься учеником в качестве помощника и исполнителя, действующего от его имени в виртуальной среде. Следовательно, учебная деятельность на уроке должна протекать в виде интерак­тивного диалога обучаемого с системой.

Использование средств ИКТ позволяет ученику организовать собственную деятельность сообразно потребностям и интересам в соответствии с уже имеющимися знаниями, предпочитаемыми способами и темпом учебной работы.

Дидактическими принципами личностно ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ являются сле­дующие:

• самоценность индивидуума;

• определение обучаемого как активного субъекта познания;

• социализация обучаемого;

• опора на субъективный опыт обучаемого;

• ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;

• учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;

• развитие коммуникативных способностей личности. Раскроем перечисленные принципы.

Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, раскрытии его твор­ческих способностей, общественно полезных, уникальных личност­ных и интеллектуальных способностей. Признается индивидуальная ценность каждого человека, его приоритет над коллективом.

Главная ценность личностного подхода — сам обучаемый, его культура и творчество.

Принцип определения обучаемого как активного субъекта познания (это особенно важно в условиях реализации широкого спектра возможностей ИКТ) означает, что в процессе обуче-педагогическое воздействие определяется собственной активностью субъекта, самостоятельным выбором целей, спо­собов и траектории обучения; способностью самоопределяться в учении, развивать свое мышление и творческие способности. Активность — высшая ступень жизненных отношений субъекта. Однако обучаемый может проявить активность только в том слу­чае если учебная деятельность будет сонаправлена с его индиви­дуальной мотивацией, собственными интересами и целями.

Принцип социализации обучаемого направлен на осуществле­ние развития социальных способностей личности. Этот принцип означает, что обучение и личностное развитие должны быть адап­тированы под требования социума. Успешная жизнедеятельность молодого человека в информационном обществе потребует от него не только широты взглядов, развитого интеллекта, самостоя­тельности и активности действий, но и умения решать личные задачи в соответствии с общим благом, т. е. социальными способ­ностями.

Рассмотрим возможности развития социальных способностей индивидуума при использовании средств информационных и ком­муникационных технологий. В системе образования нашей страны и других развитых стран все большее распространение получает всемирная сеть Интернет. Доступность и разнообразие информа­ционных ресурсов привели к тому, что работа в сетях стала неот­ъемлемой частью учебного процесса. Следовательно, реализация личностно ориентированного подхода должна быть основана на такой организации работы обучаемого в сети (локальной и гло­бальной), которая будет позитивно влиять на развитие его лич­ности вообще и развитие социальных способностей в частности.

Современные средства коммуникации становятся персональ­ным элементом взаимоотношения между участниками образова­тельного процесса. Обучаемые с помощью сетей взаимодействуют c одноклассниками, широким слоем людей, которые отличаются по интересам, возрасту, квалификации, национальности. Разно­уровневое общение (например, между молодыми людьми и людь­ми старшего возраста, между новичками и специалистами высоко­го класса) развивает не только интеллект, но и социальные и коммуникативные способности личности, помогает молодому человеку адаптироваться в окружающем мире. Таким образом, средства коммуникации помогают ученикам осваивать формы социального самоопределения и социального взаимодействия. Навыки социальных и психологических связей, полученные при работе в электронной среде, помогут молодому человеку адапти-

роваться в социуме, преуспеть в будущей профессиональной деятельности.

Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого позволя ет максимально индивидуализировать и дифференцировать обу. чение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий, в том числе лонгируюшего характе ра, в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий. Каждый ученик является носи­телем субъективного опыта, который непрерывно обогащается в процессе обучения. На субъективный опыт обучаемого наиболь­шее влияние оказывают:

• уровень развития интеллекта, уровень знаний, умений, на­выков;

• наличие у каждого человека склонностей и желаний, особен­ностей мышления, восприятия и познания окружающего мира, предпочитаемых способов переработки учебного материала;

• мотивация;

• степень предыдущих успехов.

Использование средств ИКТ позволяет обучаемым организо­вать собственную деятельность сообразно потребностям и инте­ресам в соответствии с уже имеющимися знаниями, предпочи­таемыми способами и темпом учебной работы. Опора на инди­видуальный опыт обучаемого позволяет оказать ему конкретную помощь и поддержку; способствует более полному удовлетворе­нию его потребностей.

Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, са­мообразование обучаемого означает, что основной приоритет личностно ориентированного обучения — это создание условий для самостоятельной учебной деятельности обучаемых. Одной из самых важных задач, решаемых в процессе становления личности, является полная реализация собственного «я». Этому способству­ет осознанная активность субъекта обучения. Каким образом может повлиять на познавательную активность применение средств ИКТ? Использование разнообразных возможностей средств ИКТ в обучении способствует увеличению доли самостоя­тельной учебной деятельности. Самостоятельность в познаватель­ной деятельности достигается за счет предоставления каждому обучаемому индивидуального «педагога» в виде персонального компьютера. Индивидуальная работа с этим «педагогом» способ­ствует возникновению осознанной активности ученика; он обязан выполнять все задания самостоятельно, а это развивает его твор­ческие способности, способствует созданию условий для само­реализации. Психологи отмечают, что в процессе самореализации происходит личностный рост индивидуума, его самосовершен­ствование. Это позволяет полнее раскрыть и реализовать его

Наши рекомендации