Понятие, причины и виды неопределенности в цепях поставок
Неопределенность –общее обозначение разного вида непредвиденных событий ,нарушающие функционирование ЦП.
Причины неопределенности:
1. Целенаправленное воздействие
· Террор
· Пиратство
· Хакерство
2. Нецеленаправленное воздействие:
· Природные катаклизмы
· эконом. среда (эк. кризисы)
· полит. среда (полит. кризисы)
· технологические отказы (оборудование, информационные системы)
· человеческий фактор ( непреднамеренные ошибки в планировании, управлении, координации, организации и т.д. цепи поставок; колебания спроса)
Виды неопределенности:
· Неопределенность среды – характеризует ограниченность знаний. В этих случаях неизвестные факторы представляют собой обычные объекты изучения теории вероятности
· Поведенческая неопределенность – неопределенность поставщиков и фокусной компании и их предпочтениями.
· Неопределенность целей – невозможность однозначного формулирования цели и условия соответствующих задач УЦП.
· Персоналистическая и логическая неопределенность – отражают неопределенность знаний и мышления человека.
Снижение неопределенности:
· Введения определенных т.н. резервов ( страховых запасов, доп складов);
· Улучшения информационного обмена для повышения качества, своевременности и доступности для всех участников ЦП прогнозов спроса;
· Введения системы мониторинга ЦП в случае возникновения нарушений и отклонений от плана
61. «Эффект хлыста» и задача интеграции планов.
Булвип эффект (Эффект хлыста, эффект кнута)-это разновидность неопределенности.
Булвип-эффект – это ситуация, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников цепи поставок.
При возникновении нарушается бесперебойность движения различных потоков.
Причины образования булвип эффекта:
1. Ошибки прогнозирования спроса;
2. Создание предприятиями дополнительных запасов;
3. Произвольное увеличение размеров партий поставок;
4. Колебания цен;
5. Запаздывания получения необходимой информации о потребностях;
6. Отклонения от плановых сроков и объёмов производства и поставок.
Менеджеры розничных сетей, сталкиваясь с резким всплеском потребительного спроса, склонны перестраховываться и в свою очередь размещать такой заказ, чтобы он позволил удовлетворить повышенный спрос с некоторым запасом. Когда же такой завышенный заказ прибывает (естественно, спустя некоторое время), всплеск интереса к товару, как правило, уже уступает место спаду, и на складе образуется избыток товара. Следовательно, следующий заказ будет либо отложен до расходования запаса, либо ощутимо сокращен в объеме. Дистрибьютор, получая такие неравномерные заказы, в свою очередь строит прогнозы с еще большим разбросом значений и озадачивает своего партнера по цепи поставок еще большими скачками (
Снижение булвип-эффекта возможно за счёт (интеграция планов):
1. Координации в цепях поставок, заключающейся в создании системы инф. обмена между участниками цепи создания стоимости для своевременного предоставления актуальной, достоверной, точной и полной информации о спросе и поставках;
2. Улучшение операционных процессов:
Ø Снижение размера партии поставок;
Ø Снижение длительности цикла поставок;
Ø Оптимизация управления запасами исходя из прогнозов спроса, а не имеющегося объема заказов;
3. Разработки ценовых стратегий для повышения устойчивости заказов:
Ø Переход от скидок на партию товара к годовым скидкам за объем заказов за определенный период времени;
4. Установление стратегических партнёрств и доверия между участниками ЦП.