Концепция интегрированного взаимодействия контрагентов в цепях поставок. Типы сотрудничества в цепях поставок

В теории УЦП: Интеграция – процесс взаимодействия между участниками ЦП, направленный на достижение общих целей путем расширения и углубления производственно-технологических связей, при совместном использовании ресурсов, объединении капиталов и создании благоприятных партнерских отношений для осуществления совместной эконом деятельности.

Интеграция: внутренняя и внешняя.

Внутренняя интеграция ЦП – совокупность бизнес-процессов, протекающих в рамках ФК (на рис – затемненная область).

Процесс внутренней интеграции по своей эк сущности можно отождествлять с термином «интегрированная логистика».

Концепция интегрированного взаимодействия контрагентов в цепях поставок. Типы сотрудничества в цепях поставок - student2.ru Рисунок: Интеграция макс. цепи поставок в обобщенном виде:

Интегрированная логистика– сквозное управление потоками лог системы, проходящими через все ее звенья, что согласуется с ее делением на функциональные области (логистика снабжения, производства, распределения), деятельность которых подчиняется общей цели всей системы в целом.

Подобное деление «позволяет более точно определять и решать локальные задачи организации и контроля внутри звеньев и элементов логистич. системы, т.к. объектами практической логистики могут быть не только потоки, но и единичные трансакции».

Т.о. цель применения интегрированного подхода в логистике состоит в необходимости объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации.

В разрезе концепции УЦП к необходимости объединения различных функциональных областей логистики и их участников надо также добавить и процесс координации между фокусной компанией и другими участниками цепи поставок. Поэтому рассматривая взаимосвязь центральной компании с ее контрагентами – поставщиками сырья и материалов, покупателями готовой продукции и различными посредниками – можно говорить о внешней интеграции цепи поставок.

Благодаря процессу внутреннего и внешнего интегрирования организации могут сделать свою цепь поставок более совершенной и, таким образом, максимально удовлетворять все возрастающие потребности конечного потребителя.

Применение концепции интегрированного взаимодействия контрагентов в цепях поставок позволяет получать оптимальные решения, в том числе:

· по уменьшению времени исполнения заказа,

· повышению качества логистического сервиса,

· минимизации общих логистических издержек,

так как за счет сокращения затрат на

· транспортировку,

· складирование,

· управление заказами, закупками и запасами,

· упаковку,

· уменьшение логистических рисков внутри цепи поставок

высвобождаются финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д.

Типы сотрудничества в цепях поставок: вертикальная и горизонтальная интеграция цепей поставок

Поиск новых путей взаимодействия с партнерами по ЦП имеет для компаний критически важное значение, т.к. все организации, включенные в ЦП, должны работать вместе над:

· планированием продуктов,

· прогнозированием,

· производством,

· распространением

· и доставкой.

Это также означает, что торговые партнеры должны совместно пересмотреть круг служебных обязанностей сотрудников и меру своей ответственности.

Основная трудность: определенным категориям специалистов, между которыми никогда не было искренних отношений (производителям и продавцам, производителям и дистрибьюторам), приходится сотрудничать и доверять друг другу. Сложно сформировать внутрикорпоративные процессы с привлечением людей, ранее не сотрудничавших между собой. Многие отказываются расширять ЦП, потому что опасаются, что как только они начинают передавать информацию поставщику или партнеру, то сразу теряют контроль над этим процессом. Тем не менее, интеграция комплексной цепочки поставок на базе сотрудничества имеет преимущества.

Один из способов такого сотрудничества: Стратегические союзы (горизонтальная интеграция)

– это совокупность взаимоотношений между партнерами на основе долгосрочных обязательств, гарантирующих взаимную выгоду.

Разновидность стратегических союзов – партнерство в поставках – «продолжающиеся взаимоотношения между компаниями, предусматривающие долгосрочные обязательства каждой из сторон и наличие общей информации, риска и вознаграждений, полученных в результате этих взаимоотношений».

Преимущество:

сотрудничество в течение длительного времени позволяет осуществлять инвестиции в совершенствование своих продуктов и операций, т.е. их качество будет постоянно повышаться.

Помимо этого – основные характеристики подобных союзов:

· организации тесно взаимодействуют на всех уровнях;

· менеджеры высшего уровня и остальные сотрудники организаций положительно относятся к союзу;

· общие культура бизнеса, задачи и цели;

· открытость и взаимное доверие;

· долгосрочные обязательства;

· обмен информацией, опытом, подходами к планированию и используемыми системами;

· гибкость и готовность совместно решать возникающие проблемы;

· постоянное совершенствование всех выполняемых операций;

· совместная разработка продуктов и процессов;

· гарантированная надежность и высокое качество товаров и услуг;

· соглашение по затратам и прибыли в целях справедливого и конкурентоспособного ценообразования;

· наращивание совместного бизнеса.

Помимо стратегических союзов, фокусная компания может строить партнерские взаимоотношения на базе вертикальной интеграции, т.е. она может приобрести в цепи поставок несколько звеньев. Варианты вертикальной интеграции:

1. Приобретение фокусной компанией миноритарного пакета акций другой компании, что дает возможность оказывать влияние на осуществление операций и в определенной степени их контролировать. Например, фокусная компания может приобрести миноритарный пакт акций дистрибьюторской компании для того, чтобы влиять на особенности распределения своей продукции.

2. Создание совместного предприятия двумя и более организациями, т.е. отдельные бизнес-структуры создают новую компанию, которой они будут совместно владеть. Например, организация внутри цепи поставок собственной транспортно-экспедиторской компании, совместная эксплуатация складских площадей, создание фирмы по оказанию услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств для участников цепи поставок.

3. Покупка фокусной компанией других организаций, действующих в цепи поставок.

Подобное поглощение бизнес-структур позволяет максимально контролировать осуществление операций в цепи поставок. Такой способ вертикальной интеграции может быть использован при освоении новых рынков – в этом случае фокусная компания покупает фирму, работающую в отрасли на данном рынке, и на ее базе организовывает свое производство. При этом достигаются срезу несколько целей. Во-первых, устраняется прямой конкурент, а во-вторых, используется уже существующая система контактов и связей внутри отрасли. Помимо этого может быть использован имидж компании, ее репутация и известность на рынке.

Наши рекомендации